Тема урока «Квадратичная функция, ее график и свойства».
Тип урока: Повторительно – обобщающий.
Цели урока: Обобщить и систематизировать основные знания, умения и навыки по теме «Квадратичная функция и её график», используя возможности ИКТ технологий и использовать эти знания для решения задач, входящих в раздел «Алгебра » ОГЭ .
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1. Повторить изученный материал и устранить пробелы в знаниях.
2. Совершенствовать навыки построения графиков, исследования функций и умения переносить знания в новые условия.
Развивающие задачи:
1.Формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
2.Развивать у учащихся самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать аккуратность в работе при построении графиков;
2.Стимулировать учащихся к самооценке своей образовательной деятельности;
3.Совершенствовать умения, навыки учащихся при работе в группе.
Здоровьесберегающие задачи:
1.Создать здоровьесберегающие моменты, направленные на укрепление глаз и улучшения мозгового кровообращения.
Оборудование урока:
Компьютеры и мультимедийный проектор
Интерактивные задания
Карточки с заданиями
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
3.Актуализация знаний учащихся .
1.Фронтальная работа с использованием интерактивной доски.
Слайд 2
Вспомним: Какой формулой задается квадратичная функция?
Как называются коэффициенты а,b,c в данной формуле?
Что является графиком функции?
Слайд 3
Среди данных графиков определите графики квадратичной функции и объясните,
почему вы так считаете.
Слайд 4
Как определить квадратичную функцию по формуле функции? Как найти коэффициенты данных функций?
Поставить проблемный вопрос: какую информацию можно получить о графике квадратичной функции, зная коэффициенты квадратного трёхчлена.
Слайд 5
Как связан коэффициент а с направлением ветвей параболы?
Слайд 6
Определите знак коэффициента а для данных функций
Слайд 7
При каком значении аргумента графики функций пересекают ось ординат?
Какой коэффициент квадратичной функции можно определить используя данный факт?
Слайд 8
Определите чему равен коэффициент с ?
Слайд 9
На интерактивной доске установите соответствие между знаками коэффициентов а и с с расположением графика функции на координатной плоскости.
Слайд 10
Вспомним формулы для определения координат вершины параболы и ее оси симметрии.
Слайд 11
Определите координаты вершины парабол и назовите уравнения осей симметрии парабол.
Слайд 12
Какую информацию о графике квадратичной функции можно получить, вычислив дискриминант квадратного уравнения?
Слайд 13
Для каждого графика укажите соответствующие ему значения коэффициента a и дискриминанта D.
Какую еще дополнительную информацию по графику можно получить? Как с помощью графиков функции решить квадратное неравенство?
Слайд 14
При каких значениях х выполняется неравенство а) у
0; б) у
0?
Работа в группах по карточкам
1 задание Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают. Запишите название функции и графика (Карточка 1)
2 задание Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов a и c.(Карточка 2)
3 задание Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают (карточка 3)
Взаимопроверка по слайдам 15-17
Физкультурная минутка для глаз и для улучшения мозгового кровообращения.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть, посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
Исходное положение -сидя на стуле, 1-2-плавно наклонить голову назад, 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Теоретический зачёт в форме «Заполни пропуски».
Каждый ученик получает зачётный лист, содержащий десять основных теоретических положений темы. Ключевое слово или формула в каждом правиле заменено пропуском , который необходимо заполнить.
Вариант 1
1. График функции у = ах2 , при а_______ и____ координатных четвертях.
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вверх если а______
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 +bх + с равна_____
4. Квадратичная функция у = ах2 +bх + с убывает на промежутке _______при а0.
5. График функции у = ах2 +с, где с из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_ ____ на_ ____ единиц _ ______.
6. График функции у = а(х - с)2, где с может быть получен из графика функции у=ах2 параллельным переносом вдоль оси__ _______ на _ ____единиц __ _____ .
7. Если числа т и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители:
ах2 + bх + с =
8. Параболу y = х2 растянули в три раза от оси OХ, сместили вдоль оси OX вправо на 5 и вдоль OY вниз на 7. Получили график функции y = _______________
Вариант 2
1. График функции у = ах2 , при а0 расположен в _ __ и _____координатных четвертях
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вниз если а _____
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 + bх + с равна _____
4. Функция у = ах2 +bх + с возрастает на промежутке ____ при а
5. График функции у = ах2 +с, где с0, может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси __ ___на _ ____ единиц _ ____.
