ГБОУ « Елионская школа – интернат»
ПЛАН – КОНСПЕКТ
открытого урока
по географии
8 класс
ТЕМА: Обобщающий урок: « Что я знаю об Австралии.»
подготовила и провела
учитель высшей
квалификационной
категории:
Сапонова Л.Н.
2016- 2017 уч.г.
Цели и задачи урока:
- Закрепить и обобщить знания учащихся о разнообразии природы, уникальности животного и растительного мира Австралии , населении и его образе жизни. Проверить знания учащихся типичных представителей растительного и животного мира данного материка. Проверить умение ребят узнавать различных представителей природы материка Австралия по словесному описанию и визуально. Закрепить картографические знания и умения учащихся по данной теме.
- Развивать образную память.
- Совершенствовать быстроту , полноту и точность воспроизведения.
- Развивать устойчивость и объем внимания, слухового восприятия.
- Работать над развитием импрессивной и экспрессивной сторон речи.
- Расширять активный словарь.
- Воспитывать активность, самоконтроль, взаимоконтроль, географическую культуру и интерес к предмету, любовь к природе.
Оборудование и материалы:
- слайды по теме урока
- экран, проектор, ноутбук
- Физическая карта полушарий
- контурные карты Австралии
- Кроссворд « Австралия»
- карточки для индивидуальной работы
- картосхема: « материк Австралия»
- Черный ящик
- Презентация по теме
Ход урока:
1. Организационный момент.
1. Организация класса.
- Какое сегодня прекрасное утро!
Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка согреет всех своим теплом, покажет ваше дружелюбие и улучшит всем настроение!
2. Психоэмоциональный настрой на урок.
- На уроке мы с вами запустим «Барометр чувств».
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Постарайтесь работать так, чтобы «барометр» показывал только хорошее настроение нашего класса, а для этого надо внимательно слушать и активно работать на уроке.
На доске схематичное изображение «Барометра чувств». Учащиеся устанавливают стрелку «барометра» на выбранное настроение.
II.Введение в тему урока.
- ребята, у нас с вами сегодня обобщающий урок по теме…
Тему урока мы сможем узнать, если разгадаем эти ребусы
( материк Австралия). Слайд.
- Молодцы!
Слайд – Обобщающий урок по теме:
«Что я знаю об Австралии»
Итак, начнем наш урок.
III. Основная часть.
1.Послушайте отрывок из стихотворения и определите те высказывания, в которых говорится об особенностях материка Австралия.
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там, в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыне пропадают где -то).
Там в зарослях стада бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Г. Усова
- находится в южном полушарии;
- лето наступает по календарной зиме;
- реки – крики – пересыхающие в бездождевой период;
- птицы страус эму и казуар не летают;
- утконос и ехидна выводят детенышей из яиц, а выкармливают молоком как млекопитающие;
- дикая собака динго не лает, а только тявкает;
- эвкалипт сбрасывает кору…;
- много диких кроликов, которые пожирают все вокруг;
- в столице Канберре населения меньше чем в городах верно, молодцы!
Индивидуальная работа: Обведи и прочитай. Запиши предложение в тетрадь.( Х.. А.)
- В каком полушарии расположен материк Австралия?
- Покажите материк Австралия на карте.
- Какие океаны омывают этот материк?
Молодцы!
2. Самостоятельная работа с контурными картами.
- Ребята ,а сейчас 5 минут самостоятельной работы. Работаем с контурными картами, у каждого из вас свое задание указано на листочке. Миша – у доски.
( у доски работает один человек – Миша с картосхемой Австралии, остальные работают на местах задания дифференцированы по сложности.
Необходимо отметить реки, озера, пустыни и заливы.
Индивидуально – собери картинку – физическая карта Австралии. – Х. А., Подпиши названия материков. Раскрась материк. – Н. М.
3. Кроссворд: « Австралия»
1. Дерево – насос, гроза комаров. ( эвкалипт)
2. Коала – это сумчатый … ( медведь)
3. Птица Эму – это … ( страус)
4. Продукт овцеводства, идущий на экспорт. ( шерсть)
5. Самое известное сумчатое животное Австралии ( кенгуру)
6. Она может длиться несколько лет, полностью высушивая реки и сжигая растительность. ( засуха)
7. В Австралии много артезианских … (Колодцев)
8. Нелетающая бескрылая птица – символ Австралии ( киви)
9. Дерево, растущее в пустынях Австралии, усеянное острыми колючками. ( акация).
| э | в | К | А | л | и | п | т | |
| | м | е | Д | В | е | д | ь | |
| С | т | р | а | у | с |
| ш | е | р | С | Т | ь | |
К | е | н | г | у | Р | у |
| З | А | с | у | х | а | |
| к | О | Л | о | д | ц | е | в |
| К | И | в | и | |
А | к | а | ц | И | Я | | | | | |
- ребята, если вы верно разгадаете кроссворд, то в выделенных клеточках сможете прочесть название одного из материков земли.
