Конспект НОД в старшей группе
«Белая береза под моим окном»
Программное содержание: учить детей сочетать разные изобразительные техники, совершенствовать технические умения, развивать чувство цвета, воспитывать любовь к природе через художественно-эстетическое восприятие, углубить знания о взаимосвязи человека и природы.
Материал и оборудование:
Листы бумаги формата А 4 разного цвета: синего, розового, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета
гуашевые краски – белая и черная
кисти №1,№4,подставка для кисточек
баночки с водой
клеенка, матерчатые салфетки
методическая презентация «Белая береза»
иллюстрации зимних пейзажей.
Ход НОД
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам залетела снежинка. И там для вас задание, нужно отгадать загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёзка).
Воспитатель: Правильно, это береза. Сегодня речь пойдет о русской красавице березе. Поэты сочиняют много красивых стихов о березе. Послушайте, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин (чтение стихотворения).
Воспитатель: Ребята, скажите, какими словами поэт описывает красоту русской березы? (пушистая, на ветках белая бахрома, горят снежинки в золотом огне, ветки в серебре).
Воспитатель: Не только поэты пишут стихи про нее, а еще и художники. Только поэты используют для этого слова, а художники пишут картины чем?…красками (дать возможность ответить детям).
Картины художников мы можем увидеть глазами. «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем поэтическую картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.
Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы станем художниками и нарисуем красивую березу в зимнем наряде. Но вначале посмотрим картины про березу, какой красивой бывает она зимой.
(просмотр презентации «Белая береза»)
Воспитатель: Дети, скажите, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
Многие известные художники Иван. Иванович. Шишкин (м), Исаак Левитан (с) любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или необычные места и виды природы, любовались этими видами сами и делились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от остальных деревьев, например, от ели? (У них разный цвет ствола, у ели – коричневый, а у березы - белый с черными черточками - белоствольная береза).
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой.
Воспитатель: С чего вы начнете рисовать березу? (со ствола).
Какого цвета краску возьмете, чтобы его нарисовать? (белый).
Что вы можете сказать о ветках? (они черного цвета и тонкие, похожи на ниточки и свисают вниз).
Как нарисовать такие тонкие ветки? Сейчас я покажу. Ветку надо начать рисовать с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху) под наклоном вправо – влево, концы веток плавно закруглить с наклоном вниз. Основные ветки нужно дополнить короткими боковыми веточками. Теперь концом тонкой кисти нужно изобразить длинные линии верху вниз в нижней части ствола, затем нарисовать короткие горизонтальные штрихи с левой и правой стороны внутри ствола.
Прежде чем приступить к работе проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх.)
Ветер пыль над нами носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнем. (Дети садятся).
Дети выбирают листы разного цвета и приступают к работе.
Самостоятельное творчество детей
Воспитатель: Дети, а каким способом можно изобразить снег на ветках березы, похожий на серебро? Вспомните отрывок из стихотворения:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(Ответы детей - ватой, серебряными блестками).
Воспитатель: Я приготовила для вас блестки. Пользоваться ими надо аккуратно. Обсыпаем ими все веточки, на которые нанесем клей.
Воспитатель раздает детям серебряные блестки.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья. Каждый из вас нарисовал березку по-своему, и они у вас получились очень красивые. Сегодня мы убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.
( Дети рассматривают рисунки друг друга).
Заканчивается занятие обсуждением и демонстрацией рисунков, из которых впоследствии организуется выставка.
Стихотворение С. Есенина «Белая береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/29/s_5c50babb6becb/1069482_1.png)