Этапы урока | Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся | |
Организационный этап. | Психологический прием расположения аудитории к преподавателю. Добрый день, сегодня мы с вами находимся в необычной для себя обстановки и наш урок проходит в формате онлайн. Но попробуем извлечь из этого положительное и изучим данную тему не только по учебнику и историческим документам, а будем пользоваться и возможностями цифровых образовательных ресурсов. 2. Проверка готовности учащихся к уроку | | Учащиеся ставят в чат знак «+» или «-», в зависимости от того хорошо ли они слышат и видят учителя | |
Этап актуализации опорных знаний | Мы с вами изучаем тему «Россия в эпоху преобразований Петра I». Перед Петром стоял вопрос – как сделать Россию Великой и процветающей? Решение этого вопроса зависело от реализации задач не только внутренней, но и внешней политики На прошлом уроке мы с вами начали работать над темой «Внешняя политика России в конце XVII – начале XVIII века». Вопросы для беседы с учащимися: 1. Какие направления были основными во внешней политике России? 2. Назовите внешнеполитические задачи России в конце XVII - начале XVIII века. 3.В направление какой южной крепости османов был нанесён удар русскими войсками? В каком году? Чем закончились эти походы? 4. Назовите причины неудачного похода в Азов в 1695 г.? После 2-го похода Россия получила выход к Азовскому морю. Но война с Османской империей не была завершена. Для войны с ней нужны были союзники. 5.Что предпринял Петр I для поиска союзников для войны с Османской империи? 6. Каких союзников нашел Петр I? 7. Какой союз был создан? В каком году? Какие страны вошли в этот союз? 8. Почему эти страны согласились заключить союз с Россией против Швеции? | 1 2 3 4 | Ответы учащихся: 1.Западное – Швеция, Восточное – Персия, Южное – Османская империя 2.Выход к Черному и Балтийскому морям, воссоединение русских земель. 3.Азов 1695 г. неудача, 1696 г. взятие Азова 4.Отсутствие единого командования, слабость артиллерии, отсутствие флота. 5.Великое посольство в Европу для поиска союзников 6.Для войны со Швецией 7.Северный союз, 1699 г., Россия Дания, Саксония, Польша. 8.Польша, Дания и Саксония были недовольны господством Швеции на Балтийском море и боялись ее агрессии. | |
Мотивация учебной деятельности | - Итак, одной из задач было вернуть утраченные территории, потерянные во время Ливонской войны и Смутного времени, что закрыло России выход к Балтийскому морю. Какие территории утратило наше государство в этот период? (работа с картой) -Как можно было вернуть эти земли, принадлежащие Швеции? (Доп. Готовы ли были шведы отдать их?). _ Вы правы: единственным радикальным решением этой проблемы могла бы стать и стала война со Швецией, которая была самой длительной в истории России и длилась 21 год. Предположите, как будет звучать тема нашего урока. Наш урок будет посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великая Северная война. Хочется напомнить, что любая война – это прежде всего, трагедия народа. Так давайте разберемся, нужна ли была России Северная война или можно было обойтись без нее? Итак, проблемный вопрос «Северная война – это историческая необходимость или трагедия русского народа? Чтобы решить проблему давайте определим цели нашего - Какой будет цель нашего занятия, задачи? Обратимся к памятке для анализа, описания войн в ваших тетрадях. Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие цели стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны и определения ее значения. | 5 6 7 8 9 | Учащиеся называют по карте территории, которые Россия потеряла: часть северо-западных земель с городами Ям, Копорье, Ивангород, побережье Финского залива с частью Карелии, которые отошли к шведам. - Путем военного столкновение со Швецией, войны. Учащиеся выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении. Анализируют, определяют тему урока: «Великая Северная война» Записывают тему в тетрадь. Памятка для анализа, описания войн. Ответы учащихся: (мы должны определить причины войны, ее участников, основные сражения и итоги войны). Записывают план изучения темы | |