Молодцы! Верно это Австралия ( слайд)
4. Географический диктант.
- А сейчас у нас географический диктант. Ребята, если вы верно выполните задание, у вас получится название животного, символа Австралии.
Задание на внимание и смекалку, так что смотрите, есть подводные камни.
- 1. Главная река Австралии
Слайд 1.:
А – Волга
К – Муррей
Г – Нил
2. Австралия расположена в
Слайд 2.
М – северном полушарии
Д – западном полушарии
Е – южном полушарии
3. Назови пустыню Австралии
Слайд 3. Н – Большая пустыня Виктория
О – Сахара
Ф – Калахари
4. Австралия это самый
Слайд 4. К – страшный материк
Г – маленький материк
Ю – большой материк
5. Пересыхающие реки Австралии
Слайд 5. У – это крики
Б – это визги
И – это вопли
6 Аборигены Австралии охотились с помощью
Слайд 6. Р – бумеранга
В – автомата
С – дубинки
7. Когда в Австралии обнаружили золото, то началась
Слайд 7. Е – золотая ангина
У – золотая лихорадка
Я – грипп
Кенгуру.
Верно, вы молодцы!
Слайд Кенгуру.
Индивидуальная работа:
Прикрепить на доску только те картинки животных, которые обитают в Австралии ( Несмашный М.) Собери картинку – животное Австралии – Халецкий А.
ФИЗМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Угадай и назови животное.
- Ребята, перед вами таблица с животными Австралии. Назовите, кто здесь изображен.
Слайд Таблица Животный мир.
6. Четвертый лишний.
Перед вами группы слов. Ваша задача указать в каждой группе лишнее слово и объяснить почему.
1. Эвкалипт, фикус, береза, пальма. Слайд
2. кенгуру, кролик, утконос, ехидна. Слайд
3. Канберра, Сидней, Лондон, Мельбурн. Слайд
Индивидуальная работа: Собери словечко – Х. А.
7. Черный ящик.
- Ребята, перед вами черный ящик. Ваша задача, выслушав меня внимательно, угадать , что в нем.
- Это ягода. Свое название эта ягода получила за сходство с бескрылой новозеландской птичкой. Родина этой ягоды – Китай, но она растет и в Австралии и Африке. Мохнатые серовато – коричневые плоды размером с куриное яйцо растут на лиане. По вкусу эта ягода напоминает смесь крыжовника, дыни и земляники. Что же находится в черном ящике?
Верно. Это киви. Слайд
Растение распространено на всех материках, а наибольшее количество видов в Австралии.
Лист стоит столбом и поэтому растение не дает тени.
Листьями этого растения питаются коалы.
Масло листьев используют в медицине, косметологии.
Растение – символ Австралии.
ЭВКАЛИПТ.
Индивидуальная работа: посмотри и раскрась попугаи.- Х. А.
8. Заморочки из бочки.
- ребята, я сейчас буду давать описание чего – то или спрашивать что это такое?
Ваша задача дать верное объяснение.
1. Что такое скрэб? ( слайд)
2. Это дерево имеет утолщенный ствол, в котором накапливается влага. Форма ствола дала название дереву.
( бутылочное дерево слайд)
3. Вместо листьев у казуаринов тонкие побеги, похожие на иголки елки, форма кроны как у ели, поэтому его зовут рождественским деревом. А как еще называют это дерево и почему? ( железное слайд)
4. Оперенье у этих птиц разноцветное, а размер различный, некоторые очень болтливы. ( попугаи слайд)
5. Красивые птицы с необычно ярким опереньем и ужасным голосом.
( райские птицы слайд)
IY. Итоги урока.
- фронтальный опрос.
- О каком материке мы вели речь сегодня на уроке?
- Как называется единственное государство Австралии?
- Кто такие оборигены?
- Назовите столицу Австралийского Союза.
- чем мы занимались сегодня на уроке?
- Молодцы!
- Обратите внимание на «Барометр чувств», изменилось ли ваше настроение в конце урока?
На доске слова:
ЛЕГКО;
ИНТЕРЕСНО;
ПОЛЕЗНО;
ТРУДНО;
Ребята, Оцените с помощью этих слов наш урок.
Учитель обращает внимание на полные ответы учащихся.
Учащиеся выставляют стрелку «барометра» на выбранное настроение.
- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Вы, молодцы!
Оценки за урок ( комментирование оценок)
Домашнее задание: в библиотеке взять книгу об Австралии и прочитать любую статью, которая понравится, а на уроке поделимся мнением и обсудим. Халецкий нарисовать понравившееся животное.
- Ребята, давайте на оптимистичной ноте завершим наш урок.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки, передайте через рукопожатие теплоту, хорошее настроение, улыбнитесь и скажите: «Мы молодцы!»
Урок окончен. До свидания!