1.Анализ предложений (дифференцированное задание) Работа в группах (4 группы-каждой группе по одному предложению) Переписать, вставить пропущенные буквы, орфограммы объяснить. Выполнить синтаксический анализ предложений, расставить ЗП(ЗП не расставлены в тексте), объяснить постановку, составить схемы. Проанализировать предложение у доски для всего класса | Объясняет наличие проблемного вопроса Сегодня у нас необычный урок. Выполняя задания, мы вспомним о малоизвестных страницах истории Великой Отечественной войны, и в этом поможет нам советская литература, в которой почти не было места теме военнопленных. По окончании занятия каждый попытается высказать свое мнение на проблемный вопрос , используя аргументы ,озвученные на уроке русского языка, и аргументы, взятые из литературы о Великой Отечественной войне. А тему нашего урока вы определите самостоятельно, проанализировав данные предложения. Исправляет ошибки, делает выводы | Учащиеся определяют самостоятельно тему урока. Говорят о теме предложений, анализируют. Работают в группах(по 4- 5 человек) Переписывают, вставляют пропущенные буквы, орфограммы объясняют. Выполняют синтаксический анализ предложений, расставляют ЗП(ЗП не расставлены), составляют схемы предложений. 1 группа Согласно приказа(у) № 270, подписан(нн)ому И. Сталиным, плен(нн)ые считались д..зертирами и пр..дателями, семьи командиров и политработников ,попавших в плен, подл..жали аресту и с(сс)ылке, семьи солдат лишались пособий и помощи со стороны государства, что обр..кало их на голод. (ССК) 2 группа(слабая) Многие из 1, 8 ми…иона человек бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в с(С)талинских лагерях.(ПП ,осложненное обособленным определением) 3 группа Немецкий офицер вспоминал : « Как прив..дения бродили ум.рающие с голоду (полу)голые существа, часто сутками (не)видевшие иной пищи, кроме трупов животных и древесной коры».(ПР, осложненная обособленным определением) 4 группа Майданек, Освенцим, Саласспилс- (конц)лагеря, создан(НН)ые фашистами для уничтожения «недочеловеков», но даже в застенках этих лагерей, способных уничтожить человеческий облик, узники подн..мали вос(СС)тания.(ССП, обе части осложнены обособленным определением). Анализируют у доски для всего класса |
3. Конструирование предложений с обособленным определением по заданной теме. | Комментирует задание Постарайтесь объяснить смысл названия, используя обособленное определение, выраженное причастным оборотом. | Конструируют предложения Люди, потерявшие человеческий облик, обращаются к Богу. Пленные, измученные голодом и унижением, считая, что покинуты всеми, надеются лишь на Бога. Узникам лагерей остается лишь уповать на Бога, способного их спасти. В концлагерях не было даже намека на человечность, позволившую бы им рассчитывать на спасение и др |
4. Анализ текстов. | Предлагает группам два текста: историческую справку и отрывок из повести «Это мы, Господи..» Задает вопрос: «Что объединяет эти тексты» Историческая справка К сентябрю 1941 года дорога на Москву для немцев была почти свободна. К столице были брошены последние силы, в том числе из ополченцев и добровольцев, пожелавших защитить город. Двадцатого октября в городе ввели осадное положение, бои велись ожесточенные. 6 ноября в необычном месте: подземной станции метро «Маяковская» выступал Сталин. В своей речи он называл нацистов людьми, лишенными совести и чести, людьми с моралью животных, призывающими к уничтожению великой русской нации. 7 ноября 1941 года состоялся парад на Красной площади , посвященный годовщине Октябрьской революции. Это вдохновило советских людей-с Красной площади уходили прямо на фронт, к Москве подходило подкрепление, укрепившее силы. Героизм русских был фантастическим : все помнят подвиг Зои Космодемьянской, подвиг бойцов дивизии Панфилова, поразивший даже немцев. К началу января немцы были отброшены на 100-250 километров от столицы, весь мир впервые узнал, что непобедимая германская армия терпит поражение, ставшее коренным поворотом в ходе Второй Мировой войны. Текст из повести «Это мы, Господи» Декабрь 1941 года был на редкость снежным и морозным. По широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск нескончаемым потоком тек транспорт отступающих от Москвы немцев. Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани. Ползли обмороженные немцы, напяливая на себя все, что попадалось под руку из одежды в избе колхозника. Шли солдаты, накинув на плечи детские одеяла и надев поверх ботинок лапти. Шли ефрейторы в юбках и сарафанах под шинелями, укутав онучами головы. Шли офицеры с муфтами в руках, покрытые кто персидским ковром, кто дорогим манто. Шли обозленные на бездорожье, на русскую зиму, на советские самолеты, штурмующие запруженные дороги. А злоба вымещалась на голодных, больных, измученных голодом людях… В эти дни немцы не били пленных. Только убивали! … Трудно было заблудиться немецкому солдату, возвращающемуся из окрестной деревни на тракт с украденной курицей под мышкой. Путь отступления его однокашников обозначен страшными указателями. Шли эти люди к месту пыток и мук – лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути в мягкой постели родной страны – в снегу, и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!.." Подводит итоги | Отвечают Группы получают одинаковые тексты, изучают их. Выписывают из 1текста предложения, осложненные обособленными определениями, из 2-го- осложненные обособленными определениями и (дополнительно) обособленными обстоятельствами. По окончании работы анализируют ( в группе-каждый по одному предложению читает) , составляют схемы выбранных предложений. Делают общий вывод по теме урока(что такое обособленное определение, ЗП при причастном обороте, Зп при деепричастном обороте) |
5. Ответ на проблемный вопрос Солдаты и офицеры, прошедшие плен,- герои или предатели? | Предлагает план ответа 1. Тезис Арг1(история) Арг2(лит-ра), используя обособленное определение | Каждый высказывает свое мнение на проблемный вопрос, используя аргументы,озвученные на уроке русского языка, и аргументы, взятые из прочитанной повести К. Воробьева «Это мы, Господи |