Изучение нового материала 1.Предпосылки и причины Северной войны | Рассказ учителя: Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Швеция ощущала себя полноправной хозяйкой Балтийского побережья. Соответственно сильной и развитой стране было бы целесообразно отдавать без боя свои территории России? - Петр нашел союзников для борьбы со шведами. - в начале XVIII века основные европейские государства начали войну за «Испанское наследство» и не могли вмешаться в борьбу за Балтику, а Россия в союзе с Данией, Речью Посполитой, Саксонией (Северный союз) начала войну со Швецией. - Исходя из этого, выделите основные предпосылки Северной войны и назовите их. Итак, Северная война – это война между коалицией северных европейских государств (Россия, Дания. Речь Посполитая. Саксония) и Швецией за господство на Балтике. - Исходя из предпосылок войны, выделите основные причины Северной войны и назовите их. - Каковы же были цели сторон в войне? Северная война началась неудачно для союзников России. Почему? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику (п. 4, пп. 1 стр.25-26). - Стремительность действий молодого шведского короля застала Петра I врасплох. В этих условиях Пётр I ускорил подписание мирного договора с Турцией Россия вступает в войну после заключения мира с Османской империей - Давайте проанализируем расстановку сил (Россия и Швеция) накануне войны. Учитель характеризует состояние армий России и Швеции накануне войны. Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Несмотря на это Петр I объявляет войну Швеции в августе 1700 г. Переходим к рассмотрению основных событий войны. | 10 11 12 13 14 15 16 17 | Называют и записывают предпосылки войны: 1.Установление господства Швеции На Балтике. 2. Стремление России завоевать выход к Балтийскому морю. 3. Образование Северного Союза. Записывают понятие «Северная война» Называют и записывают причины войны: 1.Необходимость получения доступа к Балтийскому морю для развития внешней морской торговли с Европой. 2.Возвращение побережья Финского залива (Ингрии и Карелии) 3.Ослабление господства Швеции 4.Повышение международного статуса России 5.Превращение Россию в морскую державу Называют и записывают цели сторон в войне. Читают, делают пометки по тексту и записывают в тетрадь. 1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны. 2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги. Ответы учащихся. | |
2.Основные события войны -Сражение под Нарвой. | Ход военных действий - Организация работы по составлению хронологической таблицы Петр I направил войска к шведской крепости Нарва, где состоялось сражение, которое получило название «Сражение под Нарвой», а как оно проходило – узнаем из видеоролика, заполним соответствующую строку таблицы. После сражения под Нарвой Карл XII решил, что с Россией покончено. Как вы думаете, почему? Работа с историческим документом «Петр I о Нарвском сражении” Вопросы для учащихся: 1.В чём была причина поражения русских войск под Нарвой в 1700 г.? 2.Какие уроки мог извлечь Пётр I из поражения под Нарвой? 3.Какие меры нужно предпринять для укрепления армии? | 18 19-22 23 24 25 26 | По ходу изучения событий учащиеся заполняют хронологическую таблицу Просмотр видео сражения под Нарвой. https://www.youtube.com/watch?v=67orMqR-IhI (заполнение таблицы) Ответы учащихся. Анализ документа учащимися. Работа с материалами Президентской библиотеки (ссылка: https://www.prlib.ru/item/394371 стр.36- 37 ) Ответы учащихся: 1.Превосходство шведов, слабость русской армии, предательство иностранных офицеров. 2.Нужно укрепить армию. 3.Провести реформу | |
- Реформа в армии | Сражение под Нарвой вошло в историю как «Нарвская конфузия», т.е. оплошность. После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался бы, но не Петр. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию. Организация работы с фрагментом видео лекции «Северная война» Беседа с классом. ВЫВОД ПО РЕФОРМЕ В результате проведенных Петром I военных реформ Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы. И это привело к первым победам | 27 28 29 30 | Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=HXpce7BKlWQ (02.37-04.27) Задание: ответить на вопрос: Какие меры были приняты Петром I для укрепления русской армии? | |
