СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ОД по разучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине" с использованием мнемотехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»  с использованием мнемотаблицы.                                                                                        

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

 

 

Задачи:                                                                                                                                          

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.                                                                                           

- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.                                                                                                  

 - Отработать интонационную выразительность речи.   

                                                                                  

Оборудование:

Книги Е. Благининой, иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблица, цветные карандаши, мнемотаблицы малого формата с раскраской по количеству детей.

 

Предшествующая работа:

В книжном уголке выставка книг Е. Благининой. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные,  здоровьесберегающие,

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД по разучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине" с использованием мнемотехники.»

Конспект ОД по речевому развитию детей старшей группы

Разработала: воспитатель дошкольной группы МАОУ «Лабазинская СОШ».


Тема: Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.



Задачи:

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.

- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.

- Отработать интонационную выразительность речи.

Оборудование:

Книги Е. Благининой, иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблица, цветные карандаши, мнемотаблицы малого формата с раскраской по количеству детей.


Предшествующая работа:

В книжном уголке выставка книг Е. Благининой. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие,


Этап занятия

Структурные компоненты деятельности.

Ход занятия.

Деятельность педагога.

Деятельность

детей.

Время.

1.


1.1

Вводная часть


Организационно- мотивационный этап.


-Ребята, посмотрите, что я нашла! (поднимаю с пола сердечко из бумаги).


- Чье это сердечко? Кто потерял?


- Посмотрите, на обратной стороне загадка! Попробуем отгадать?

Кто приходит к вам с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чай в бокальчик вам налить?
Кто косички вам заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто тебя поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?



Дети подходят к воспитателю и рассматривают находку. Никто не знает, чье и откуда.


-Да!.









- Мама.

2 мин.

1.2

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.

- Правильно, ребята, конечно, мама. Похоже, кто-то очень любит маму и нарисовал ей сердечко! А вы любите маму? Почему?

- Правильно, ребята! Мама - для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают: кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине, - они также справляются со множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им.

- А как вы дома помогаете мамам?



- Любим!

-Она добрая! Заботится о нас, любит, жалеет!



- убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными.

-Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль.

- Я мою посуду, потом протираю её.

- Я помогаю маме нести домой покупки.


2 мин.

2.

2.1

Основная часть.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД.



- Молодцы, ребята. Вижу, что вы любите своих мамочек, стараетесь не огорчать их. А как ещё можно маме помочь, чтобы она меньше уставала и чаще улыбалась?




- Все это хорошо! Маме приятно послушать ваши песенки и стихи, и цветы, и чай ее порадуют. Но есть другое, о чем вы не вспомнили.

Я предлагаю вам послушать стихотворение, и тогда вы поймете, о какой помощи я говорю.


- песенки ей петь;

- чай принести

- цветы подарить;

и т.д.

Дети не дают правильный ответ.

2 мин.

2.2

Добывание (сообщение и приятие нового знания).

Выразительное чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.


После прочтения стихотворения нужно сделать небольшую паузу.

- Поняли, ребята, о какой помощи идет речь?



Дети рассаживаются полукругом на коврике и слушают стихотворение.



















-Надо давать мамам отдыхать, спать, чтобы у них было хорошее настроение.

2 мин.

2.3

Проверка восприятия услышанного.

- Ребята, вам понравилось стихотворение?


- Как оно называется?


- О ком стихотворение?

-Почему девочка сидела в тишине и не играла?


- Правильно, дети, молодцы.


Я предлагаю выучить это стихотворение и потом рассказать папе, брату, сестре, чтобы они тоже знали, как надо заботиться о маме.

- Да.


- «Посидим в тишине».

-О маме.

- Потому что мама устала, и девочка хотела, чтобы она отдохнула.


Дети соглашаются.

2 мин.

2.4

Динамическая пауза

Но сначала отдохнём, а заодно и маме поможем!

Физминутка «Дружно маме помогаем».

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, затем полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, очень крепко обнимаем.


(Подражательные движения по тексту.)


1 мин.

2.5

Работа с мнемотаблицей:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.


2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.













3 этап: осуществление чтения стихотворения, пересказа сказки или рассказа по заданной теме.




А чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила для вас таблицу – подсказку. Давайте её рассмотрим.



Что вы видите в первом квадрате?

-Почему мама спит?

Вспомним первые строки стихотворения: «Мама спит, она устала..». Дети повторяют.

- Что изображено во 2-м квадрате?

- Как говорится об этом в стихотворении?

(Сначала проговаривает строку воспитатель, потом вместе с детьми).


И так далее рассматриваются поочередно все квадраты в составе таблицы, с хоровым проговариванием строк за воспитателем.


Ещё раз читаю стихотворение, водя указкой по квадратам таблицы.


Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

- Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?


- Как вы понимаете: луч метнулся по стене?



Упражняю детей в чтении стихотворения на память, при помощи таблицы вначале хором, а затем индивидуально, по желанию детей (3-4).



Контролирую процесс, если ребенок затрудняется, сначала обращаюсь за помощью к детям, тем самым удерживая внимание детей.



Далее обговариваются средства выразительности.

-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит?


- Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу!"

- Каким голосом надо читать: "- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине!.."


- Арсений (Лида, Влада) попробуй прочитать слова из текста "Мама спит, она устала...». Надо прочитать так, чтобы мы поняли, что шуметь нельзя, она хочет отдохнуть. (Дети читают).



Дети рассматривают таблицу.




-Мама спит, потому что устала.



- Игрушки, которые зачеркнули.


Дети рассматривают изображения, стараются объяснить их значение. Затем хором повторяют за воспитателем строки стихотворения.

Дети слушают и следят за указкой.


- Солнечный луч ползёт по маминой подушке.


- Солнечный луч пополз по стене.


Дети, следя за указкой воспитателя, проговаривают хором стихотворение.

Затем желающий ребенок сам водит указкой по таблице и пытается прочитать стихотворение индивидуально.


- Тихим сочувствующим голосом.


- С упрёком, что луч не понимает ничего.

- Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.




10 мин.


Продуктивная деятельность (индивидуальная и групповая работа)

- Молодцы, ребята! Запомнили стихотворение!

- У нас скоро Мамин праздник. Кто сможет прочитать стихотворение своей мамочке?


А если кто-то не успел хорошо запомнить, не волнуйтесь. Я дарю вам маленькие таблички – подсказки, которые вы заберете домой, и повторите стихотворение с папой!




А сейчас предлагаю поработать художниками – иллюстраторами. Проходите к столам, берите карандаши и за работу!




Дети рассматривают мнемотаблицы, на обратной стороне которых раскраска – иллюстрация к стихотворению (простейшая).

Самостоятельная работа детей.



3 мин.

3.

Итог ОД.

- Ребята, покажите, что у вас получилось. Ой, какие красочные иллюстрации. Не забудьте дома повторить стихотворение, чтобы на праздник 8 Марта порадовать свою самую любимую мамочку!

На этом наше занятие подходит к концу.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

А что показалось самым трудным?


Дети показывают свои работы воспитателю и друг другу.


1 мин.





25 мин.


Мнемотаблица к стихотворению Елены Благининой «Посидим в тишине».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя