СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ": Обособление определений, выраженных причастным оборотом. (подготовка к выполнению 17 задания теста итоговой аттестации)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок( русский язык-литература-история России).

Воспитательная цель

 Способствовать

- формированию идейно-нравственного  мировоззрения,

- воспитанию милосердия,

- воспитанию интереса к истории России,

- воспитанию интереса к русской литературе о Великой Отечественной войне,

-воспитанию патриотизма и любви к РОДИНЕ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ": Обособление определений, выраженных причастным оборотом. (подготовка к выполнению 17 задания теста итоговой аттестации)»

Урок проводится после изучения (на уроке литературы)

повести К. Воробьева «Это мы, Господи…»

11 класс

Э.Х.Юлдашева

Интегрированный урок

русский язык –литература-история России

ТЕМА: Обособление определений, выраженных причастным оборотом.

(подготовка к выполнению 17 задания теста итоговой аттестации)

Цели урока:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся об обособлении определений, выраженных причастным оборотом, о

постановке знаков препинания при причастном обороте, деепричастном обороте,

-повторить умение выполнять синтаксический анализ разных по структуре предложений,

-закрепить умение работать со схемами,

- повторение орфограмм «Безударная гласная в корнях с чередованием», « Проверяемая безударная гласная в корне» , «Непроверяемая безударная гласная в корне», «Н(НН) в отглагольных прилагательных и причастиях» и др,

-отработать умение работать с заданием 17 тестовой части ЕГЭ.

-отработать умение анализировать тексты разных жанров.

Развивающая

- способствовать развитию умения

- работать самостоятельно и в группе,

-конструировать самостоятельно предложения по заданной схеме,

- работать с информацией,

- анализировать текст,

-строить самостоятельное суждение,

-пониманию силы СЛОВА.

-расширению кругозора.

Воспитательная:

Способствовать

- формированию идейно-нравственного мировоззрения,

- воспитанию милосердия,

- воспитанию интереса к истории России,

- воспитанию интереса к русской литературе о Великой Отечественной войне,

-воспитанию патриотизма и любви к РОДИНЕ.


Ход урока

Действия преподавателя

Действия ученика

Орг. момент


Приветствует учеников


Проблемный вопрос:

Солдаты и офицеры, прошедшие плен,--герои или предатели? (на доске или на слайде презентации)



Приветствуют

учителя

1.Анализ предложений

(дифференцированное задание)

Работа в группах (4 группы-каждой группе по одному предложению)

Переписать, вставить пропущенные буквы, орфограммы объяснить. Выполнить синтаксический анализ предложений, расставить ЗП(ЗП не расставлены в тексте), объяснить постановку, составить схемы. Проанализировать предложение у доски для всего класса

Объясняет наличие проблемного вопроса

Сегодня у нас необычный урок.

Выполняя задания, мы вспомним о малоизвестных страницах истории Великой Отечественной войны, и в этом поможет нам советская литература, в которой почти не было места теме военнопленных.


По окончании занятия каждый попытается высказать свое мнение на проблемный вопрос , используя аргументы ,озвученные на уроке русского языка, и аргументы, взятые из литературы о Великой Отечественной войне.

А тему нашего урока вы определите самостоятельно, проанализировав данные предложения.




































Исправляет ошибки, делает выводы

Учащиеся определяют самостоятельно тему урока. Говорят о теме предложений, анализируют. Работают в группах(по 4- 5 человек)

Переписывают, вставляют пропущенные буквы, орфограммы объясняют. Выполняют синтаксический анализ предложений, расставляют ЗП(ЗП не расставлены), составляют схемы предложений.

1 группа

Согласно приказа(у) № 270, подписан(нн)ому И. Сталиным, плен(нн)ые считались д..зертирами и пр..дателями, семьи командиров и политработников ,попавших в плен, подл..жали аресту и с(сс)ылке, семьи солдат лишались пособий и помощи со стороны государства, что обр..кало их на голод. (ССК)

2 группа(слабая)

Многие из 1, 8 ми…иона человек бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в с(С)талинских лагерях.(ПП ,осложненное обособленным определением)

3 группа

Немецкий офицер вспоминал : « Как прив..дения бродили ум.рающие с голоду (полу)голые существа, часто сутками (не)видевшие иной пищи, кроме трупов животных и древесной коры».(ПР, осложненная обособленным определением)

4 группа

Майданек, Освенцим, Саласспилс- (конц)лагеря, создан(НН)ые фашистами для уничтожения «недочеловеков», но даже в застенках этих лагерей, способных уничтожить человеческий облик, узники подн..мали вос(СС)тания.(ССП, обе части осложнены обособленным определением).

