Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим на тему «Дары леса»
Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу.
Задачи:
Знакомить детей с осенними дарами леса.
Развивать внимание, память, мышление, умение различать съедобные и несъедобные грибы.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе
Материалы и оборудование:
муляжи съедобных и несъедобных грибов, картинки с изображением кустов хвойных деревьев, ягоды : черника, брусника, клюква; 2 корзинки (большая и маленькая).
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в лес. А какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете?
Воспитатель:- Давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: - Осень.
Воспитатель:- Назовите, пожалуйста осенние месяцы.
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: - Как вы думаете, что мы с вами можем собрать в осеннем лесу?
Что мы с вами увидим в лесу?
Что мы с собой возьмём в лес? (Возьмем с собой корзинку большую и маленькую.)
Воспитатель: - Правильно. Прежде чем попасть в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Обсуждение на тему «Правила поведения в лесу»
Воспитатель: - Правила вспомнили, молодцы. Пришла пора отправляться в лес. Кто из вас знает, как называют человека, который ходит в лес за грибами? Как называется суп из грибов? Икра из грибов. Рагу с грибами.
Давайте подумаем, где могут прятаться грибы? (под листьями, под кустами, около деревьев)
Воспитатель: - Правильно. Ну, что ж мои юные грибники, до леса далеко, поэтому предлагаю отправиться в лес оденем резиновые сапоги, возьмём корзинки и в путь.
Д/И «Знатоки грибов»
- Растет под осиной гриб - … (Подосиновик.)
- Растет под березой гриб - …(Подберезовик.)
- Гриб с масляным бочком - … (Масленок.)
- Гриб желтенький, как шубка у лисы - …(Лисичка.)
- Гриб, как солнышко, рыженький - …(Рыжик.)
- А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб или боровик.)
А все ли грибы можно собирать? Почему? Какие грибы нельзя собирать? Давайте послушаем нашего друга профессора «Почемучкина». Что он нам ответит?
5. Просмотр мультфильма «Профессор - Почемучкин» - Почему некоторые грибы называются ядовитыми? (включается мультфильм)
6. Игра: "Собери грибы".
Дети собирают съедобные грибы по очереди будет подходять к воспитателю и показывают свой гриб, называют его. Затем кладут гриб в корзинку. (дети по очереди показывают грибы и называют их)
Какие грибы мы положим в корзину? Как можно их все назвать? Какие грибы остались? Почему мы их не положили в корзину? (Они ядовитые, несъедобные.) А ещё, ребята, нельзя собирать грибы, растущие возле дорог. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Собирать их нельзя потому, что грибы очень быстро впитывают в себя все вредные вещества. Давайте проведём эксперимент. У меня есть вата представим , что это ножка гриба , поставим «ножку гриба» на тарелочку и польём под корешок грязную воду и посмотрим, что произойдёт. (проведение эксперимента)Что произошло? (вата впитала грязную воду. Вот так же быстро растущие у дорог грибы впитывают в себя вредные для нас вещества.
Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждый гриб. У каждого грибочка есть ножка и шляпка. Под шляпкой у гриба есть пластинки или трубочки, внутри которых находятся споры. Споры – это семена грибов. А вот под землёй у грибов растёт грибница. Грибница – это корни грибов.
Давайте немного поиграем с пальчиками, разомнём их.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идём грибы искать.
Этот пальчик в лес пошёл, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал начиная с мизинца.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Что еще можно найти в лесу?( ягоды).
Пойдем глубже в лес и поищем ягоды. Посмотрите (подходят к столу, на котором расположены кусты с ягодами.)
Это куст черники. Какого цвета у неё ягоды?
Дети: - Тёмно-синие, почти чёрные.
Воспитатель: - Это клюква. Веточки клюквы лежат прямо на земле, растёт она на болотах. Какого цвета ягоды клюквы?
Дети: - Красного.
Воспитатель: - Это брусника. У неё ягоды растут на невысоких кустиках. И растет она в лесу. Какого цвета у неё ягоды?
Дети: - Красного.
Воспитатель: - Давайте сравним ягоды клюквы и брусники, чем они похожи, а чем отличаются. (ответы детей)
Воспитатель: - У клюквы ягоды крупнее и ярче по цвету.
Воспитатель: - Давайте соберём ягодки в нашу корзинку. Молодцы. Мы очень хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнём. Встаньте в кружок.
IV. Физкультминутка «Мы по лесу ходим…»
Мы по лесу ходим,
Грибочки находим.
Мы наклонимся, сорвем,
И в корзинку их кладем.
Мы по лесу ходим,
Ягодки находим.
Мы наклонимся, сорвем,
И в корзинку их кладем.
Воспитатель: - Отлично размялись!
Поиграем в игру «Узнай ягодку по вкусу». (Дети с закрытыми глазами узнают ягоды на вкус)
Мы собрали много грибов и ягод. Из них можно приготовить много разных блюд. Давайте поиграем в игру «Готовим блюдо». Один повар приготовил много вкусных блюд из ягод и грибов, но зашифровал названия. Давайте попробуем расшифровать их. Это можно сделать если закончить начатое предложение и ответить на вопрос. Встаньте около своих стульчиков. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете мне отвечать. Готовы? (да)
- Пирог с грибами. Какой пирог? – грибной
- Суп с грибами. Какой суп? – грибной
- Компот из клюквы. Какой компот? – клюквенный
- Варенье из черники. Какое варенье? – черничное
- Ватрушка с брусникой. Какая ватрушка? – брусничная
- Джем из черники. Какой джем? - черничный
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный
- Сок из брусники. Какой сок? - брусничный
- Молодцы. Отлично справились. Присаживайтесь на стульчики.
VI. Подведение итогов.
Давайте вспомним куда мы с вами сегодня ходили? (в лес)
Что собирали в лесу? (грибы и ягоды)
Какие грибы можно собирать? (съедобные)
Какие нельзя собирать? (ядовитые, и растущие у дорог)
Какие ягоды собирали? (чернику, бруснику, клюкву)