СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Смена времен года. Роль солнца» (познавательное развитие) для детей среднего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данный конспект направлен на расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы, на установление  причинно-следственных связей. Закрепить представления детей о временах года и их характерных признаках. Развивать мыслительные операции, внимание, связную речь;

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Смена времен года. Роль солнца» (познавательное развитие) для детей среднего дошкольного возраста»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»










Конспект НОД

«Смена времен года. Роль солнца»

(познавательное развитие)

для детей среднего дошкольного возраста



















Составил: Бублик Л.М.

педагог высшей квалификации














Г. Губаха, 2020г


Цель: Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей.

Задачи:

  • Опытным путем установить, почему происходит смена времен года;

  • Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.

  • В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца;

  • Развивать мыслительные операции, внимание, связную речь;

  • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Демонстрационный материал. Глобус, свечка, настольная лампа, познавательная презентация «Приметы осени».

Ход занятия:

1 часть: Воспитатель: Многие русские поэты восхищались красотой осени, посвящали ей свои стихи. Сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте.

 Дождь по улице идет…

«Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила (осень).

Автор: Семернин В.

Воспитатель: После, какого времени года наступает осень?

Ответы детей: После лета.

Воспитатель: Почему так происходит?

Ответы, предположения детей.


Показ познавательной презентации «Пусть всегда будет солнце».


Физминутка:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)

Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны, смотрят - Что настало нынче? друг на друга.)

- Осень!

От времени года (Поднимают вверх указательный палец.)

Зависит погода. (Произносят слова с назидательной интонацией.)


2. Основная часть.

Поговорим сначала о солнце.

Воспитатель: Какое солнце сейчас?

Ответы детей: Теплое, ласковое.

Воспитатель: Какое солнце было летом?

Ответы детей: Яркое, жаркое.

Воспитатель: Почему осенью оно меньше светит?

Ответы детей: Дни стали короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: Почему оно меньше греет?

Ответы детей: Меньше находится на небе, чем летом. Позже появляется на небе и раньше «ложится».

Воспитатель: Вы хотите узнать, почему так происходит?

Рассказ воспитателя:

«Солнце - это большой, раскаленный шар. Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого, на земле происходит смена времен года и частей суток».


Давайте мы с вами сейчас проведем небольшой опыт.

Для опыта нам понадобится глобус и свечи.

«Зажигаем настольную свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращается мяч. Это макет земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны - осень и весна. Когда лучи от «солнца» падают прямо, то на земле тепло - это лето. Если лучи солнца падают под углом, то на земле осень или весна. Чем дальше относить шарик от свечки, тем меньше будет света на него падать и на земле наступит зима.

(Дети под наблюдением воспитателя проделывают опыт).

Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то на земле наступает осень. Происходит смена времени года.

 

Воспитатель «Солнце нас не только греет, но и освещает. Оно светит «горит» над землей, как лампочка и дает тепло. Как можно проверить, что солнце дает нам тепло? Проведем еще один опыт и узнаем, что «Солнце дарит нам и тепло и свет».

«Представим, что электрическая лампа – это солнце. Поставьте ладошку. Что вы сейчас чувствуйте? – Тепло, горячо. Ладошка нагрелась. Проверим, нагреются ли от света электрической лампочки разные предметы? Что вы обнаружите? Все предметы нагреваются, если на них падает свет».

Вывод: Солнечные лучи нагревают поверхность земли, а от нее нагревается воздух».

Вопросы для размышления:

Воспитатель: Что было бы, если солнце светило всегда одинаково?

Ответы детей: Времена года не сменяли бы друг друга. Не было бы, весны, лета, осени, зимы.

Воспитатель: Что было бы, если б не было солнца?

Ответы детей: Было бы холодно и темно. Не было бы жизни на земле

.

Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? Какую роль играет солнце в жизни людей, животных и растений? Почему без солнца не будет жизни на земле? Какое время года вам нравится?

Литература:


Годовникова Д. Формирование познавательной активности//Дошкольное воспитание.2006.№1-с-42-58,

Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3 до 7 лет).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!