1. 1.1 | Вводная часть Организационно- мотивационный этап. | -Ребята, посмотрите, что я нашла! (поднимаю с пола сердечко из бумаги). - Чье это сердечко? Кто потерял? - Посмотрите, на обратной стороне загадка! Попробуем отгадать? Кто приходит к вам с утра? Кто сказал: «Вставать пора»? Кашу кто успел сварить? Чай в бокальчик вам налить? Кто косички вам заплёл? Целый дом один подмёл? Кто цветов в саду нарвал? Кто тебя поцеловал? Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? | Дети подходят к воспитателю и рассматривают находку. Никто не знает, чье и откуда. -Да!. - Мама. | 2 мин. |
1.2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия. | - Правильно, ребята, конечно, мама. Похоже, кто-то очень любит маму и нарисовал ей сердечко! А вы любите маму? Почему? - Правильно, ребята! Мама - для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают: кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине, - они также справляются со множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им. - А как вы дома помогаете мамам? | - Любим! -Она добрая! Заботится о нас, любит, жалеет! - убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными. -Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль. - Я мою посуду, потом протираю её. - Я помогаю маме нести домой покупки. | 2 мин. |
2. 2.1 | Основная часть. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД. | - Молодцы, ребята. Вижу, что вы любите своих мамочек, стараетесь не огорчать их. А как ещё можно маме помочь, чтобы она меньше уставала и чаще улыбалась? - Все это хорошо! Маме приятно послушать ваши песенки и стихи, и цветы, и чай ее порадуют. Но есть другое, о чем вы не вспомнили. Я предлагаю вам послушать стихотворение, и тогда вы поймете, о какой помощи я говорю. | - песенки ей петь; - чай принести - цветы подарить; и т.д. Дети не дают правильный ответ. | 2 мин. |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие нового знания). | Выразительное чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине». Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине. После прочтения стихотворения нужно сделать небольшую паузу. - Поняли, ребята, о какой помощи идет речь? | Дети рассаживаются полукругом на коврике и слушают стихотворение. -Надо давать мамам отдыхать, спать, чтобы у них было хорошее настроение. | 2 мин. |
2.3 | Проверка восприятия услышанного. | - Ребята, вам понравилось стихотворение? - Как оно называется? - О ком стихотворение? -Почему девочка сидела в тишине и не играла? - Правильно, дети, молодцы. Я предлагаю выучить это стихотворение и потом рассказать папе, брату, сестре, чтобы они тоже знали, как надо заботиться о маме. | - Да. - «Посидим в тишине». -О маме. - Потому что мама устала, и девочка хотела, чтобы она отдохнула. Дети соглашаются. | 2 мин. |
2.4 | Динамическая пауза | Но сначала отдохнём, а заодно и маме поможем! Физминутка «Дружно маме помогаем». Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, затем полощем, отжимаем. Подметаем все кругом и бегом за молоком. Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, очень крепко обнимаем. | (Подражательные движения по тексту.) | 1 мин. |
2.5 | Работа с мнемотаблицей: 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: осуществление чтения стихотворения, пересказа сказки или рассказа по заданной теме. | А чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила для вас таблицу – подсказку. Давайте её рассмотрим. Что вы видите в первом квадрате? -Почему мама спит? Вспомним первые строки стихотворения: «Мама спит, она устала..». Дети повторяют. - Что изображено во 2-м квадрате? - Как говорится об этом в стихотворении? (Сначала проговаривает строку воспитатель, потом вместе с детьми). И так далее рассматриваются поочередно все квадраты в составе таблицы, с хоровым проговариванием строк за воспитателем. Ещё раз читаю стихотворение, водя указкой по квадратам таблицы. Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз. - Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой? - Как вы понимаете: луч метнулся по стене? Упражняю детей в чтении стихотворения на память, при помощи таблицы вначале хором, а затем индивидуально, по желанию детей (3-4). Контролирую процесс, если ребенок затрудняется, сначала обращаюсь за помощью к детям, тем самым удерживая внимание детей. Далее обговариваются средства выразительности. -Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? - Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу!" - Каким голосом надо читать: "- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине!.." - Арсений (Лида, Влада) попробуй прочитать слова из текста "Мама спит, она устала...». Надо прочитать так, чтобы мы поняли, что шуметь нельзя, она хочет отдохнуть. (Дети читают). | Дети рассматривают таблицу. -Мама спит, потому что устала. - Игрушки, которые зачеркнули. Дети рассматривают изображения, стараются объяснить их значение. Затем хором повторяют за воспитателем строки стихотворения. Дети слушают и следят за указкой. - Солнечный луч ползёт по маминой подушке. - Солнечный луч пополз по стене. Дети, следя за указкой воспитателя, проговаривают хором стихотворение. Затем желающий ребенок сам водит указкой по таблице и пытается прочитать стихотворение индивидуально. - Тихим сочувствующим голосом. - С упрёком, что луч не понимает ничего. - Тихим голосом, чтобы никого не разбудить. | 10 мин. |
| Продуктивная деятельность (индивидуальная и групповая работа) | - Молодцы, ребята! Запомнили стихотворение! - У нас скоро Мамин праздник. Кто сможет прочитать стихотворение своей мамочке? А если кто-то не успел хорошо запомнить, не волнуйтесь. Я дарю вам маленькие таблички – подсказки, которые вы заберете домой, и повторите стихотворение с папой! А сейчас предлагаю поработать художниками – иллюстраторами. Проходите к столам, берите карандаши и за работу! | Дети рассматривают мнемотаблицы, на обратной стороне которых раскраска – иллюстрация к стихотворению (простейшая). Самостоятельная работа детей. | 3 мин. |