СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект онлайн урока по истории в 8 классе "Россия в эпоху преобразований Петра I. Северная война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для проведения урока по истории в 8 классе по теме "Россия в эпоху преобразований Петра I. Северная война" в дистанционном режиме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект онлайн урока по истории в 8 классе "Россия в эпоху преобразований Петра I. Северная война"»

Конспект онлайн урока по истории России

8 класс

Тема: «Россия в эпоху преобразований Петра I. Великая Северная война 1700-1721 гг.»

Цели: Формировать знания о причинах, ходе, значении Северной войны в истории России.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными событиями Северной войны, их результатами и значением для Российского государства; раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся;

Развивающая: продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, обобщать исторические факты; анализировать исторические периоды; развивать познавательный интерес к изучению истории своей Родины.

Воспитательная: воспитывать стремление к более глубокому знанию истории родного государства; содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.

Формируемые УУД:

Предметные:

Формировать понятийный аппарат; раскрывать причинно-следственные связи побед и поражений в Северной войне; составлять представление об основных событиях Северной войны; уметь давать оценку событиям и явлениям; уметь работать с исторической картой.

Личностные:

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать ценности государственности и ее защиты; воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной

Метапредметные:

Уметь анализировать различные источники информации, сопоставлять однотипные явления; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладевать навыками самоконтроля; владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый, метод ПРЕСС.

Цифровые образовательные ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=HXpce7BKlWQ – видеолекция «Северная война»

https://www.youtube.com/watch?v=67orMqR-IhI – сражение под Нарвой

https://www.youtube.com/watch?v=4T1Db6ThTL4 – Северная война. История за 1 мин.

https://www.prlib.ru/item/394371 - материалы Президентской библиотеки.

Основные понятия:

Регулярная армия - постоянная армия;

Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

Редут – земляное укрепление.

Внутрипредметные связи: 1701-1714- война за Испанское наследство в Европе; 1713 г. – Утрехтский мир и окончание войны за Испанское наследство. Бельгия переходит к австрийским Габсбургам; 1718- смерть Карла XII

Ход урока:

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность учащихся


Организационный этап.

        1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю.

Добрый день, сегодня мы с вами находимся в необычной для себя обстановки и наш урок проходит в формате онлайн. Но попробуем извлечь из этого положительное и изучим данную тему не только по учебнику и историческим документам, а будем пользоваться и возможностями цифровых образовательных ресурсов.

2. Проверка готовности учащихся к уроку












Учащиеся ставят в чат знак «+» или «-», в зависимости от того хорошо ли они слышат и видят учителя


Этап актуализации опорных знаний

Мы с вами изучаем тему «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Перед Петром стоял вопрос – как сделать Россию Великой и процветающей?

Решение этого вопроса зависело от реализации задач не только внутренней, но и внешней политики

На прошлом уроке мы с вами начали работать над темой «Внешняя политика России в конце XVII – начале XVIII века».

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Какие направления были основными во внешней политике России?

2. Назовите внешнеполитические задачи России в конце XVII - начале XVIII века.

3.В направление какой южной крепости османов был нанесён удар русскими войсками? В каком году? Чем закончились эти походы?

4. Назовите причины неудачного похода в Азов в 1695 г.?


После 2-го похода Россия получила выход к Азовскому морю. Но война с Османской империей не была завершена. Для войны с ней нужны были союзники.


5.Что предпринял Петр I для поиска союзников для войны с Османской империи?

6. Каких союзников нашел Петр I?

7. Какой союз был создан? В каком году? Какие страны вошли в этот союз?

8. Почему эти страны согласились заключить союз с Россией против Швеции?

1


2













3





4










Ответы учащихся:

1.Западное – Швеция, Восточное – Персия, Южное – Османская империя

2.Выход к Черному и Балтийскому морям, воссоединение русских земель.

3.Азов 1695 г. неудача, 1696 г. взятие Азова



4.Отсутствие единого командования, слабость артиллерии, отсутствие флота.





5.Великое посольство в Европу для поиска союзников


6.Для войны со Швецией

7.Северный союз, 1699 г., Россия Дания, Саксония, Польша.

8.Польша, Дания и Саксония были недовольны господством Швеции на Балтийском море и боялись ее агрессии.


Мотивация учебной деятельности

- Итак, одной из задач было вернуть утраченные территории, потерянные во время Ливонской войны и Смутного времени, что закрыло России выход к Балтийскому морю. Какие территории утратило наше государство в этот период? (работа с картой)


-Как можно было вернуть эти земли, принадлежащие Швеции? (Доп. Готовы ли были шведы отдать их?).


_ Вы правы: единственным радикальным решением этой проблемы могла бы стать и стала война со Швецией, которая была самой длительной в истории России и длилась 21 год. Предположите, как будет звучать тема нашего урока.


Наш урок будет посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великая Северная война.


Хочется напомнить, что любая война – это прежде всего, трагедия народа. Так давайте разберемся, нужна ли была России Северная война или можно было обойтись без нее?

Итак, проблемный вопрос «Северная война – это историческая необходимость или трагедия русского народа?

Чтобы решить проблему давайте определим цели нашего

- Какой будет цель нашего занятия, задачи?

Обратимся к памятке для анализа, описания войн в ваших тетрадях.




Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие цели стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны и определения ее значения.












5





6


7



8



9

Учащиеся называют по карте территории, которые Россия потеряла: часть северо-западных земель с городами Ям, Копорье, Ивангород, побережье Финского залива с частью Карелии, которые отошли к шведам.


- Путем военного столкновение со Швецией, войны.




Учащиеся выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении. Анализируют, определяют тему урока: «Великая Северная война»



Записывают тему в тетрадь.


