Анализируют у доски для всего класса

2. Беседа по теме предложений


Задает вопросы

- Какая общечеловеческая тема объединяет предложения?

- Ассоциация с каким произведением советской литературы возникает при прочтении данных предложений

-. Какой период ВОВ показан в повести?

Отвечают на вопросы

- Тема военнопленых

- К. Воробьев «Это, мы , господи….»


-Осень-зима 1941

3. Конструирование предложений с обособленным определением по заданной теме.


Комментирует задание

Постарайтесь объяснить смысл названия, используя обособленное определение, выраженное причастным оборотом.


Конструируют предложения

Люди, потерявшие человеческий облик, обращаются к Богу.

Пленные, измученные голодом и унижением, считая, что покинуты всеми, надеются лишь на Бога.

Узникам лагерей остается лишь уповать на Бога, способного их спасти. В концлагерях не было даже намека на человечность, позволившую бы им рассчитывать на спасение и др

4. Анализ текстов.


Предлагает группам два текста: историческую справку и отрывок из повести «Это мы, Господи..»

Задает вопрос: «Что объединяет эти тексты»

Историческая справка

К сентябрю 1941 года дорога на Москву для немцев была почти свободна. К столице были брошены последние силы, в том числе из ополченцев и добровольцев, пожелавших защитить город. Двадцатого октября в городе ввели осадное положение, бои велись ожесточенные. 6 ноября в необычном месте: подземной станции метро «Маяковская» выступал Сталин. В своей речи он называл нацистов людьми, лишенными совести и чести, людьми с моралью животных, призывающими к уничтожению великой русской нации. 7 ноября 1941 года состоялся парад на Красной площади , посвященный годовщине Октябрьской революции. Это вдохновило советских людей-с Красной площади уходили прямо на фронт, к Москве подходило подкрепление, укрепившее силы. Героизм русских был фантастическим : все помнят подвиг Зои Космодемьянской, подвиг бойцов дивизии Панфилова, поразивший даже немцев.

К началу января немцы были отброшены на 100-250 километров от столицы, весь мир впервые узнал, что непобедимая германская армия терпит поражение, ставшее коренным поворотом в ходе Второй Мировой войны.

Текст из повести «Это мы, Господи»

Декабрь 1941 года был на редкость снежным и морозным. По широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск нескончаемым потоком тек транспорт отступающих от Москвы немцев.

Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани.

Ползли обмороженные немцы, напяливая на себя все, что попадалось под руку из одежды в избе колхозника.

Шли солдаты, накинув на плечи детские одеяла и надев поверх ботинок лапти.

Шли ефрейторы в юбках и сарафанах под шинелями, укутав онучами головы.

Шли офицеры с муфтами в руках, покрытые кто персидским ковром, кто дорогим манто.

Шли обозленные на бездорожье, на русскую зиму, на советские самолеты, штурмующие запруженные дороги. А злоба вымещалась на голодных, больных, измученных голодом людях

В эти дни немцы не били пленных. Только убивали! …

Трудно было заблудиться немецкому солдату, возвращающемуся из окрестной деревни на тракт с украденной курицей под мышкой. Путь отступления его однокашников обозначен страшными указателями. Шли эти люди к месту пыток и мук – лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути в мягкой постели родной страны – в снегу, и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!.."


Подводит итоги



Отвечают

Группы получают одинаковые тексты, изучают их.

Выписывают из 1текста предложения, осложненные обособленными определениями, из 2-го- осложненные обособленными определениями и (дополнительно) обособленными обстоятельствами.

По окончании работы анализируют ( в группе-каждый по одному предложению читает) , составляют схемы выбранных предложений.

Делают общий вывод по теме урока(что такое обособленное определение, ЗП при причастном обороте, Зп при деепричастном обороте)



5. Ответ на проблемный вопрос Солдаты и офицеры, прошедшие плен,- герои или предатели?


Предлагает план ответа

1. Тезис

Арг1(история)

Арг2(лит-ра), используя обособленное определение



Каждый высказывает свое мнение на проблемный вопрос, используя аргументы,озвученные на уроке русского языка, и аргументы, взятые из прочитанной повести К. Воробьева «Это мы, Господи

6. Подведение итогов

Дорогие ребята, я надеюсь, что наш урок поможет вам стать терпимее друг к друг , научит ценить русскую литературу и любить историю нашей великой страны !


7 Домашнее задание.

Дополните свой ответ на проблемный вопрос урока аргументами с использованием обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. Итог самостоятельно выполненной работы-успешное выполнение задания 17 на итоговой аттестации.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!