Конспект НОД с использованием ИКТ
Тема: «Луч. Отрезок. Транспорт»
Цель:
Формировать первичные представления о геометрических понятиях: луч, отрезок,
и других линиях.
Задача: сформировать первичные понятия об отрезке и луче как части прямой; о их сходстве и различии; совершенствовать умения выполнять простейшие геометрические построения. Развивать умение грамотно называть луч, прямую, отрезок; развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов; воображения, развивать речь, коммуникативные качества учащихся. Воспитывать познавательный интерес, аккуратность при выполнении геометрических построений.
Материалы и оборудование:
Мультимедиа, аудиозапись – Песня Красной Шапочки.
Раздаточный – цветные карандаши, магнитные полоски длиною 20см, 15 см, 10 см и 5 см, альбомные листы с точками и направляющими стрелками.
Ход НОД:
На прошлом занятии мы с вами путешествовали по стране Геометрии вместе с Точкой. На что похожа точка? На что похожи кривые линии, прямые? Где можно увидеть много точек?
Сегодня точка снова приглашает нас в новое увлекательное путешествие. Согласны? И отправляемся вместе с точкой в путешествие по прямой дороге. (звучит «Песня Красной Шапочки») (Слайд №1)
Шла - шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?»
-Что вы, ребята, ответите ей? (ответы детей могут разделиться)
Без конца, без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти,
Не найдешь конца пути.
Опечалилась Точка: «Как же быть? Так и идти без конца?»
-Ребята, кто может помочь нашей Точке? (ответы детей)
Тут появились ножницы. (Слайд №2)
Узнали они, о чем печалится Точка, щелкнули перед самым её носом и разрезали дорогу сначала с одной стороны, а потом – и с другой.
«Как интересно, - воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? (Дети высказывают свои варианты)
-Это – отрезок, часть прямой. Ограничен с двух сторон.
- Откуда появилось такое название- отрезок? (ОТРЕЗОК)
Посмотрите вокруг и найдите то, что вокруг вас напоминает отрезки. (ответы детей).
Сравнение отрезков по длине на магнитной доске:
На магнитной доске четыре полоски – отрезки разных цветов. Возьмите две полоски и сравните их по длине. Как это сделать? (Уточняется, что при наложении концы отрезков с одной стороны должны совместиться.)
- найдите место для двух оставшихся полосок.
Вышла Точка на полянку и увидела яркое солнышко. Посмотрела на него и увидела линии. (Слайд №3)
- Рассмотрите линии, отходящие от солнышка. Какие это линии? (прямые)
- можно ли их продолжить в обе стороны? (нет, только в одну)
-Как называются эти линии у солнышка? (ЛУЧ)
(Слайд №4) Найдите на волшебном экране прямые, лучи и отрезки.
Точка приглашает дальше. Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно ответить на вопросы Точки. Все готовы?
Назови двумя словами:
- Корабль, яхта, пароход, лодка (водный транспорт);
- поезд, машина, мотоцикл, велосипед (наземный транспорт);
- самолет, вертолет, воздушный шар, дельтаплан (воздушный транспорт)
Найди лишнее слово:
- трактор, автобус, троллейбус, трамвай;
- колесо, прямая, туча, асфальт, перекресток.
- горох, град, снежинка, палка, звездочка.
- ракета, дельтаплан, вертолет, теплоход, дирижабль.
- катер, катамаран, лодка, грузовик, корабль.
А сейчас мы с вами пересядем на транспорт: физкультминутка по (слайду №5):
- автобус – присели, руки впереди;
- самолет – руки расправлены в стороны;
- ракета – прыжок вверх, хлопок над головой;
- корабль – руки на поясе, качание из стороны в сторону;
- грузовая машина – руки вытянуты впереди, крутим руль.
Точка приглашает вас дальше в увлекательное путешествие «По точкам на листочке»
Посмотрите, на листах точка путешественница оставила свой след.
(рисунок на слайдах) (слайд №6)
Соедините точки по стрелкам линейкой и дополните свой рисунок по желанию, что бы на нем были прямая линия, кривая, луч. Подумайте, где их лучше нарисовать?
Итог:
-Чему учились на занятии? Что узнали нового?
Скажите, сколько концов у отрезка? у прямой? у луча?