- Первые победы - Основание Петербурга - битва у деревни Лесной - Полтавская битва | Самостоятельная работа учащихся с материалами видеопрезентации. План шведского короля – достигнуть Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Каковы были дальнейшие планы Карла ХII? Итак, генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня 1709 г. к Полтаве прибыл Петр 1 и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения. Изменилась ли расстановка сил накануне сражения? Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий и обратились с речью к солдатам. Задание: Кому принадлежат слова? Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра? Ход Полтавского сражения Беседа: Как вы думаете, какие были причины победы в Полтавском сражении? Какое значение имела победа под Полтавой? Полтавская победа – мнения историков | 31-38 39 40-41 42-44 45 46 47 48 49 | Заполнение таблицы. Сообщения учащихся (демонстрация своего экрана) Карл ХII решил вести свои войска на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешел гетман Мазепа – глава украинского войска. Мазепа пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I, но не верил в силу России и Петра I. Целью гетмана Мазепы было с помощью шведов создать самостоятельное государство. Карл ХII настаивает на осаде и взятии Полтавы, хотя по мнению генералов город взять будет трудно. Но Карл самоуверен и не сомневается в победе. Ответы учащихся. Вывод. Ответы учащихся. Сообщения учащихся (демонстрация своего экрана) Заполнение таблицы Ответы учащихся: Военные реформы Петра I Боеспособность и мобильность русской армии Мужество и героизм солдат Умелое командование Переломный момент в войне. Восстановлен анти шведский союз Повысился международный авторитет России. Работа с документом, ответы учащихся. | |
- Прутский поход | Причины и итоги похода. | 50-52 | Сообщения учащихся (демонстрация своего экрана) Заполнение таблицы | |
- Морские сражения | После Прутского похода Сев война возобновилась. Каковы дальнейшие действия Петра I? Это привело к активизации боевых действий на море. За годы реформ Петр создал внушительный флот. Русский флот одержал 2 серьезные победы на море над шведами. Какие? Найдите в учебнике и назовите их п.6 стр 29-32 | 53-57 | Работа с учебником. Сообщения учащихся. Заполнение таблицы. | |
| Какие основные сражения в ходе Северной войны мы рассмотрели? | 58 | Называют сражения и даты. | |
3.Итоги войны | В 1721 году в финском городе Ништадте был подписан мирный договор между Россией и Швецией. | 59-61 | Самостоятельная работа с учебником п.4, пп.7 Выписать условия мирного договора. Заполнение таблицы событий. | |
4.Значение войны. | Метод ПРЕСС Определение значения войны. Отвечаем на проблемный вопрос «Северная война – это историческая необходимость или трагедия русского народа?» Подведение итогов дискуссии: В 17 веке Швеция стала господствующей державой на Балтике и в Европе. Амбиции этой страны начали стремительно распространяться дальше на восток на русские земли. Россия должна была воевать, невзирая на человеческие и материальные потери, или прекратить свое существование как независимое государство. Другой альтернативы не было. | 62 65 | Дискуссия по вопросу значения войны. Выдвигают версии решения проблемного задания. | |
Закрепление изученного материала | Демонстрация видеоролика «Северная война. История за 1 мин.» Выполнение тестовых заданий | 66 67-70 | Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=4T1Db6ThTL4 Ответы на задания пишут в чате | |
Подведение итогов | Заключительное слово учителя Великая Северная война полностью изменила соотношение сил на Балтике. Россия превратилась в великую державу, доминировавшую в Восточной Европе. Была решена ключевая задача царствования Петра I — обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. К концу войны Россия обладала современной, первоклассной армией и мощным флотом на Балтике. Швеция утратила своё могущество и превратилась во второстепенную державу. Были потеряны не только территории, уступленные России, но и все владения Швеции на южном берегу Балтийского моря. | 71 | | |
Рефлексия. | Задание учащимся | | Воспроизвести схему «Северная война» с указанием основных событий. | |
Домашнее задание | Прочитать параграф 4, ответить на вопросы, пройти онлайн тест по данной теме. | 72 | Ссылка на онлайн тест https://onlinetestpad.com/ru/testview/264-severnaya-vojna | |