СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Русская изба".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Русская изба".»

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Путешествие в русскую избу» в подготовительной группе.

Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с мини – музеем «Русская изба». Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.

Развивать связную речь, образное мышление, творческую активность. Развивать интерес к русскому фольклору.

Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

бережное отношение к старинным вещам.

Предварительная работа:

Знакомство с разнообразием русского народного промысла.

Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, русских народных песен и игр.

Рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах.

Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок краеведения («изба», оформленная в русском народном стиле), ноутбук, флешка со слайдами.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы: рассказ, вопросы, художественное слово.

Ход НОД.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Входит воспитатель в русском сарафане.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем неслучайно началась именно с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья и благополучия. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времена. В те времена, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки.

Дети вместе с воспитателем в русско-народном костюме проходят к музею русской избы.

Дети, как вы думаете, куда мы пришли? (ответы детей). Обобщая ответы детей рассказываю, что в таких избах давным-давно жили наши прабабушки и прадедушки. Это старинное название деревянного дома. Избы называли также срубами, потому что их рубили (строили) топорами.

Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважил русский народ топор, сложив про него загадки. Подумайте, почему так говорится:

Кланяется, кланяется –

Придет домой растянется.

В лес идет – домой глядит,

Домой идет – в лес глядит.

(показ слайдов)

Воспитатель: Россия – страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи. Крестьяне любили порядок, и все в доме (включая людей) «знало свое место».

Справа от входа помещалась печь.

« Стоит девица в избе, а коса на дворе»

(показ слайда)

«Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей»,

«матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.

Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.

-Почему чугун (чугунок) так называется? (Потому что чугунный)

-Для чего такой чугунок нужен? (Варить каши, щи и картошку)

А у глиняного горшка своя история. Вот послушайте, что он хочет нам рассказать: «На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был – домой пришел.

(показ слайда)

Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата.

« Рогат – да не бык, хватает да не сыт, людям отдает сам на отдых идет. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли.

«Железный конь, скачет в огонь»

(показ слайда)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Что стало - что было» (набор картинок).

Дети находят пары, а затем вместе проговаривают, что стало, а что было. Кастрюля – чугунок, плита – печь, чайник – самовар, дом – изба, палас – половик, шкаф – сундук, стул – лавка. Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Русская печь была участницей многих обрядов, сопровождавших жизнь человека от рождения до самой смерти. Напротив печки, наискосок от нее место «Красного уголка». «Красный» - значит «красивый».

Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице («где боги стоят») – у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы (изображения Бога и почитаемых святых). Их называли еще образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром, плохого не замышляет: «Доброму гостю – особая честь».

Его приглашали «откушать хлеб-соль» и сажали за стол на самое почетное место у икон, рядом с хозяином.

По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу, ведь еду – хлеб наш насущный – человеку посылает Бог, а стол – это Его ладонь. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если кто-то из детей вел себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

Далее воспитатель знакомит детей с другими предметами: лавками, сундуком, прялкой, люлькой.(показ слайдов)

Воспитатель: Мы с вами немного освоились в крестьянском доме, однако, где же сами хозяева? Какую одежду они носили? (ответы детей)

Белую льняную рубаху носили прабабушки. Прабабушки одевались очень скромно, без украшений, ведь ярко рядиться (наряжаться) считалось приличным лишь молодым девушкам. Поверх рубахи – сарафан, который обязательно опоясывали кушаком. Голову прабабушка повязывала платком. Русские женщины в деревнях обязательно закрывали волосы головным убором, «опростоволоситься» считалось большим грехом. Давным давно в незапамятные времена, когда рождались сказки, возникло и поверье, что женщина с непокрытыми распущенными волосами несет другим людям всякие беды и несчастья, она способна вызывать ураганный ветер, бурю, погубить урожай…(показ слайдов)

Воспитатель: Как же одевались наши прадедушки? Мужская рубаха короче женской, чуть выше колен и ворот у нее скроен иначе, застежка сбоку. В народе такую рубаху называют косовороткой. Крестьяне носили ее на особый манер – поверх портов, подпоясывая. А к поясу привязывали ключи, гребешки и прочие нужные вещи, ведь карманов у старинной одежды не было (показ слайдов)

Воспитатель: Дети, посмотрите, что здесь висит? (ответы детей)

В крестьянских семьях всегда было много детей. Для самых крохотных малюток висела «кроватка - люлька», еще была «качка». Почему кроватка называлась «качка»? (в ней качали детей). Мамы для них пели колыбельные песни: «Баю – баю – баиньки

Куплю сыну валенки,

Надену на ножки,

Пущу по дорожке,

Будет мой сынок ходить,

Новы валенки носить».

Вот такие ласковые песенки пели мамы своим деткам, и звучали они плавно. Предлагаю покачать детям «люльку» и спеть песенки.

(показ слайдов)

Рефлексия.

Воспитатель: Что особенно запомнилось? Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно? (ответы детей)

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Я приглашаю вас попить чая из настоящего самовара.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!