Конспект НОД по знакомству с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в младшей группе
Цель: обеспечивать условия для нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить делать выводы на основании поступков героев: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.
2. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
3. Развивать детское творчество в процессе продуктивной деятельности.
4. Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.
5. Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми.
Оборудование: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», иллюстрации по сказке, музыкальное сопровождение: аудиопособие Сергея и Екатерины Железновых «Музыка для выхода персонажей сказки», персонажи сказки для кукольного театра, гуашь белого и черного цвета, салфетки, тонированные альбомные листы с нарисованным силуэтом козленка, мультфильм «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Союзмультфильм, 1953).
Содержание занятия:
1. Приветствие. Сюрпризный момент – приход куклы Аленушки.
2. Чтение русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» под музыкальное сопровождение: аудиопособие Сергея и Екатерины Железновых «Музыка для выхода персонажей сказки».
3. Обсуждение с детьми русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» при помощи демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи.
4. Показ понравившихся фрагментов с помощью кукольного театра.
5. Предметное рисование по образцу в нетрадиционной технике – рисование пальчиками на тему «Козленок».
6. Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
7. Заключительная часть.
Ход занятия:
1. Приветствие. Сюрпризный момент – приход куклы Аленушки.
Воспитатель в русском сарафане появляется перед детьми с куклой Аленушкой (грустной). Садится перед детьми.
– Здравствуйте!
Любите, ребята, сказки?
Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете?
Сейчас их повстречаете!
– Я к вам пришла из страны сказок, да не одна, а с Аленушкой за помощью. Предлагаю всем внимательно послушать, что она нам расскажет.
Аленушка:
Потерялся братец мой,
Иванушка, вчера.
Он играл на травушке,
Пропал он со двора.
– Я предлагаю вам послушать русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и разобраться со всем по порядку.
2. Чтение русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» под музыкальное сопровождение: аудиопособие Сергея и Екатерины Железновых «Музыка для выхода персонажей сказки».
3. Обсуждение с детьми русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» при помощи демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи.
– Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (Ответы детей).
– Какие отношения между героями? (Ответы детей).
– Слушал ли Иванушка свою сестру? К чему это привело? (Ответы детей).
– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как? Почему «ведьму» никто не распознал, только Иванушке все было ведомо? (Ответы детей).
– Кто оживил Аленушку? (Ответы детей).
– Как заканчивается сказка? (Ответы детей).
– Чему учит сказка? (Ответы детей).
4. Показ понравившихся фрагментов с помощью кукольного театра.
- Какой эпизод сказки вам понравился больше? Давайте мы с вами попробуем его
Разыграть с помощью кукольного театра.
5. Предметное рисование по образцу в нетрадиционной технике – рисование пальчиками на тему «Козленок».
– Напомните мне, пожалуйста, в кого превратился братец Иванушка?
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию братца Иванушке в облике козленка. Какая у козленка шерстка? (Белая, мягкая, пушистая).
(Воспитатель раздает детям альбомные листы, на которых на зеленом фоне нарисован силуэт козленка и говорит, что козленочку холодно, у него нет шерстки. Воспитатель предлагает детям нарисовать шерстку козленку. Воспитатель показывает детям как нужно опускать кончик пальчика в белую краску и делать на силуэте козленка точки. Точки должны прилегать плотно друг к другу).
6. Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
– Ребята, давайте вспомним всех героев сказки, посмотрев мультфильм.
(Советский рисованный мультфильм «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Союзмультфильм), созданный в 1953 году режиссёром-мультипликатором Ольгой Ходатаевой).
7. Заключительная часть.
− Вы сегодня прослушали сказку. Как называется сказка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
− Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло? (Ответы детей).
– Иванушка – послушный мальчик? Почему? (Ответы детей).
– Какие герои сказки вам понравились? (Ответы детей).
– Ребята, а кто вам не понравился? Почему вам не понравились эти герои? (Ответы детей).
− Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» учит детей слушаться старших, любить друг друга, не оставлять близких в беде.