УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2 КЛАСС
ПРОГРАММА «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Обобщающий урок по разделу «И в шутку и в серьёз»
Разработала: учитель
начальных классов
Циклева Ирина Владимировна
Цели:
• обобщить знания учащихся по пройденному разделу;
• развивать память, внимание, мышление, речь учащихся;
• воспитывать интерес к урокам чтения.
Планируемые результаты:
учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;
понимать особенности юмористического произведения:
анализировать заголовок произведения;
сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя антонимы;
восстанавливать последовательность событий по вопросам.
Оборудование:
• экран, мультимедийный проектор, компьютер;
• презентация к уроку;
• карточки с отрывками из прочитанных произведений;
• учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Сегодня мы вспомним все произведения, которые читали в этом разделе. В этом нам помогут интересные игры.
Давайте вспомним, чему мы с вами учились на последних уроках, какой раздел изучали.
(Выслушиваются ответы учащихся.)
Работа по теме урока.
Игра «Узнайте рассказ».
Учитель готовит для детей карточки с отрывками из прочитанных рассказов этого раздела. Ученики по очереди выходят к доске, выразительно читают отрывок и называют рассказ.
Карточка 1
«Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых 2 апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улёгся спать». (Э. Успенский «Чебурашка»)
Карточка 2
«Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слоненок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него». (Из книги Г. Остера «Зарядка для хвоса»)
Карточка 3
« А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть. Взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу». (В. Драгунский «Тайное становится явным»)
Игра «Доскажите слово»
В карточках не дописаны некоторые строчки. Ученик читает отрывок из стихотворения и должен правильно отгадать, какое слово пропущено, если у него не получается, то тогда пробует другой ученик. Начинает игру учитель – читает стихотворение И. Токмаковой «Плим», не дочитывая в двустишии последнее слово:
Ложка - это ложка,
Ложкой суп ... (едят).
Кошка - это кошка,
У кошки семь ... (котят).
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру ... (стол).
Шапка - это шапка,
Оделся и … (пошел).
А я придумал слово,
Смешное слово - … (плим).
И повторяю снова -
Плим, плим, … ( плим).
Карточка 1
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумажку мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая … (красота).
Карточка 2
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит лежит кругом.
Смотрю – навстечу мой знакомый
Бежит по снегу ………… (босиком).
Карточка 3
Возьмем с собой сушеных груш
И двинемся в лесную глушь
Одни — в далекий... (путь).
Я у Старкова за спиной,
Спешит Красильников за мной -
Назад не... (повернуть).
Взлетают палки наши в лад,
И наши лыжи в лад скрипят.
Все дальше, дальше... (дом).
Но мы — мужчины, и к тому ж
У нас запас сушеных груш,
И мы не ... (пропадём).
Карточка 4
Над нашей квартирой
Собака живёт
Лает собака и спать не даёт.
Спать не даёт ……… (нам).
А над собакою кошка живёт
Мяукает кошка и спать не даёт.
Спать не дает ……. (собаке).
Ну а над кошкою мышка живёт.
Мышка вздыхает и спать не даёт
Спать не дает…… (кошке).
Карточка 5
Я не зря себя хвалю,
Всем и сразу говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу …. (повторю).
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на …….. (окне).
Карточка 6.
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не …… (терял)!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки …… (постирал).
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате …. (подмел),
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам почистил бы …… (картошки).
Все свои игрушки сам
Я б расставил по …. (местам)!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
- Молодчина ты, ……. (сынок)!
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
3. Игра «Найди ошибку»
- Найдите ошибки в названиях рассказов и стихотворений.
• «Всё тайное становится ясным» (явным)
• «Товарищам взрослым» (детям)
• «Если был бы я мальчишкой» (девчонкой)
• «С нашей квартирой» (над нашей квартирой)
• «В чуждой стране» (чудной)
Игра «Две группы»
- Разделите на 2 группы эти слова и дайте название группе (можно использовать название произведения).
Мама, попугай, милиционер, мартышка, слонёнок, Денис, дяденька, удав
(Ответ: Первая группа: рассказ «Тайное становится явным».
Вторая группа: отрывок из книги «Зарядка для хвоста»)
Игра «Откуда я?»
Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети отвечают с помощью учебника, зачитывают название, автора и несколько строк из произведения.
Горшочек мёда и шарик
Апельсин
Груши
Ложка, шапка, кошка
Милицейская фуражка
6. Игра «Найди лишнее»
- В каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один лишний.
Медвежонок, кролик, ослик, поросёнок, слонёнок, сова. (Слонёнок)
Ваня, кошка, кактус, конь, старушка, собачка. (Кошка)
Ботинок, картошка, бутылка, табуретка, стул, гармошка. (Табуретка)
Попугай, удав, жираф, слон, мартышка. (Жираф)
Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер. (Пожарный)
VI. Весёлый рассказ.
- Ребята, послушайте рассказ, который был опубликован в журнале «Костер» в апреле 1999 г.
Первоапрельская шутка
Когда сели ужинать, папа отложил в сторону газету и пристально посмотрел на Витю:
— Что-то ты сегодня подозрительно тихий. Неужели опять схватил по русскому трояк с минусом?
— Нет, не трояк, — с загадочной улыбкой ответил Витя. — Я получил по русскому двойку!..
Папа поперхнулся, а мама чуть не выронила из рук заварной чайник.
— Он еще улыбается! — закричали хором папа и мама.
— А чего? Я не виноват! Она придирается! Я
всего-то сделал две ошибки... В одном предложении...
— Во-первых, не она, а учительница! — сказала мама. — А во-вторых, смотря какие ошибки!
— Она попросила написать на доске сегодняшнее число, а я написал "перьвое опреля". Всего две ошибки!
Мама схватилась за сердце.
— Подожди-ка, подожди, — сказал папа, — какое сегодня число? Первое апреля? Теперь понятно, почему ты так хитро улыбаешься! Ты решил нас разыграть? Ты все это выдумал?
— Ага, — кивнул Витя. — Я пошутил. Меня по русскому и не спрашивали! С первым апреля!
— Ну и шуточки! — рассердилась мама.
— Я из-за тебя чуть чайник не разбила!
Витя допил чай и вышел из-за стола.
"Слава Богу, — подумал он, — что папа ничего не спросил про математику! Ведь двойку я как раз по математике получил!"
К. Леонидов
Опубликовано в журнале
"Костер" за апрель 1999 года.
Рефлексия.
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов
- Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?
- Какое произведение особенно запомнилось, стало любимым?
Домашнее задание
- Нарисуйте иллюстрацию к любимому произведению.
- Урок окончен, всем большое спасибо!