Дошкольное учебное заведение №6
«Дружные ребята» общего развития
Конспект НОД
«Волшебница-вода»
для детей старшего дошкольного возраста
с использованием компьютерных технологий
Воспитатель: Камбарова Э.Д.
г. Бахчисарай, 2014
Цели:
1. Образовательные:
-закреплять представления детей о значении воды в нашей жизни, о том, как человек использует её;
-обобщить знания детей о свойствах воды: вода – текучая, не имеет цвета, вкуса, запаха;
- дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.
2. Развивающие:
-совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
-развивать наблюдательность;
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Воспитательная:
-воспитывать любовь и бережное отношение к воде.
Цели опытно-исследовательской деятельности:
-развивать навыки проведения элементарных опытов;
-закрепить умение соблюдать необходимые меры безопасности при проведении исследований;
-развивать умение обобщать результаты опытов, делать выводы.
Словарь: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, льется, течет, переливается, исследования, круговорот воды в природе.
Оборудование: проектор, проекционный экран, презентация «Волшебница Вода»; мяч для игры «Кому и для чего нужна вода?»; стаканчики для воды по 3 на каждого ребенка: с водой, молоком, и соком; пластиковые ложки; сахар, соль, лимонная кислота; вареное яйцо, прозрачные сосуды с пресной и соленой водой.
Предварительная работа:
1.Беседы – занятия о роли воды в жизни растений, животных и человека «Мы друг другу все нужны», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Если б не было воды».
2.Рассматривание глобуса, карты мира, схемы «Круговорот воды в природе».
3.Наблюдение «Где в группе вода?», «Всегда ли она закрыта?»; наблюдение за лужами, дождем во время прогулок.
4.Проведение занятий - исследований с водой «Вода прозрачная», «Можно ли носить воду в решете?», «Вода жидкая».
5.Использование дидактических игр о воде: «Кому нужна вода?», «Куда течет вода?», «Какая бывает вода?»; использование подвижных игр «Ручейки», «Круги на воде», «Море волнуется».
6.Чтение произведений Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой», К.Л. Ушинского «Вода», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки»; отгадывание загадок о разных состояниях воды.
7.Заучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?».
8.Рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, репродукции художников-пейзажистов И.Левитана, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова.
Ход НОД:
Слайд №1
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и подарим хорошее настроение на весь день! (Дети здороваются с гостями). Замечательно! Ваши улыбки согрели всех теплом, и в группе у нас стало светлее, уютнее и радостнее!
- Сегодня утром к нам в детский сад пришла необычная посылка. Она адресована самым любознательным детям нашего детского сада. Я сразу поняла, что посылка вам – ребятам старшей группы «Всезнайки». Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри. Да это же Приглашение в Страну Волшебных Превращений. А кто нас приглашает? От кого она – не понятно! Ребята, надо отгадать загадку и тогда мы все узнаем.
Загадка
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Вода.
Воспитатель: - Правильно, сегодня мы получили приглашение от самой Волшебницы Воды. Она зовет нас в увлекательное путешествие в страну Волшебных Превращений. Там вас ждут необычайно интересные задания и испытания. Но как же мы туда попадем? Давайте посмотрим, что еще есть в посылке?
Воспитатель достает шляпу Волшебника
Дети: - Волшебная шляпа.
Воспитатель: - Правильно, это шляпа волшебника, она нам поможет! Вы хотите стать маленькими волшебниками?
Дети: - Да!!!
Воспитатель: - Для этого вам необходимо пройти под волшебной шляпой.
Под музыку «Где водятся волшебники», дети друг за другом проходят под шляпой и превращаются в маленьких волшебников
Воспитатель: - А теперь все вместе отправляемся в страну Волшебных Превращений!
Дети друг за другом змейкой проходят по залу и садятся на стульчики, расставленные полукругом
Воспитатель: - Вот мы и на месте. Посмотрите на экран.
Слайды № 2-14
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко
в сопровождении слайдов
- Вот на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
Воспитатель: - Ребята, а что такое природа? Как вы понимаете это слово?