6. График функции у = а(х - с)2,где с0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_ __ на __ ___ единиц __ ___.
7. Если числа m и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с = _____________________.
8. Параболу y = х2 сжали в 3 раза к оси OХ, сместили вдоль оси OX влево на 5 и вдоль OY вверх на 7. Получили график функции y = _____________
Итог урока
Выставить оценки за урок (самооценка, оценка учителя)
Рефлексия
Кто доволен свой работой на уроке? Почему? Удалось ли достичь поставленной цели?
Сегодняшный урок мне позволил…
Интересным на уроке было…
Меня огорчило только…
8.Домашнее задание: повторить теоретический материал главы 2, выполнить задания стр.138,139, «Это надо уметь»
Вариант 1
1. График функции у = ах2 , при а3 и 4 координатных четвертях.
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вверх если а_0
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 +bх + с равна ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/24/s_5ce80f4e8feca/s1163034_2_3.png)
4. Квадратичная функция у = ах2 +bх + с убывает на промежутке
__при а0.
5. График функции у = ах2 +с, где с из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_у на_с единиц _вниз.
6. График функции у = а(х - с)2, где с может быть получен из графика функции у=ах2 параллельным переносом вдоль оси__х_ на _с_единиц __влево .
7. Если числа т и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с =а(х-m)(х-n)
8. Параболу y = х2 растянули в три раза от оси OХ, сместили вдоль оси OX вправо на 5 и вдоль OY вниз на 7. Получили график функции y = 3(х-5)2-7
Вариант 2
1. График функции у = ах2 , при а0 расположен в _1 и 2координатных четвертях
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вниз если а
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 + bх + с равна ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/24/s_5ce80f4e8feca/s1163034_2_3.png)
4. Функция у = ах2 +bх + с возрастает на промежутке
при а
5. График функции у = ах2 +с, где с0, может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси __у___на _с____ единиц _вверх____.
6. График функции у = а(х - с)2,где с0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_х__ на __с___ единиц __вправо___.
7. Если числа m и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с =а(х-m)(х-n)_____________________.
8. Параболу y = х2 сжали в 3 раза к оси OХ, сместили вдоль оси OX влево на 5 и вдоль OY вверх на 7. Получили график функции y =
(х+5)2+7_____________
Приложение 1
Тема урока «Квадратичная функция, ее график и свойства».
Тип урока: Повторительно – обобщающий.
Цели урока: Обобщить и систематизировать основные знания, умения и навыки по теме «Квадратичная функция и её график», используя возможности ИКТ технологий и использовать эти знания для решения задач, входящих в раздел «Алгебра » ОГЭ .
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1. Повторить изученный материал и устранить пробелы в знаниях.
2. Совершенствовать навыки построения графиков, исследования функций и умения переносить знания в новые условия.
Развивающие задачи:
1.Формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
2.Развивать у учащихся самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать аккуратность в работе при построении графиков;
2.Стимулировать учащихся к самооценке своей образовательной деятельности;
3.Совершенствовать умения, навыки учащихся при работе в группе.
Здоровьесберегающие задачи:
1.Создать здоровьесберегающие моменты, направленные на укрепление глаз и улучшения мозгового кровообращения.
Оборудование урока:
Компьютеры и мультимедийный проектор
Интерактивные задания
Карточки с заданиями
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
3.Актуализация знаний учащихся .
1.Фронтальная работа с использованием интерактивной доски.
Слайд 2
Вспомним: Какой формулой задается квадратичная функция?
Как называются коэффициенты а,b,c в данной формуле?
Что является графиком функции?
Слайд 3
Среди данных графиков определите графики квадратичной функции и объясните,
почему вы так считаете.
Слайд 4
Как определить квадратичную функцию по формуле функции? Как найти коэффициенты данных функций?
Поставить проблемный вопрос: какую информацию можно получить о графике квадратичной функции, зная коэффициенты квадратного трёхчлена.
Слайд 5
Как связан коэффициент а с направлением ветвей параболы?
Слайд 6
Определите знак коэффициента а для данных функций
Слайд 7
При каком значении аргумента графики функций пересекают ось ординат?
Какой коэффициент квадратичной функции можно определить используя данный факт?
Слайд 8
Определите чему равен коэффициент с ?
Слайд 9
На интерактивной доске установите соответствие между знаками коэффициентов а и с с расположением графика функции на координатной плоскости.
Слайд 10
Вспомним формулы для определения координат вершины параболы и ее оси симметрии.
