МБДОУ ДС «Чебурашка»
Г.Волгодонска
Конспект образовательной деятельности
по теме «Финансовая грамотность»
«В гостях у Мухи-Цокотухи»
Группа №5 «Гномики» (средняя группа)
Воспитатель: Задёра Н.Н.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: закреплять понимание экономических категорий «труд», «продукт труда», «профессия», «деньги», «заработная плата»,
научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека;
развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор;
воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материалы: Мяч, мешочек с предметами труда людей разных профессий, карточки с изображениями профессий, наглядные картинки, разукрашки для детей, карандаши, макеты деревьев, ширма, макет Мухи-Цокотухи, копилка с деньгами.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте мои детушки, весёлые ребятушки, предлагаю поприветствовать друг друга. Сказать, о том, как вы рады видеть друг друга.
"Здравствуй, друг!" - пожимают друг другу руки.
"Как ты тут?" - кладут руку на плечо партнера.
"Где ты был?" - берут партнера за ухо.
"Я скучал" - прижимают руку к сердцу.
"Ты пришел" - разводят руки в стороны.
"Хорошо!" - обнимаются.
Воспитатель: помните мы с вами читали сказку Муха-Цокотуха К.И. Чуковского?
Дети: Да!
Ребенок читает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха.
Раздаётся телефонный звонок, на который воспитатель отвечает.
Воспитатель: Ало, да-да-да, конечно, с удовольствием, обязательно придём, сейчас ребят спрошу. Слушайте, ребята, нас Муха-Цокотуха к себе в лес пригласила. Пойдём в гости к Мухе-Цокотухе?
Дети: Да!
Воспитатель: Как можно быстро добраться до леса?
Ответы детей.
Воспитатель: А можно я тоже предложу. Предлагаю полететь на воздушном шаре. Согласны?
Дети: Да.
В группу влетает воздушный шар
Дети берутся за ниточку шарика и произносят хором:
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка
И дома, и человечки.
Звучат звуки природы, шум леса.
Воспитатель: Вот мы и добрались.
Муха-Цокотуха: Здравствуйте, друзья!
Дети: Здравствуйте!
Муха-Цокотуха: Ребята, я так рада, что вы пришли ко мне в гости.
Воспитатель: Здравствуй, Муха -Цокотуха. Мы рады тебя видеть. Муха, а что у тебя ?
Муха -Цокотуха: Копилка с деньгами.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: Деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Муха -Цокотуха: Да, ну. Деньги – это деньги.
Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка?
Дети: Собирать деньги.
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги.
Воспитатель: Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Воспитатель: Муха -Цокотуха, для чего тебе нужны деньги?
Муха -Цокотуха: Я хочу купить самовар и угощение.
Воспитатель: Ребята, давайте, поиграем с Мухой –Цокотухой.
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим?
Муха -Цокотуха: Ура, теперь я всё знаю про деньги. За деньги можно всё купить.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с Мухой -Цокотухой, всё можно купить за деньги или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы детей:
-За деньги нельзя купить дружбу;
- за деньги нельзя купить уважение;
- за деньги нельзя купить любовь;
- за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
- за деньги нельзя купить общение с природой.
Муха-Цокотуха: Спасибо ребята , теперь я знаю для чего нужны деньги.
Воспитатель: А теперь скажите мне, какие бывают деньги?
Дети: бумажные деньги, называются купюрами, еще есть металлические деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты).
Воспитатель: Откуда берутся деньги?
Дети: Их зарабатывают.
Воспитатель: Как называются деньги, которые платят за работу вашим родителям?
Дети: Заработная плата.
Воспитатель: а бабушки и дедушки получают что? (пенсию),
за хорошую учебу студенты получают, что?(стипендию).
Воспитатель: А где, же ваши родители зарабатывают деньги?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, но прежде чем пойти работать, необходимо приобрести профессию.
Муха-Цокотуха: Что такое профессия?
Воспитатель: (профессия – это то, что люди умеют делать, их работа).
Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель обращает внимание детей на мешочек. Дети открывают мешочек, находят в нём предметы труда и соотносят эти орудия труда с профессией, к которой они относятся.
Воспитатель: Хорошо потрудились, молодцы.
Помните в сказке К.И.Чуковского Мухи- Цокотухи намечался день рождения?
Дети: да.
Воспитатель: Предлагаю для Мухи- Цокотухи приготовить подарок, который сделаем своими руками ?
Разминка «Профессии»
Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)
Центр активности
Воспитатель: Присаживайтесь за столы.
Уточняет, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.
После продуктивной деятельности дети дарят Мухе-Цокотухе подарки.
Муха-Цокотуха: Спасибо большое, вам ребята!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад
Дети берутся за ниточку шарика и произносят хором:
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща. Поле, сад и речка
И дома, и человечки.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что особенно понравилось?
Что нового вы узнали? (Ответы детей)