Дети высказывают свои предположения:
- природа – это солнце, которое дарит нам тепло;
- это воздух, необходимый всем;
- это каждый цветочек, деревце, птичка, букашка…
Воспитатель: - В природе все взаимосвязано. Ребята, вы уже знаете, что всю природу Земли можно условно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Живое – это то, что движется, растет, развивается, размножается; а неживое – наоборот. Давайте, попробуем вместе разобраться, что относится к живой природе, а что – к неживой. Посмотрите на экран. Слайды №15-22
Дидактическая игра «Живая–неживая природа»
На экране поочередно появляются изображения: лисы, орла, гор, звезд, деревьев, солнца. Дети высказывают свои предположения, какая это природа – живая или неживая. Затем на экране появляется изображение тучи.
Воспитатель: - Вот на небе появилась большая туча! (Слайд №23-24).Она чуть не закрыла наше солнышко! А из тучки кто-то выпрыгнул! (Показать каплю) Посмотрите-ка, кто это к нам пожаловал? (видеослайд №25) Кто из тучки выпрыгнул? (слайд №26)
Дети в записи слышат смех Капитошки
Воспитатель: Ребята, слышите, кто это смеется? Кому смешинка в рот попала? По-моему, я догадалась, кто к нам в гости пожаловал – это наш знакомый Капитошка, только где-то спрятался, я не могу его найти. Давайте вместе поищем. Посмотрите вокруг себя, где же он? Может в уголке природы спрятался? Или в вазе с цветами? А может в шкафу с игрушками? Капитошка, ну где же ты? Ребята, давайте все вместе его позовем.
Дети: Ка-пи-тош-ка. Видеослайд №27
На экране с песенкой появляется Капитошка
Воспитатель: - А вот и он. (Слайд №28) Ребята, а кто такой Капитошка? Где он живет?
Дети: - Это капелька воды.
Воспитатель: - Родина Капитошки – вода. Где встречается капелька воды?
Дети: - В ручейке, реке, море, океане…
Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, у Капитошки есть сестрички? (Да). Давайте покажем Капитошке, что они делают у нас в группе, и какую пользу приносят.
Проводится дидактическая игра «Вернем капельку в свой домик»
(Дети идут по группе и делают остановки, прикрепляют капельку там, где есть вода, после чего объясняют, для чего нужна вода этому объекту)
I остановка – «Уголок природы» - возле растений.
Дети: - Цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
Воспитатель: - Правильно ребята. (Дети приклеивают капельку)
II остановка – Аквариум (Дети приклеивают капельку)
III остановка – Игровой уголок.
Воспитатель: - А здесь вода нужна? Зачем?
Дети: - Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (Дети приклеивают капельку)
IV остановка – У стола, где стоит ваза с цветами. (Дети приклеивают капельку)
Видеослайд №29 + слайд №30
Воспитатель: - Ну, вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт твоих сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут, где ты можешь ещё их повстречать.
1 реб: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, море, океане и водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей рушится потоком селей,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Воспитатель: - Вот видишь, Капитошка, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Посмотрите на карту нашей планеты Земля. Что вы можете сказать? Слайд №31
Дети: - Воды больше, чем суши.
Воспитатель: - Правильно. Ребята, а как вы думаете, можно прожить без воды? (Нет) Сейчас нам об этом расскажут _________________________.
Реб: - Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли цветы, деревья,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды!
Реб: - Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Жить нельзя нам без воды!
Воспитатель: - Ребята, внимание на экран. Слайды №32-34 Посмотрите, почти все живое на земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озерам. Для многих живых организмов вода – это дом родной. А на этом слайде вы видите, как человек использует воду. А теперь ответьте мне на вопрос: Что произойдёт на нашей планете, если не останется ни одной капли воды?
Реб: - Без воды вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без воды вам не прожить!
Вы ее в пруду найдёте, и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда, наша спутница – вода!
Воспитатель: - Капитошка (Слайд №35) хочет спросить у вас, кому и для чего нужна вода. Становитесь в круг.
Игра «Кому и для чего нужна вода?»
(проводится с мячом)
Варианты ответов детей: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки; водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду; вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Физминутка под музыку
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему воду называют Волшебницей? Я сейчас вам расскажу. Вода, не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и изменяться. А вот какой именно она бывает, вам помогут загадки.
1.Скатерть бела всю землю одела
(снег) Слайды №36-38
2.Меня ждут – не дождутся, а как завидят – разбегутся.
(дождь)
3.Растет она вниз головою, не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет – растает она и потечет.
