Дети заходят в группу, видят столы с инвентарем для исследовательской деятельности Воспитатель. Посмотрите вокруг. Что вы видите? (Ответы детей) -Как вы думаете, для чего и кому это нужно? (Ответы детей) - Верно, мы сегодня тоже будем выполнять исследовательскую деятельность. У нас здесь открылась лаборатория, для того, чтобы исследовать. Дети. А что мы будем исследовать? Воспитатель. Посмотрите внимательно, может вы увидите то, что мы будем исследовать? Дети. Шарики? Воспитатель. Колбы, трубочки, шарики пригодятся нам для исследования. Исследования и опыты ученые выполняют в лаборатории. Вспомните, на какой вопрос вы искали ответ? Дети. Что мы знаем о воздухе? Воспитатель. Верно! Значит, что мы будем исследовать? Дети. Воздух! Но сначала ответим на вопрос «Что мы знаем о воздухе?» Ответы детей. Воспитатель. Чтобы работать в лаборатории, нужно быть осторожными, внимательными, соблюдать последовательность выполнения опытов, помогать друг другу, то есть работать в команде. Готовы? Дети. Да! Воспитатель. Для начала выясним, можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей) Эксперимент №1 «Воздух можно почувствовать? » В. Как вы думаете? Проверим. В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Значит воздух имеет цвет? Дети. Он прозрачный! В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух можно почувствовать. И он, действительно, прозрачный! В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей) Эксперимент №2 «Видим воздух!» В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (дети последовательно выполняют инструкцию) В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (ответы детей) Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Игра «Листья кружатся в воздухе!» В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей) Эксперимент №3 «Слышим воздух!» В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик. В: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.) В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Дети. Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух! В. Что мы слышим? (Писк, воздух.) С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик). Вывод: воздух можно услышать! В. А когда дует ветер, он гоняет воздух, можно услышать различные звуки воздуха? Дети. ДА! Свист, вой! В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Эксперимент №4 «Узнай по запаху» В: По запаху, перенесенному из кухни, мы можем догадаться, какое блюдо там приготовили? Дети приводят примеры (запах рыбы, котлет, пирогов и пр.) В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы. Игра «Узнай по запаху!» Дети узнают запах апельсина, лука, яблока. Вы замечательно справились. Молодцы. Вывод. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? » В: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Дети. Там воздух! Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. В: Хотите попробовать? В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Напоминает и показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют. В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) В: Какой опыт вам показался интересным больше всего? В: Что вы сегодня узнали о воздухе? - Как называется техника рисования воздухом? - А сейчас выберите смайлик, который покажет нам, какое у вас настроение. Покажите нам свой смайлик. Отлично! Всем спасибо! | Мотивация детей к занятию Постановка проблемы, определение способов ее решения. Выявление предмета исследования Развитие связной речи, умение формулировать предложения, опираясь на свой опыт. Совершенствование грамматического строя речи Правила работы в лаборатории. Развитие умения работать в группах, Развитие внимания, мышления, памяти Соблюдение режима двигательной активности Слушание классической музыки. П. И. Чайковский «Танец цветов» из оперы «Щелкунчик» Развитие внимания, фонематического слуха Активизация познавательной активности, зрительной памяти, внимания Соблюдение режима двигательной активности Слушание классической музыки. П. И. Чайковский «Танец цветов» из оперы «Щелкунчик» Развитие умения слушать и работать по словесной инструкции Умение, используя свой личный опыт, делать необходимые выводы! Развитие связной речи, умение строить распространенные предложения Развитие интереса посредством игровой ситуации Развитие интереса посредством игровой ситуации Развитие интереса посредством проблемного вопроса Реализация творческого замысла, самостоятельная деятельность Создание ситуации успеха Развитие умения делать вывод о полученных знаниях посредством исследовательской деятельности. Эмоциональный отклик на сделанную работу. |