МБДОУ д/с №23 «Берёзка» с. Красное,
Николаевского муниципального района, Хабаровского края
Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию с использованием регионального компонента
в подготовительной группе
« Чудеса Хабаровского края ».
Воспитатель: Городнова И.А.
2019г.
Предварительная работа: организация и проведение экскурсий в краеведческий музей им. Розова, в центр культуры народов КМНС, экскурсия на реку Амур, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Хабаровский край», составление рассказов на темы: «Наше родное село», «Наш город – Николаевск-на-Амуре», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», знакомство детей с художественными произведениями писателей и поэтов Хабаровского края, изодеятельность на тему: «Дальневосточная тайга», « Село Красное-прекрасное», «Лотосы», «Амурские тигры» и др.
Цель: закрепление знаний и расширение представлений детей о чудесах Хабаровского края.
Задачи:
•Расширить и закрепить знания детей о родном крае: его истории и культуре, географическом положении, растительном и животном мире.
•Воспитывать бережное отношение к объектам природы родного края.
•Развивать творческие способности детей.
•Формировать доброжелательные отношения друг к другу, воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения.
Методы и приемы: метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря (лотос Комарова, мягкотелая черепаха, петроглифы, амурский тигр, Красная книга и др.), художественное слово, загадки, песня «Песенка о родном крае». Использование презентации «Чудеса Хабаровского края», музыкальное оформление занятия; использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Практические: физкультминутка «Мы-тигрята», рисование на камнях, заполнение интеллект-карты.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов о Хабаровском крае.
Словесные: беседа, объяснение, ситуативный разговор, чтение стихов, пение песен.
Материалы: карта Хабаровского края; иллюстрации о Хабаровском крае, природе; репродукции герба, флага Хабаровского края; карандаши, бумага, камни, имитация «Озеро лотосов», листы бумаги с картой Хабаровского края (интеллект-карта).
Средства ИКТ и ТСО: видео- и аудио - записи, презентация.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Дети заходят в музыкальный зал, где оформлены на стенде материалы о Хабаровском крае: иллюстрации о Хабаровском крае, природе; репродукции герба, флага Хабаровского края; карта Хабаровского края.
Воспитатель: Сегодня у нас замечательный праздник-День рождения нашего края. В каком крае мы с вами живем?
Ответы детей: - мы живем в Хабаровском крае.
Воспитатель:- сколько лет исполнится нашему Хабаровскому краю в этом году?
Ответы детей: - нашему краю исполнится80 лет!
Воспитатель: - А вы любите путешествовать? (ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Хабаровскому краю и познакомимся с его чудесами. Все готовы? Тогда в путь!
II. Основная часть
Воспитатель: - Предлагаю вам подойти к карте Дальневосточного Федерального Округа и найти на ней Хабаровский край. (Дети рассматривают карту, с помощью воспитателя отыскивают Хабаровский край, он обозначен на карте оранжевым цветом, проводят указкой по границе края).
Воспитатель: - Хабаровский край расположен в восточной части Российской Федерации, в Дальневосточном федеральном округе. Давайте с вами рассмотрим карту: что это за голубые ленты и голубые пятна?
Ответы детей:- это реки и озера
Воспитатель: - Какая самая широкая река протекает по нашему краю?
Дети: - это река Амур.
Воспитатель: - По количеству видов рыбы Амур — самая богатая река в России. Здесь водится 108 видов рыб. Какая рыба водится в водах Амура? (ответы детей) Амур - это первое чудо Хабаровского края (дети рассаживаются на стульчики и воспитатель показывает первый слайд презентации о Хабаровском крае)
Воспитатель: - Как вы думаете, какое второе чудо нашего края? (ответы детей) Хотите узнать какое это чудо Хабаровского края? (ответы детей). Это Амурский мост. Почему же его назвали чудом?
Ответы детей:- потому что красивый, самый протяженный, на нем два яруса: для автомобилей и поездов.
Воспитатель показывает второй слайд презентации - Амурский мост и продолжает рассказы детей об Амурском мосте: Его конструкция получила золотую медаль Парижской выставки одновременно с конструкцией Эйфелевой башни. Его построили в рекордно-короткие сроки, всего за 4 года (причем в условиях Первой мировой войны, когда германский флот топил пароходы, на которых пролетные строения сплавляли из Европы на Дальний Восток). Во время его строительства клепальщики получали по рублю золотом (большие деньги в то время) за каждую клепку. Его взрывали во время гражданской войны. Его сбросили с опор, чтобы построить заново, и одна из его старых полукруглых ферм теперь – самый крупный в мире экспонат музея. Его и называли всегда так – Амурское чудо. Мы знаем: в мире много и других замечательных мостов, но в Хабаровском крае такой один. Мост поражает своими размерами, это совмещённый мост: железнодорожный и автомобильный.
