Сталинград
Цели: воспитание патриотических чувств, любви к Родине; закрепление и систематизация знаний о родном городе.
Задачи: учить пользоваться разнообразными изобразительными материалами, создавать многоплановую художественную композицию; закреплять знания, умения и навыки по изобразительно-творческой деятельности; поощрять стремление использовать разнообразные изобразительные средства во время работы над рисунком; воспитывать творчество и воображение; сформировать понятие о том, что история города связана с историей страны; воспитывать любовь и уважение к родному городу, его прошлому и настоящему; обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Ресурсы: тонированные листы бумаги (А4), акварель, гуашевые краски, пастель, уголь, грифель, цветные карандаши, маркеры, фломастеры; фотографии, иллюстрации, картины с изображением родного города; стенд с краеведческим материалом, мольберт; аудиомагнитофон с записями песен военных лет: «Синий платочек», «Огонек», «Марш славянки» (муз. В. Агапкина, сл. А. Мингалева); наглядное пособие «Великая Отечественная в произведениях художников».
Содержание
организованной деятельности
1. Вводное слово.
Звучит в записи песня военных лет «Марш славянки» (авт. А. Мингалев). Дети сидят полукругом перед закрытым стендом.
– Дети, вы все, конечно, знаете, на берегу какой реки стоит наш город? (На берегу реки Волги.)
– Правильно, на берегу Волги. Мы с вами ходили на экскурсию к реке, любовались ее плавными водами, белоснежными пароходами. Мы вспомнили, какую огромную роль играла Волга во время Сталинградской битвы – помогала переправлять в осажденный город боевое пополнение, продукты и медикаменты и вывозить раненых, женщин и детей.
Педагог показывает иллюстрации по теме, репродукции картин фронтовых художников.
2. Введение в тему.
– Вспомните памятные места, которые известны каждому волгоградцу, назовите их. (Дом Павлова, руины мельницы и т. д.)
Педагог снимает завес со стенда, и дети внимательно рассматривают на нем памятные места города, которые они называли.
– Раньше наш город назывался Сталинград. Когда на свете еще не было вас, не было ваших родителей, меня, в нашей стране была война. Самолеты фашистских захватчиков бомбили Сталинград, превратили его в руины (показывает фронтовые фотографии). Гибли взрослые и дети. Жители нашего города и солдаты, как могли, защищали его. Нужно было не пропустить врагов, защитить Родину. И они победили! Наш город сражался так смело, что о нем знают теперь все люди на Земле! В честь Сталинграда возведены памятники, мемориалы, ему посвящены многие памятные места, экспозиции в музеях мира. После войны жители города очистили его от горелого камня и обломков и практически выстроили заново. Как сейчас называется наш город? (Волгоград.)
– Как вы, думаете, дети, почему его так назвали? (Город на Волге.)
– А сейчас я прочту вам стихотворение об очень важном месте нашего города, где шли самые жестокие бои во время Сталинградской битвы – это Мамаев курган.
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой.
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой густые рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы.
Не придет, не скажет: «Мама, я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
В. Боков
– Что больше всего вам запомнилось во время посещения памятных мест? (Перечисляют; показывают памятные места на фотографиях.)
3. Практическая часть.
– Ребята, я предлагаю вам с помощью различных изобразительных материалов передать свои впечатления на бумаге.
Звучит спокойная мелодия, дети рисуют. Во время самостоятельной работы дошкольников педагог оказывает помощь затрудняющимся, наблюдает за техникой рисования.
4. Итог (рефлексия).
– Трудно сдержать волнение при рассматривании ваших работ. Расскажите, что вы изобразили на своих картинах.
– Здесь изображены места, где героически сражались советские воины. Вечная слава защитникам Сталинграда, которые являются для всего мира примером стойкости, мужества и героизма!