Конспект НОД в средней группе «Столовая для птиц»
Цель: дать представление о жизни зимующих птиц в суровое время года (как спасаются от ветра, голода, холода на примере синиц, снегирей, воробьев). Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к птицам родного края.
Экологические связи: синица, воробьи -семечки, сало; снегири-плоды рябины, семена сирени, полынь.
Словарь: синица, снегирь, голубь, воробей, сорока, зимующие птицы.
Материал: картины зимующих птиц, макет кормушки, разные птички, выполненные в технике оригами.
Методические приемы: наблюдения, беседа, игра «покорми птичку»
Художественное слово:
1. А. Прокофьев «Снегири»
Выбегай поскорей посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А мороз Красный нос им рябинки принес,
Хорошо угостил, хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко- алые грозди.
2. А. Барто «Синицы»
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг- скок, завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,
И с дорожки- на плетень, тири- тири- тень- тень- тень.
Ход занятия.
Стихотворение-загадка:
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ... (зима)
- По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме?
- Как изменилась погода с наступлением зимы? Какая сегодня погода?
- Есть ли на растениях плоды и семена?
- Где живут утки и гуси?
Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая.
- А что происходит с реками зимой?
Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.
- А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? (насекомыми).
- А зимой насекомые летают?
Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть.
Вот почему многие птицы осенью улетают в южные края.
- Каких птиц можно встретить сейчас в наших краях?
(Воробьев, ворон, сорок, синиц, дятлов, клестов и других).
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
(В. Левин)
- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
Дети рассматривают картину .
- Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто - он часто бывает скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом. А ведь птицы приносят большую пользу. Синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья. Зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз.
А. Барто «Синицы»
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг- скок, завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,
И с дорожки- на плетень, тири- тири- тень- тень- тень.
Включается магнитофонная запись с голосами зимующих птиц, необходимо отгадать птицу по крику.
Ребята, отгадайте загадку:
В зимний день среди ветвей
стол накрыли для гостей.
- Что это?
Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.
Игра “Птички на кормушке”
На доску крепится панно кормушки.
А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке, а вот какая вы узнаете, отгадав загадку.
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
1) Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
Отгадайте ещё одну загадку.
2). Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее?
(Синичка.)
3). Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует.
(Голубь.)
4). Верещунья – белобока,
А зовут ее… (Сорока)
5).Чик-чирик к зёрнышку – прыг,
клюй, не робей кто это? (Воробей
Пальчиковая гимнастика.
Птицы к дому подлетели Два больших пальца обхватывают друг друга,
Остальные делают взмахи, как птица крыльями
На кормушку птички сели Держим одну ладонь параллельно груди
Стали зернышки клевать Другой рукой, большим и указательным пальчиками,
соединенными вместе, ударяем по ладони
И головками кивать Соединяем пальчики вместе, изображая голову
птицы и делаем наклоны кистями рук.
Кого еще можно встретить у кормушки?
В птичью столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень. Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если мы каждый день будем насыпать в кормушку корм, то птицы будут собираться у кормушки "вовремя", ожидая лакомства. Только вести себя нужно очень-очень тихо.
Итог:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.