Воспитатель: - следующее чудо нашего края - это Петроглифы (воспитатель предлагает детям хором повторить новое слово, а затем индивидуально) Сикачи-Аляна, памятники древнейшей цивилизации, ровесники Египетских пирамид. Не далеко, не близко, не высоко, не низко, а в 70 км от Хабаровска, на правом берегу Амура, у сел Сикачи-Аляна и Малышево, стоят валуны из базальта. На них – петроглифы, которые представляют собой изображения личин, зверей, птиц, змей, лодок. Нанайская легенда гласит: когда-то вся Земля была очень горячая, и камни на ней плавились от жары. Боги забавлялись этим и рисовали пальцами на расплавленных камнях забавные рожицы. Потом великий охотник спас Землю от нестерпимого жара, а рисунки богов так и остались. Петроглифы Сикачи-Аляна более загадочны, чем древнейшие египетские пирамиды, хотя и появились в то же время. (Воспитатель показывает слайд презентации) Как вы думаете трудная эта работа? (ответы детей)
Воспитатель: - Вы хотите попробовать себя в роли древних людей, рисующих петроглифы? (ответы детей)
Воспитатель: - Подойдите к столам, что вы на них видите?
Ответы детей: - камни, фломастеры, изображения петроглифов.
Воспитатель: Предлагаю вам присесть за столы и на камнях попытаться изобразить зверей, птиц, людей, может быть сценки охоты или рыбалки древних людей. (Дети на камнях рисуют петроглифы)
Воспитатель: - чтобы узнать какое следующее чудо Хабаровского края, вы должны отгадать загадку:
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный. (Ответы детей: тигр)
Воспитатель: - молодцы! Это действительно – Амурский тигр (показывает следующий слайд презентации). А что вы знаете о тигре?
Ответы детей:- Амурский тигр — царь дальневосточной тайги.
Воспитатель: - На самом деле, удивительно, что эта гигантская кошка среди кошачьих живёт в нашей тайге: климат здесь суровый. Конечно, амурский тигр приспособился к местным холодным зимам. Но его численность сокращается: растёт он медленно, лесные пожары, снежные зимы, браконьеры…всё это влияет на численность популяции амурского тигра. Чтобы спасти это красивое животное от исчезновения его занесли в Красную книгу.
Шерсть амурского тигра очень густая, поскольку местность обитания отнюдь не славится теплым климатом. По этой же причине у амурского тигра имеется жировая подкладка на животе, так теплее переносить жестокие ветры, лежа в снегу. Основной цвет шерсти желтый, живот белый. У амурского тигра короткие лапы, но широкая подушка лап, чтобы не проваливаться в глубокий снег. Много внимания амурскому тигру приходится уделять охоте на косуль, оленей и кабанов.
Физкультминутка «Мы — тигрята»
Воспитатель: - Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.
Прибежали тут тигрятки,
И все начали зарядку.
Вот раздался страшный рык —
На лужайку прыгнул тигр.
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны.
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте.
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.
Вот пришел конец зарядке,
Разбежались все зверятки.
Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку, и вы узнаете следующее чудо Хабаровского края:
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются
Ответы детей:- Лотос
Воспитатель: - Вы отгадали и это чудо нашего края. Правильно это загадочный и прекрасный цветок, растущий на озерах Хабаровского края (показывает слайд презентации) А что вы знаете об этом цветке?
Ответы детей: - лотос - одно из древнейших растений планеты: он цвел еще 100 миллионов лет назад, когда были еще динозавры. Лотос приспособился к похолоданию (во время мороза, когда корешки вымерзают, семена цветка впадают в спячку и способны так жить сотни лет). Цветок очень нежный и недолговечный: если его сорвать, он завянет через пару часов, даже если держать в воде. Любоваться лотосом можно только на озере.
Воспитатель: - Таких озер в мире осталось катастрофически мало, можно пересчитать по пальцам. С каждым годом и здесь лотосов Комарова становится все меньше. Это самый крупный и красивый вид лотоса на планете, он занесен сразу в три Красные книги – края, России и мира. На самом деле нельзя не восхититься его красотой, диаметр цветущего лотоса достигает 30-32 см. Это древнейшее растение следует охранять от браконьеров. Лучше приехать и посмотреть, как он цветёт. Считается: кто увидел цветущий лотос, будет счастлив весь год.
Воспитатель: - Давайте еще раз вспомним о чудесах Хабаровского края.
