Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Конспект НОД
по развитию речи
с детьми 6-7 года жизни
««Заучивание стихотворения
И. В. Сурикова «Зима» с использованием мнемотаблицы»
Воспитатель: Грек Светлана Александровна
2021 год
Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, об ее основных особенностях. Учить детей пользоваться средствами мнемотехники при заучивании стихотворений.
Обучающие: Расширить и закрепить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно. Учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивающие: Развивать способность к наблюдению, мышлению, речи, воображению. Помочь детям понять содержание стихотворения и запомнить его с опорой на план - схему.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение договариваться и работать как сообща, так и выполнять её самостоятельно.
Материалы: Ноутбук, проектор, презентация «Зима», магнитофон, аудиозапись стихотворения И. В. Сурикова «Зима».
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: В круг скорее становитесь,
Крепко за руки беритесь,
Улыбаться нам не лень,
Дружно скажем: «Добрый день!»
II. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо, а вот и оно. А для того, чтобы узнать от кого оно, надо отгадать загадку:
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня… (Зима)
Сейчас я вам прочитаю, что она написала:
«Дорогие ребята! Я слышала, что вы очень хорошие и умные дети. Поэтому прошу вас выполнить задания, которые вам прислала вместе с подружками-снежинками. Ваша Зима»
Воспитатель: Ребята, будем выполнять задания? (Ответы детей)
III. Основная часть.
Воспитатель: Задание 1. Ребята, вам нужно назвать зимние месяцы.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Задание 2. Здесь задание такое: нам нужно сказать предложение наоборот. Я буду кидать вам мяч и говорить начало фразы, а вы мне эту фразу продолжаете, подбирая противоположные слова по смыслу.
Летом дни жаркие, а зимой холодные;
Летом день длинный, а зимой короткий;
Летом катаются на роликах, а зимой на коньках;
Летом небо светлое, а зимой серое;
Осенью листопад, а зимой снегопад;
Снег мягкий, а лед твердый.
Воспитатель: Задание 3. «Доскажи словечко». Я начну –вы продолжайте, дружно хором отвечайте.
Тихо, тихо как во сне падает на землю … снег;
С неба все летят пушинки серебристые …снежинки;
На деревья, на лужок тихо падает …снежок;
Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад;
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки;
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю слепить снеговика.
Физминутка «Снег руками нагребаем»
Воспитатель: Задание 4. Это самое сложное задание. В этих картинках зашифровано стихотворение (показываю мнемотаблицу), которое вам надо выучить. Давайте назовём, что нарисовано на этих картинках. (Дети называют то, что нарисовано на картинках).
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте стихотворение, называется «Зима», его написал поэт Иван Захарович Суриков, посмотрите на экран. (портрет И. Сурикова).
Прослушивание стихотворения в аудиозаписи.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо, падает, ложиться.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось это стихотворение? / Ответы детей /.
- О чем это стихотворение? / о «Зиме»/.
- Какой снег в воздухе кружится? /белый снег, пушистый/.
- Как заснул тёмный лес? /крепко, непробудно/.
- Какими стали дни? /короткие – короче/.
- А что говорится про зимнее солнце? /солнце светит мало/.
- Что случилось, когда настала зима? /вот пришли морозы/.
Воспитатель: Послушайте ещё раз стихотворение и сравните с картинками в таблице и постарайтесь его запомнить. (Воспитатель читает стихотворение, показывая мнемотаблицу).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение с опорой на таблицы. (Читаем по таблице хором два раза).
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру, которая называется «Продолжить»
У меня есть волшебная палочка, на кого она укажет , тот ребенок продолжает стихотворение.
Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете.
Белый снег /пушистый в воздухе кружится/
И на землю /тихо, падает, ложиться. /
И под утро /снегом поле забелело,/
Точно пеленою/ всё его одело. /
Тёмный лес, /что шапкой/
Принакрылся/ чудной/
И заснул/ под нею/Крепко, /непробудно. /
Стали дни/ короче,/
Солнце/ светит мало,/
Вот пришли/ морозцы-/
И/ зима настала. /
Воспитатель: Ребята, а кто хочет сам рассказать стихотворение? (Дети по желанию рассказывают стихотворение).
IV. Рефлексия.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме).
-Кто написал стихотворение «Зима»? (И. Суриков)
-Что помогло нам запомнить стихотворение? (схемы).
-Ребята, вы вечером дома, обязательно, расскажите стихотворение Ивана Сурикова «Зима» и нарисуйте картинки к нему.