Слайд 11
Определите координаты вершины парабол и назовите уравнения осей симметрии парабол.
Слайд 12
Какую информацию о графике квадратичной функции можно получить, вычислив дискриминант квадратного уравнения?
Слайд 13
Для каждого графика укажите соответствующие ему значения коэффициента a и дискриминанта D.
Какую еще дополнительную информацию по графику можно получить? Как с помощью графиков функции решить квадратное неравенство?
Слайд 14
При каких значениях х выполняется неравенство а) у
0; б) у
0?
Работа в группах по карточкам
1 задание Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают. Запишите название функции и графика (Карточка 1)
2 задание Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов a и c.(Карточка 2)
3 задание Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают (карточка 3)
Взаимопроверка по слайдам 15-17
Физкультурная минутка для глаз и для улучшения мозгового кровообращения.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть, посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
Исходное положение -сидя на стуле, 1-2-плавно наклонить голову назад, 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Теоретический зачёт в форме «Заполни пропуски».
Каждый ученик получает зачётный лист, содержащий десять основных теоретических положений темы. Ключевое слово или формула в каждом правиле заменено пропуском , который необходимо заполнить.
Вариант 1
1. График функции у = ах2 , при а_______ и____ координатных четвертях.
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вверх если а______
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 +bх + с равна_____
4. Квадратичная функция у = ах2 +bх + с убывает на промежутке _______при а0.
5. График функции у = ах2 +с, где с из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_ ____ на_ ____ единиц _ ______.
6. График функции у = а(х - с)2, где с может быть получен из графика функции у=ах2 параллельным переносом вдоль оси__ _______ на _ ____единиц __ _____ .
7. Если числа т и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители:
ах2 + bх + с =
8. Параболу y = х2 растянули в три раза от оси OХ, сместили вдоль оси OX вправо на 5 и вдоль OY вниз на 7. Получили график функции y = _______________
Вариант 2
1. График функции у = ах2 , при а0 расположен в _ __ и _____координатных четвертях
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вниз если а _____
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 + bх + с равна _____
4. Функция у = ах2 +bх + с возрастает на промежутке ____ при а
5. График функции у = ах2 +с, где с0, может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси __ ___на _ ____ единиц _ ____.
6. График функции у = а(х - с)2,где с0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_ __ на __ ___ единиц __ ___.
7. Если числа m и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с = _____________________.
8. Параболу y = х2 сжали в 3 раза к оси OХ, сместили вдоль оси OX влево на 5 и вдоль OY вверх на 7. Получили график функции y = _____________
Итог урока
Выставить оценки за урок (самооценка, оценка учителя)
Рефлексия
Кто доволен свой работой на уроке? Почему? Удалось ли достичь поставленной цели?
Сегодняшный урок мне позволил…
Интересным на уроке было…
Меня огорчило только…
8.Домашнее задание: повторить теоретический материал главы 2, выполнить задания стр.138,139, «Это надо уметь»
Вариант 1
1. График функции у = ах2 , при а3 и 4 координатных четвертях.
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вверх если а_0
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 +bх + с равна ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/24/s_5ce80f4e8feca/s1163034_2_3.png)
4. Квадратичная функция у = ах2 +bх + с убывает на промежутке
__при а0.
5. График функции у = ах2 +с, где с из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_у на_с единиц _вниз.
6. График функции у = а(х - с)2, где с может быть получен из графика функции у=ах2 параллельным переносом вдоль оси__х_ на _с_единиц __влево .
7. Если числа т и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с =а(х-m)(х-n)
8. Параболу y = х2 растянули в три раза от оси OХ, сместили вдоль оси OX вправо на 5 и вдоль OY вниз на 7. Получили график функции y = 3(х-5)2-7
Вариант 2
1. График функции у = ах2 , при а0 расположен в _1 и 2координатных четвертях
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вниз если а
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 + bх + с равна ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/24/s_5ce80f4e8feca/s1163034_2_3.png)
4. Функция у = ах2 +bх + с возрастает на промежутке
при а
5. График функции у = ах2 +с, где с0, может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси __у___на _с____ единиц _вверх____.
6. График функции у = а(х - с)2,где с0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_х__ на __с___ единиц __вправо___.
7. Если числа m и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с =а(х-m)(х-n)_____________________.
8. Параболу y = х2 сжали в 3 раза к оси OХ, сместили вдоль оси OX влево на 5 и вдоль OY вверх на 7. Получили график функции y =
(х+5)2+7_____________