Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»
Конспект НОД
в старшей группе
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
на тему:
«Первоцветы»
Разработала и провела:
воспитатель старшей группы
Пономарева Л.А.
г. Бокситогорск
2018 г.
Цель: Вызвать интерес к пробуждающей весенней природе.
Задачи:
1. Познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
4. Закрепить умения и навыки детей в работе с солью – нанести клей, посыпать солью, дать пропитаться, стряхнуть соль на поднос.
5. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: съёмный носитель с презентацией, плотный картон, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетки для рук, иллюстрация с изображением подснежника и схема, клей, соль, подносы.
Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны и первоцветов, просмотр презентаций, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный весенний день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. Сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - Солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
И доброе утро продлится до вечера!
Ребята, нам пришло видео письмо, давайте посмотрим, от кого же оно?
Дети: Давайте.
Слайд 1. Воспитатель: От кого пришло письмо мы узнаем, отгадав загадку
Слайд 2.
Прихожу с добром,
Вею теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут меня … (весна).
Слайд 3. Весна. Аудиозапись:
Весна: Здравствуйте ребята. Я рада, что вы меня узнали, как приятно встретиться с красивыми, добрыми и умными ребятками.
Весна: Но мне хотелось бы узнать, а знаете, как называются три весенних месяца? Назовите их. (пауза)
Дети: Март, апрель, май.
Весна: И приметы весны знаете?
Дети: Да.
Весна: Назовите приметы весны. (пауза)
Дети: Чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются первые проталинки, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака.
Весна: Ребята, какие вы молодцы, наблюдательные, и уже заметили признаки моего прихода. И потому я приглашаю вас отправится в весенний лес. И посмотреть пробуждение природы.
Закрывайте дружно глазки
В путь дорожку собирайтесь
И за мною повторяйте
Ду–ду-ду –по дорожке я иду,
Та-та-та – вот какая красота,
Су-су-су – оказались мы в лесу.
Слайд 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Какой свежий воздух, давайте его вдохнем.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Обратить внимание на звуки леса, на изменения в природе: Слайд 5. ярко светит солнце, небо голубое, Слайд 6. тает снег, Слайд 7. бегут ручьи, Слайд 8. звенит веселая капель, Слайд 9. на реках и озерах тает и трескается лед. Это явление называется ледоход, Слайд 10. набухают почки, Слайд 11. появляются первые проталинки.
Дети: проговаривают и отвечают на вопросы.
Слайд 12. Воспитатель: Что бы попасть на весеннюю поляну, нам надо отгадать загадки. Готовы?
Дети: Да
Воспитатель:
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Слайд 13. (Ветреница)
Слайд 14. У занесенных снегом кочек,
под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Слайд 15. (Перелеска)
Слайд 16. Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... Слайд 17. (крокусы).
Слайд 18. Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках -
Круглые комочки.
Слайд 19. (Мать - и - Мачеха)
Слайд 20. Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным,
Как привет капели звонкой,
Называется…..
Слайд 21. (Подснежник)
Слайд 22. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие цветы выросли на весенней поляне (1,2,3,4,5), как одним словом их можно назвать?
Дети: Первоцветы. (6)
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Все приметы мы назвали и загадки разгадали, а теперь настал тот час, чтоб пуститься в перепляс. В хоровод скорей вставайте и песенку подпевайте.
Физминутка «Хоровод» (аудиозапись)
Слайд 23. Весна: Ой ребята, вы меня так порадовали, мне так понравился ваш хоровод, что я хочу вам показать одну удивительную полянку, на которой растут мои любимые цветы. Подснежники. Ребята, нам пришла пора расставаться, вам в детский сад, а мне по весенним делам.
Закрывайте дружно глазки
В путь дорожку собирайтесь
И за мною повторяйте
Ду–ду-ду –по дорожке я иду,
Та-та-та – вот какая красота,
Ду-ду-ду – оказались мы в саду.
Слайд 24. Воспитатель: Ребята, пока мы пели и плясали в детском саду мы уже оказались. ОЙ беда, беда, беда.
Вот в лесу мы побывали,
А букет и не собрали.
Это первые цветы,
Небывалой красоты.
На полянку я пойду,
И подснежники сорву,
В группу вам их принесу,
Вот такую красоту.
Дети: Цветы нельзя рвать, они занесены в красную книгу, они завянут без своей луковички, нельзя губить природу.
Воспитатель: Что же делать, как нам быть, как нам можно сохранить воспоминания о подснежниках.
Дети: Сфотографировать, нарисовать, слепить, сделать аппликацию….
Воспитатель: Посмотрите, Весна нам оставила подсказки, какие?
Дети: Фотографию и схему.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»?
Дети: Потому что он растет из - под снега.
Рассмотреть подготовленный материал и схему.
Объяснение воспитателя как выполнить работу.
1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).
2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие - в верхней части стебля.
Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.
Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.
3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.
Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая.
Теперь нанесем клей и обильно посыпаем солью, а пока подсыхают работы, пусть наши пальчики отдохнут:
Разминка для пальчиков «Цветок»:
Вырос нежный цветок на поляне,
(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу,
округлить пальцы.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальчики в стороны)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести)
Готовые работы вывешиваются на доску.
Дети: «Подснежники» г. Ладонщиков
Солнце ёлочки пригрело,
Сосны и валежники.
На полянку вышли смело
Первые подснежники.
Распрямились, расцвели
В эти дни весенние
Дети нежные земли –
Всем на удивление.
На проталине стоят,
На ветру качаются,
Словно звёздочки, горят,
Лесу улыбаются.
Итог занятия
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные подснежники у нас получились. Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. Где мы с вами сегодня побывали и что видели? Вам понравилось?