Конспект НОД в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи звук Ж»
Воспитатель Жданова И.В.
Цель: воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках). Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж»
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.
- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.
Демонстрационный материал: игрушка жука; картинки на заданные звуки «Ж»; пальчиковая игра «Волшебная дорожка»
Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; картинки с предметами; бумажный жук
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов, изготовление жуков.
Ход НОД
Подготовительный этап
Организационный момент
Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им наши улыбки и хорошее настроение.
- Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво.
Давайте вспомним нашу «Напоминалочку»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: - Ребята, что нам помогает говорить?
Дети: - Язык.
Воспитатель: - А где живёт язычок? (во рту)
- Давайте поиграем с язычком.
(Проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Блинчик»)
(Показ воспитателя; счёт от 1 до 5.
При затруднениях – «непослушный язычок»
На губу язык клади
Пя-пя-пя произноси.
Мышцы расслабляются,
Лопатка получается)
2.На качелях язычок качался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
3.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка»)
- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.
Основная часть.
Сюрпризный момент
У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится песенка. Закройте глазки и послушайте - Ж-ж-ж.
Воспитатель: Кто поёт эту песенку?
Дети: Жук.
Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.
Воспитатель: Да, здесь действительно находится жук. Наверное, из-за такой необычно теплой зимы он проснулся и как-то попал сюда. И он постоянно жужжит. Может громко жужжать, может тихо.
Посмотрите, наш жук взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж.
Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?
Дети: Да!
Запомнили песенку жука? (да) Сейчас я проверю.
Упражнение «Внимательные ушки»
Я буду петь разные песенки, когда вы услышите песенку жука, хлопните в ладоши.(ш, з, ж, ж, с, ж)
Воспитатель: Оказывается песенка жука звучит так, как звук Ж. Наши ушки слышат звук Ж, а язычок произносит звук Ж. Песенка жука звучит как? (Как произносится звук Ж)
Песня жука поётся так же как и песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом.
Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню). А теперь приложите ладонь и спойте песню гуся. Поёт горло?(нет)
Давайте поучимся петь песенку жука. 1.Откройте рот. 2.Положите язычок на нижнюю губу.( проверить ) 3.А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Прикройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.
Спойте песенку жука (хоровые и индивидуальные). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.
Дети пропевают песенку жука.
Воспитатель: Молодцы!
Ф/м
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в жуков:
Покружились, покружились
И в жучков мы превратились.
Пока звенит бубен, жучки «летают», когда бубен замолчит, жучки садятся на цветочек и жужжат. ( Дети «летают» по группе, приседают и жужжат)
- Какие хорошие жуки у нас получились, но нам пора превращаться в ребят:
Покружились, покружились
И в ребяток превратились.
А сейчас Жук приглашает вас в свою школу для жуков. Присаживайтесь за столы. Жук решил вас потренировать правильно произносить его любимый звук. Для этого он приготовил задания.
упражнение «Волшебная дорожка».
Воспитатель: - На ваших столах находятся дорожки и бумажные жуки, но у них нет лапок.
Давайте с помощью наших пальчиков приделаем жуку лапки и пусть он смело бежит по дорожке.
(Дети просовывают пальчики в дырочки и имитируют бег жука).Помогите жуку добежать до цветка, произнося при этом отчётливо : жа-жа-жа; жо-жо-жо; же-же-же; жу-жу-жу
(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»)
Воспитатель: Хорошо, переверните свои карточки. На обратней стороне изображены предметы, вам надо поднять и показать те, в названии которых есть звук «ж». (жук, кот, живот, жаба, жилет, жёлудь, лодка, жираф, ракета).
Автоматизация звука Ж в чистоговорках
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
Же-же-же-же – ёжик съел его уже
Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи
(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки.
А теперь давайте встанем и чистоговорки не только расскажем, но ещё и покажем. (Проговаривают чистоговорки с показом движений: топают; вытягивают руки, как угощают; поднимают плечи, как удивляются; гладят животик)
Воспитатель: Следующее задание Жука «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе...(живот)
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын...(жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по... (животикам).
Солнце светит очень ярко
Бегемотам стало... (жарко).
Заключительная часть. Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком Ж.
Воспитатель: Какие задания жука вам больше понравились?
Воспитатель: Нашему Жуку пора улетать
Воспитатель: Правильно. Вам он на прощание дарит раскраски. Вы справитесь с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Дети прощаются.