Ответы детей: - река Амур, Амурский мост, петроглифы Сикачи-Аляна, Амурский тигр, лотос Комарова. (Воспитатель еще раз показывает слады презентации без комментариев)
III. Заключительная часть
Воспитатель: - вот и подошло к концу наше путешествие по родному Хабаровскому краю, и вы теперь можете ответить на вопрос «Чем интересен и богат Хабаровский край?»
Что вам понравилось во время нашего путешествия? Что нового узнали? Что было самым интересным? Ответы детей.
Воспитатель:- А чтобы вы ничего не забыли и смогли рассказать родителям о нашем занятии, предлагаю вам заполнить карты о родном крае. (Дети заполняют интеллект-карты: в центре очертание Хабаровского края и от него дети рисуют несколько стрелочек, где дети схематично могут изобразить цветок-лотос, амурского тигра, флаг или герб края и т. д.).
После заполнения интеллект-карты дети читают стихи о Хабаровском крае:
Хабаровский край — дом мой родной.
Хабаровский край, горжусь я тобой!
Хабаровский край — здесь много чудес:
Сопки высокие, сказочный лес.
В Хабаровском крае Амур протекает...
Всех лучше Хабаровский край, я это знаю!
Над Амуром небо голубое.
Шепот рощ, да гомон птичьих стай…
Как не залюбуешься тобою, Край родной, дальневосточный край!
Все здесь сердцу чуткому отрадно,
Все невольно привлекает взор:
Лес осенний — празднично нарядный,
Разнотравья летнего ковер.
По весне разливистые зори,
А зимой — бескрайние снега.
Круглый год широкая, как море,
Над Амуром плещется тайга…
Сколько в мире чудес! Пирамиды и храмы,
Ледники и сады, замки и города…
Я тебе расскажу о Хабаровском крае,
Кто здесь раз побывал – полюбил навсегда!
Есть у нас чудеса: и рисунки на скалах,
Что древней пирамид, и Шаманка-гора,
Водопады и айсберги (это Шантары),
Собирайся скорее в дорогу - пора!
Это наша земля! Широка панорама –
До Охотского моря раскинулся край:
Заповедник Хехцирский и озеро Амут,
Горы Дуссе-Алиня – маршрут выбирай!
Говорят - «край земли», говорят - «край таёжный»,
«Здесь хозяин тайги тигр Амурский живёт», -
Без туманов, тайги жить, конечно же, можно,
Только здесь, «на краю», солнце раньше встаёт.
Лето. Солнце. Тепло. И на чистых озёрах
Распускается лотос – увидеть спешу!
Край таёжный, озёрный, морской – сердцу дорог,
Чудо выбрать какое – никак не решу!
То речным бережком, то лесною тропинкой
По просторам родным я иду с рюкзаком,
Чудо можно найти в самой малой былинке,
Если знаешь свой край – значит, с чудом знаком!
Красоту наблюдай! Чудеса есть повсюду -
Облаков над Амуром коснулась заря…
(Кстати, мост над рекою – «Амурское чудо» -
Знали даже в Париже, конечно, не зря!)
Сколько в мире чудес! – сосчитаешь едва ли -
Хорошо побывать на Китайской Стене,
По Парижу пройтись - манят дальние дали,
Но немало чудес и в родной стороне!
Воспитатель:- Хабаровский край это часть нашей великой страны. В наследство от своих предков вы получили великую страну, прекрасную и богатую, и ваша задача – передать её потомкам ещё более богатой и прекрасной. Это делать вам – юным гражданам России.
Исполняется песня - «Песенка о родном крае».
Дети уходят из музыкального зала под музыку «Амурский вальс».
Использованные источники:
1. https://pihtahvoya.ru/zapovedniki-dalnego-vostoka/bolshechechtsirskiy-zapovednik/bolshechechtsirskiy-zapovednik
2.https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-cikla-klassnyh-chasov-quot-zapovednye-mesta-habarovskogo-kraya-quot-297370
3.https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/scenariy-konferencii-posvyaschennoy-75-letiyu-habarovskogo-kraya-quot-7-chudes-habarovskogo-kraya-quot-370984
4.https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/issledovatelskaya-rabota-quot-pamyatniki-prirody-habarovskogo-kraya-quot-901827
5.https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/foto-zagadki-quot-laquo-rastitelnyy-i-zhivotnyy-mir-habarovskogo-kraya-raquo-667302
6.https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/prezentaciya-k-viktorine-quot-znatoki-habarovskogo-kraya-quot-873268
7. Перец С.В. “ООПТ Хабаровского края”; - Хабаровск, АСТ-пресс, 2002 г
“Живая планета”.
8. Сайт при Правительстве Российской Федерации, Охраняемые природные объекты Хабаровского края.