Занятие № 2. Лексическая тема: ИГРУШКИ
Цель: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме “Игрушки”. Совершенствование грамматического строя речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- отрабатывать навык использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа
- образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
- учить составлять предложения по схемам;
Коррекционно-развивающие:
- углублять знание детей по теме; закреплять употребление предлога с;
- развивать логическое мышление;
- развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей
Оборудование:
-мультимедийный проектор, презентация «Игрушки», игрушка Буратино, цветные карандаши
Ход занятия:
Организационный момент:
Презентация:
Слайд 1:
- Ребята, сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем тему нашего сегодняшнего занятия. А чтобы вам было интереснее, мы откроем наши тетрадки и раскрасим отгадки.
отгадайте загадки и раскрасьте отгадки
1. Деревянный Человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти. Пирамидка
2.Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
Но ударишь – нипочем
Не угнаться за ….. мячом
3.Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть... кубики
4. Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто? Кукла
- Молодцы, ребята, кто же нам скажет, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (об игрушках)
Основная часть:
Слайд 2:
Сегодня мы с вами отправляемся в страну игрушек! Но сначала нам нужно подготовиться, потренировать наш язычок!
Артикуляционная гимнастика:
Мои губы трубочкой
Превратились в дудочку
Долго я дудеть могу
Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Дудочка
Язычок наш как лопатка –
Очень ровный, очень гладкий
А такой лопаткой
И копать приятно Лопатка
Я - веселая лошадка
Темная, как шоколадка
Язычком пощелкай громко
Стук копыт услышишь звонкий Лошадка
Слайд 3:
- Ну вот, теперь мы готовы к путешествию! Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова! (дети встают, закрывают глаза, крутятся вокруг себя)
Глазки ты закрывай
И фантазию включай
Раз, два, три –
Быть по- моему вели –
Раз, два, три –
В страну игрушек нас перенеси!
Слайд 4:
- Посмотрите, ребята, что это такое? Догадались? Это фабрика игрушек. Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, какой долгий путь проходят игрушке, прежде чем попасть к вам.
- Их делают на фабрике игрушек.
Слайд 5:
На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов.
Слайд 6:
- Посмотрите, кубики, матрешка, пирамидка, лошадка – сделаны из дерева, значит, они какие игрушки? (деревянные игрушки)
Слайд 7:
- посуда, ведро, кукла, конструктор – сделаны из пластмассы, значит они какие? (пластмассовые игрушки)
Слайд 8:
- мишка, мышка, зайка, собачка – сделаны из плюша, значит они какие? (плюшевые игрушки)
Слайд 9:
- паровозик, машина, конструктор, самолет – сделаны из металла, значит они какие? (металлические игрушки)
Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки.
Слайд 10:
- А потом игрушки упаковывают в коробки и отправляют в магазин. Давайте посмотрим, какие игрушки готовы отправиться к ребятам
Игра «Один – много».
Утенок – утята – в коробке много утят
Овца – овцы – в коробке много овец
Ведро – вёдра – в коробке много вёдер
Кубик – кубики – в коробке много кубиков
Кукла – куклы – в коробке много кукол
Слайд 11:
Физминутка
Слайд 12:
- Смотрите, ребята, кто нас приветствует в стране Игрушек? (кукла Буратино)
Слайд 13:
- Давайте поприветствуем Буратино!
Пальчиковая гимнастика
На большом диване в ряд, попеременно хлопают в ладоши и
Куклы рядышком сидят: стучат кулачками
Два медведя, Буратино, загибают поочередно все пальчики
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот как можем мы считать! разгибают поочередно пальчики
попеременно хлопают в ладоши и стучат
кулачками
Слайд 14:
Буратино: Ребята, как я рад вас видеть! У нас случилась беда: все игрушки поссорились и перестали дружить друг с другом. Помогите мне их помирить, и тогда в стране Игрушек снова наступит мир!
- Но почему же произошла ссора в стране Игрушек?
Буратино: все потому, что игрушки не смогли найти себе хозяев! Давайте ребята выберут себе игрушку и скажут чья она!
- Ребята, давайте поможем игрушкам.
Слайд 15:
Игра «Это чей?»
Это моя кукла
- Ребята, чья это теперь кукла? - Это Анина кукла
- Это моя пирамидка
- Это мои кубики
- Это мой котенок
- Это мой паровозик
- Это мое ведро
- Это мой Буратино
- Это моя машина
- Это мои машины
-Это мой робот
- Это мои мишки
Слайд 16:
Физминутка (выполнять движения по тексту)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Слайд 17:
- Ну вот, ребята разобрали игрушки, теперь у всех игрушек есть хозяева. Давайте покажем, как мы любим наши игрушки и назовем их ласково
Кукла – куколка
Машина – машинка
Грузовик – грузовичок
Мяч – мячик
Ведро – ведерочко
Лопата – лопаточка
Паровоз – паровозик
Заяц – зайчик
Шар – шарик
Слайд 18:
Дыхательная гимнастика:
- Молодцы, ребята! А сейчас давайте сделаем дыхательную гимнастику, потренируемся надувать воздушные шарики. Умеете? Я вас сейчас научу. Сделали шарики из ладошек. Приготовились.
- Делаем спокойный глубокий вдох носом и длительный выдох в ладошки, сложенные шариком.
Слайд 19:
Игра «Кто с кем играет»
- Ну вот, в стране игрушек полный порядок. Игрушки довольные, ведь теперь ребята будут с ними играть. Давайте посмотрим, с какими игрушками играют Аня и Ваня.
Ваня играет с ракетой, дудочкой, лошадкой, мячиком, солдатиками, кубиками, с игрушками
Аня играет с мишкой, шариком, лягушкой, клоуном, куклой, домиком, львом.
Слайд 20:
- Посмотрите, ребята. Нам нужно распределить игрушки. В первом столбике будут радостные игрушки, а во втором – грустные.
Слайд 21:
Упражнения для развития мимических мышц
- Ребята, а почему игрушки бывают грустными?
Давайте покажем, какие бывают грустные игрушки
- Покажите, какое бывает выражение лица, когда игрушки грустят?
Бывает, что ребята обижают игрушки, и тогда они сердятся. Давайте покажем, как игрушки могут сердится?
А когда ребята любят свои игрушки и бережно играют с ними, игрушкам весело. Покажите веселое лицо
Слайд 22:
- Послушайте, пожалуйста, два стихотворения и скажите, как нельзя обращаться с игрушками
Чтение стихотворений А. Барто «Зайка» и «Мишка»
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Слайд 23:
- Ребята, а у вас в детском садике много игрушек?
Давайте расскажем стихотворение и выучим его (заучивание стихотворение по мнемотаблице)
В нашем детском садике
Маленькие столики
В нашем детском садике
Кубики и домики,
В нашем детском садике
Куколки и зайчики
В нашем детском садике
Шарики и мячики
Приходите в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят!
3. Итог занятия:
Слайд 24:
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
- Давайте потанцуем
11