Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
Конспект НОД
«Смена времен года. Роль солнца»
(познавательное развитие)
для детей среднего дошкольного возраста
Составил: Бублик Л.М.
педагог высшей квалификации
Г. Губаха, 2020г
Цель: Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей.
Задачи:
Опытным путем установить, почему происходит смена времен года;
Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.
В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца;
Развивать мыслительные операции, внимание, связную речь;
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Демонстрационный материал. Глобус, свечка, настольная лампа, познавательная презентация «Приметы осени».
Ход занятия:
1 часть: Воспитатель: Многие русские поэты восхищались красотой осени, посвящали ей свои стихи. Сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте.
Дождь по улице идет…
«Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила (осень).
Автор: Семернин В.
Воспитатель: После, какого времени года наступает осень?
Ответы детей: После лета.
Воспитатель: Почему так происходит?
Ответы, предположения детей.
Показ познавательной презентации «Пусть всегда будет солнце».
Физминутка:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны, смотрят - Что настало нынче? друг на друга.)
- Осень!
От времени года (Поднимают вверх указательный палец.)
Зависит погода. (Произносят слова с назидательной интонацией.)
2. Основная часть.
Поговорим сначала о солнце.
Воспитатель: Какое солнце сейчас?
Ответы детей: Теплое, ласковое.
Воспитатель: Какое солнце было летом?
Ответы детей: Яркое, жаркое.
Воспитатель: Почему осенью оно меньше светит?
Ответы детей: Дни стали короче, а ночи длиннее.
Воспитатель: Почему оно меньше греет?
Ответы детей: Меньше находится на небе, чем летом. Позже появляется на небе и раньше «ложится».
Воспитатель: Вы хотите узнать, почему так происходит?
Рассказ воспитателя:
«Солнце - это большой, раскаленный шар. Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого, на земле происходит смена времен года и частей суток».
Давайте мы с вами сейчас проведем небольшой опыт.
Для опыта нам понадобится глобус и свечи.
«Зажигаем настольную свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращается мяч. Это макет земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны - осень и весна. Когда лучи от «солнца» падают прямо, то на земле тепло - это лето. Если лучи солнца падают под углом, то на земле осень или весна. Чем дальше относить шарик от свечки, тем меньше будет света на него падать и на земле наступит зима.
(Дети под наблюдением воспитателя проделывают опыт).
Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то на земле наступает осень. Происходит смена времени года.
Воспитатель «Солнце нас не только греет, но и освещает. Оно светит «горит» над землей, как лампочка и дает тепло. Как можно проверить, что солнце дает нам тепло? Проведем еще один опыт и узнаем, что «Солнце дарит нам и тепло и свет».
«Представим, что электрическая лампа – это солнце. Поставьте ладошку. Что вы сейчас чувствуйте? – Тепло, горячо. Ладошка нагрелась. Проверим, нагреются ли от света электрической лампочки разные предметы? Что вы обнаружите? Все предметы нагреваются, если на них падает свет».
Вывод: Солнечные лучи нагревают поверхность земли, а от нее нагревается воздух».
Вопросы для размышления:
Воспитатель: Что было бы, если солнце светило всегда одинаково?
Ответы детей: Времена года не сменяли бы друг друга. Не было бы, весны, лета, осени, зимы.
Воспитатель: Что было бы, если б не было солнца?
Ответы детей: Было бы холодно и темно. Не было бы жизни на земле
.
Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? Какую роль играет солнце в жизни людей, животных и растений? Почему без солнца не будет жизни на земле? Какое время года вам нравится?
Литература:
Годовникова Д. Формирование познавательной активности//Дошкольное воспитание.2006.№1-с-42-58,
Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3 до 7 лет).