Конспект НОД в старшей группе по экологии « Таежные жители»
Цель: закрепить представление детей о лесе, как о природном комплексе. Познакомить детей с типами лесов (темнохвойный, смешанный, лиственный) и их обитателями. Помочь понять значения леса в природе и для человека (лес - создатель и хранитель атмосферы; накопитель воды и хранитель ее чистоты; среда обитания организмов; сырье для человека, эстетическое значение).
Связи: ель (шишки)- клёст, растительность леса - чистый, свежий воздух
Словарь: тайга, лиственный, смешанный, темнохвойный лес.
Материал: кора, хвоя деревьев, сухие листья, записи звуков лесных птиц, зверей, иллюстрации типов леса, бумага, клей, краски, кисточки (для изготовления макетов растений леса), карта растительности Томской области.
Методические приемы: предварительная экскурсия, работа с иллюстративным материалом, беседа.
Организация совместной деятельности: деятельность начинается с просмотра видеозаписи «Жизнь тайги». Во время просмотра и после него воспитатель спрашивает детей о том, какие знакомые им деревья они увидели (сосна, кедр, ёлки). Воспитатель продолжает беседу: как можно одним словом назвать эти деревья? (хвойные). А почему: потому что у этих деревьев листья в форме иголочек, которые называются хвоинки. Воспитатель: лес, где много разных хвойных деревьев, называется тайгой. Хвойные деревья называются «вечнозелёными», потому, что они не сбрасывают осенью хвою (кроме лиственницы), и в тайге, где растут такие растения, всегда сумрачно и прохладно, т.к. сквозь хвою мало проникает света. Внизу, под деревьями имеется хвойная подстилка, состоящая в основном из хвойных иголок и веток, которые очень медленно перегнивают, а почва бедна минеральными веществами. Под пологом хвойного леса могут расти лишь те растения, которым не надо много света, которые приспособились к слабому освещению -папоротник, черника, брусника, грибы. Некоторые из этих растений могут быть кормом для животных. Какие животные едят эти растения? (глухарь ест ягоды, а зимой хвою деревьев, олень - ветки деревьев, кору). На хвойных деревьях растут шишки с вкусными и полезными семенами. А кто же ест семена шишек сосны, ёлки, кедра? Про одного из любителей шишек я загадаю вам загадку:
«Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом» (белка). А ещё бурундук и клёст. Белки и бурундуки запасают орешки на долгую зиму и, тогда, зима им не страшна. Если белки или бурундуки зимой съедят не все орешки, весной эти орешки могут прорасти и вырастет новое дерево, которое будет домом для других животных. Теперь мы знаем как в лесу появляются новые деревья - их рассаживают таёжные жители. Давайте и мы побудем немного «таёжными жителями» и определим какие шишки с какого дерева. Клёст любит семена еловой шишки, белка и бурундуки - семена кедровой и сосновой шишки. Кто будет клестом - выбирайте себе шишку. Белочки и бурундучки берите свои шишки. Правильно всё сделали! Клёст своим клювом достаёт из еловой шишки мелкие семена, а белка и бурундучок зубками добывают семена из кедровой и сосновой шишек.
А теперь вспомним, каких ещё жителей можно встретить в тайге (лиса, волк, лось, соболь, птицы, муравьи, мошки, комары и много других). Правильно. Все эти животные приспособились жить в тайге и тайга является их домом.
Давайте возьмём картинки и разложим их так, чтобы было видно, кто, чем питается в тайге. Белка и бурундук -► семена кедровых и сосновых шишек. Клёст -► семена еловых шишек. Соболь-►мышка, птица. Лиса -►•мышка, заяц, глухарь. Лось _. ► ветки деревьев, кустарников, грибы.
Всё правильно разложили. Всем спасибо. В следующий раз займёмся изучением жизни лиственного леса, а вы, когда будете гулять на улице, присмотритесь - какие лиственные деревья растут у нас. Может быть, вспомните стихи про них или загадки и пословицы.