(сосулька)
Воспитатель: - Вот видите, ребята, какой разной бывает вода. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная! Слайды №39-43
- Ребята, мы с вами уже много знаем о свойствах воды. Мы знаем, что вода – это жидкость, которая не имеет цвет, запах, вкус. А сегодня Капитошка предлагает вам узнать о воде еще больше. Для этого я приглашаю вас пройти за столы. Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения во время исследований:
Дети: - Не шуметь.
- Никого не толкать.
- Аккуратно обращаться со стаканами. Стаканы стеклянные, могут разбиться. Стеклом легко порезаться.
- Слушать воспитателя
- Внимательно следить за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель: - Коль с водой имеем дело,
Дети: Рукава закатим смело.
Пролил воду – не беда: салфетка под рукой всегда.
Воспитатель: - Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим.
Исследование «Волшебная вода»
Воспитатель: Мы с вами маленькие волшебники, которые будут совершать различные чудеса с водой. Я вас разделила на 3 подгруппы. У каждой подгруппы будет свое задание.
Слайд №44
1 подгруппа
ОПЫТ 1. «ЦВЕТНЫЕ ЧУДЕСА»
(4 человека: Настя Ч., Максим М., Аня К., Белял)
Перед детьми стоят 4 баночки, крышки которых окрашены в синий, красный, зеленый, желтый цвета.
Дети произносят волшебные слова и встряхивают баночки с водой.
Воспитатель: - какой ВЫВОД мы сделаем: вода может окрашиваться.
2 подгруппа
ОПЫТ 2. «ВОЛШЕБНЫЕ КРИСТАЛИКИ»
(4 человека: Арсен, Влада, Тая, Эрвин)
Перед детьми стоят 4 стакана с водой, сахар, соль, лимонная кислота.
Воспитатель: - Ребята, давайте проведём еще один небольшой опыт. Положим в стакан с водой волшебные кристаллики: соль, сахар, лимонная кислота. Произнесите волшебные слова, размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей). Посмотрите, соли, сахара, лимонки не видно, а вкус остался. Что за Волшебница Вода? Какой ВЫВОД мы сделаем: вода обладает способностью растворять некоторые вещества.
3 подгруппа
ОПЫТ 3. «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
(4 человека: Максим С., Настя Д., Марик, Таня )
Перед детьми стоят 4 стакана, 4 стакана с водой, песок, воронка, фильтры.
Воспитатель: - Ребята, а вы будете очищать воду, для этого у вас есть все необходимое. Давайте все вместе произнесем волшебные слова и приступим к фильтрованию воды. Какая она стала? Что осталось в фильтре? Какой ВЫВОД мы сделаем: с помощью фильтров загрязненную воду можно очистить.
ОПЫТ-СЮРПРИЗ 4. «Надуваем воздушный шар»
(проводит воспитатель)
ОПЫТ 5. «ПОГРУЖЕНИЕ В ВОДУ ВАРЕНОГО ЯЙЦА»
Воспитатель: - Ребята, а кто мне скажет, что можно делать и в пресной и морской воде?
Дети: - Можно плавать.
Воспитатель: - Как вы думаете, в какой воде легче плавать? (Ответы детей). Давайте проверим, кто из вас прав и проведем опыт. Сначала я погружаю яйцо в пресную, а потом в соленую воду. В какой воде яйцо всплывет быстрее?
Дети: – В соленой воде.
Воспитатель: - Когда вы поедете с родителями на море, то под их присмотром вы сможете быстро научиться плавать в морской воде.
Воспитатель: - А еще Волшебница Вода умеет издавать разные звуки, она умеет шуметь, послушайте.
Дети слушают аудиозапись «Шум моря»
Видеослайд №45
Артикуляционная гимнастика «Что сказала нам водичка?
Воспитатель: - Когда вода течет из крана, мы слышим звук
Дети: С-С-С-С
Воспитатель: - В кипящем чайнике мы слышим звук воды
Дети: - Ш-Ш-Ш-Ш.
Воспитатель: - А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим
Дети: - ФР-ФР-ФР-ФР.
Воспитатель: - Когда дождик на улице
Дети: - КАП-КАП-КАП-КАП.
Воспитатель: - А если бросить камешек в воду, что мы услышим?
Дети: - БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ.
Видеослайд №46
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, Капитошка предлагает вам поиграть в игру «Ходит капелька по кругу». Вы уже знаете, ребята, что все капельки, как и вы, любят путешествовать. Посмотрите на экран, вы увидите, как они это делают. Слайд №47
На экран выводится иллюстрация «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: - Ребята, давайте начнём отсюда. (Показывает на облако) По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то…идёт дождь. Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит? Солнце припекает, и капельки испаряются – становятся невидимыми. Наверху пар опять превращается в капельки воды. А что потом? Капельки из тучи проливаются дождём на землю. Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда! А теперь мы с вами попробуем побыть капельками.
Игра «Ходит капелька по кругу».
Дети надевают наголовники. Воспитатель – тучка-мама, дети – ее детки-капельки.
Воспитатель: - Я буду мама Тучка, а вы все – мои детки Капельки. Делайте все, что я скажу. Капельки, вам пора отправляться в путь.
Звучит аудиозапись со звуками дождя
Полетели капельки на землю. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
Под музыку «Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки
Встретились ручейки и стали большой рекой.
Под музыку «Ручейки» соединяются в одну цепочку
Текла, текла речка и попала в большой океан.
Под музыку дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх
Присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не капали, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Какой ВЫВОД мы сделаем: капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует. Это явление называется «Круговорот воды в природе». Про круговорот воды в природе вы еще не раз услышите на уроках в школе.
Реб: - В природе путешествует вода, она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед, растает – и снова в поход!
По горным вершинам, – широким долинам,
Вдруг в небо взовьется, дождем обернется.
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь ...
Все вместе: - Нас окружает везде и всегда эта волшебница – наша вода!
Воспитатель: - Вода не только волшебница, но еще и великая труженица. Узнать, где работает вода, поможет нам карточка-схема. Внимание на экран. Слайды №48-52
Дети: - Вода помогает людям производить ток на электростанциях.
- На заводах и фабриках воду используют для приготовления разной продукции.
- С помощью воды на мельницах мелят зерно.
Воспитатель обращает внимание гостей на мольберты с детским творчеством по «мокрому листу»
Воспитатель: - Ребята, совсем недавно вода помогла нам создать эти волшебные рисунки, которые мы рисовали по «мокрому листу». Краски вели себя не совсем обычно, они расплывались, растекались, выходили за рамки вашего рисунка и делали ваши работы удивительно интересными. Мы с ребятами почувствовали себя настоящими волшебниками и изобразили волшебную страну. А помогла нам во всем – Волшебница Вода.
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам присесть на коврике и вспомнить, чем мы сегодня занимались на занятии. Сегодня мы убедились, что вода бывает разной. Она может течь и переливаться, она не имеет цвет и вкус, но при этом может растворять некоторые вещества, которые придают ей вкус. Вот такая она разная! Вода – волшебница!
- В сказках воду называют «матушка», «царица», поэтому ее следует беречь. Каждая капля воды является бесценным даром природы. Она поит землю, а земля кормит человека. Вода необходима для жизни животным, растениям. Мы должны беречь воду - этот бесценный дар природы, чтобы ее хватило на всех. (Слайд №53)
- Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги
Мы ведь на планете не одни!!!
На экране появляется Капитошка
Видеослайд №54 + слайд №55
Воспитатель: - Ребята, Капитошке очень понравилось, как вы занимались, дружно отвечали на вопросы, выполняли разные задания и за это он дарит вам вот таких сладких «Капитошек». Вот они какие – весёлые, озорные! Спасибо тебе, Капитошка, за подарок! А теперь ему пора на тучку, до свидания, Капитошка!!! (Видеослайд №56, дети машут рукой Капитошке)
Воспитатель: - На память о нашем занятии, я тоже хочу подарить вам, ребята, подарок – это мыльные пузыри, играя с ними, вы будете вспоминать встречу с веселым и озорным Капитошкой.
Звучит песня «Капитошка»
Воспитатель: - Наше путешествие в Страну Волшебных Превращений подошло к концу. Сегодня вы многому научились и впереди у вас еще немало удивительных открытий, а нашим гостям мы скажем добрые слова прощания: Всего хорошего! и
Дети: - До свидания!
Воспитатель: Ребята, для того чтобы вернуться в детский сад, мы снова должны пройти под волшебной шляпой.
Под музыку «Где водятся волшебники» дети выходят из группы
Воспитатель: - Дорогие гости!! Пусть волшебство в вашей жизни никогда не заканчивается. Всего вам самого хорошего!!!
Слайд №57