Памятка для анализа, описания войн.


Ответы учащихся: (мы должны определить причины войны, ее участников, основные сражения и итоги войны).



Записывают план изучения темы


Изучение нового материала

1.Предпосылки и причины Северной войны


Рассказ учителя: Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Швеция ощущала себя полноправной хозяйкой Балтийского побережья. Соответственно сильной и развитой стране было бы целесообразно отдавать без боя свои территории России?

- Петр нашел союзников для борьбы со шведами.

- в начале XVIII века основные европейские государства начали войну за «Испанское наследство» и не могли вмешаться в борьбу за Балтику, а Россия в союзе с Данией, Речью Посполитой, Саксонией (Северный союз) начала войну со Швецией.

- Исходя из этого, выделите основные предпосылки Северной войны и назовите их.




Итак, Северная война – это война между коалицией северных европейских государств (Россия, Дания. Речь Посполитая. Саксония) и Швецией за господство на Балтике.



- Исходя из предпосылок войны, выделите основные причины Северной войны и назовите их.









- Каковы же были цели сторон в войне?


Северная война началась неудачно для союзников России.

Почему? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику (п. 4, пп. 1 стр.25-26).






- Стремительность действий молодого шведского короля застала Петра I врасплох. В этих условиях Пётр I ускорил подписание мирного договора с Турцией Россия вступает в войну после заключения мира с Османской империей

- Давайте проанализируем расстановку сил (Россия и Швеция) накануне войны.

Учитель характеризует состояние армий России и Швеции накануне войны.

Так была ли Россия готова к войне со Швецией?

Несмотря на это Петр I объявляет войну Швеции в августе

1700 г.

Переходим к рассмотрению основных событий войны.


10

11











12






13




14










15


16














17













Называют и записывают предпосылки войны:

1.Установление господства Швеции На Балтике.

2. Стремление России завоевать выход к Балтийскому морю.

3. Образование Северного Союза.


Записывают понятие «Северная война»




Называют и записывают причины войны:

1.Необходимость получения доступа к Балтийскому морю для развития внешней морской торговли с Европой.

2.Возвращение побережья Финского залива (Ингрии и Карелии)

3.Ослабление господства Швеции

4.Повышение международного статуса России

5.Превращение Россию в морскую державу


Называют и записывают цели сторон в войне.


Читают, делают пометки по тексту и записывают в тетрадь.

1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.

2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II

снять осаду с принадлежащей Швеции Риги.












Ответы учащихся.



2.Основные события войны



-Сражение под Нарвой.

Ход военных действий

- Организация работы по составлению хронологической таблицы


Петр I направил войска к шведской крепости Нарва, где состоялось сражение, которое получило название «Сражение под Нарвой», а как оно проходило – узнаем из видеоролика, заполним соответствующую строку таблицы.


После сражения под Нарвой Карл XII решил, что с Россией покончено.

Как вы думаете, почему?


Работа с историческим документом «Петр I о Нарвском сражении”


Вопросы для учащихся:

1.В чём была причина поражения русских войск под Нарвой в 1700 г.?

2.Какие уроки мог извлечь Пётр I из поражения под Нарвой?

3.Какие меры нужно предпринять для укрепления армии?

18




19-22




23

24



25




26

По ходу изучения событий учащиеся заполняют хронологическую таблицу

Дата

Событие

Результат




Просмотр видео сражения под Нарвой.

https://www.youtube.com/watch?v=67orMqR-IhI (заполнение таблицы)




Ответы учащихся.



Анализ документа учащимися.




Работа с материалами Президентской библиотеки (ссылка: https://www.prlib.ru/item/394371 стр.36- 37 )

Ответы учащихся:

1.Превосходство шведов, слабость русской армии, предательство иностранных офицеров.

2.Нужно укрепить армию.

3.Провести реформу


- Реформа в армии

Сражение под Нарвой вошло в историю как «Нарвская конфузия», т.е. оплошность.

После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался бы, но не Петр.

Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.

Организация работы с фрагментом видео лекции «Северная война»


Беседа с классом.

ВЫВОД ПО РЕФОРМЕ

В результате проведенных Петром I военных реформ Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы. И это привело к первым победам

27






28




29

30







Просмотр видео

https://www.youtube.com/watch?v=HXpce7BKlWQ

(02.37-04.27)

Задание: ответить на вопрос: Какие меры были приняты Петром I для укрепления русской армии?



- Первые победы

- Основание Петербурга

- битва у деревни Лесной

- Полтавская битва





Самостоятельная работа учащихся с материалами видеопрезентации.




План шведского короля – достигнуть Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения.

Каковы были дальнейшие планы Карла ХII?










Итак, генеральное сражение решено было дать под Полтавой.

4 июня 1709 г. к Полтаве прибыл Петр 1 и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения.

Изменилась ли расстановка сил накануне сражения?

Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий и обратились с речью к солдатам.

Задание: Кому принадлежат слова?

Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?


Ход Полтавского сражения



Беседа: Как вы думаете, какие были причины победы в Полтавском сражении?





Какое значение имела победа под Полтавой?



Полтавская победа – мнения историков

31-38























39


40-41






42-44

45


46

47




48



49


Заполнение таблицы.








Сообщения учащихся (демонстрация своего экрана)

Карл ХII решил вести свои войска на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешел гетман Мазепа – глава украинского войска.

Мазепа пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I, но не верил в силу России и Петра I.

Целью гетмана Мазепы было с помощью шведов создать самостоятельное государство.

Карл ХII настаивает на осаде и взятии Полтавы, хотя по мнению генералов город взять будет трудно. Но Карл самоуверен и не сомневается в победе.





Ответы учащихся. Вывод.




Ответы учащихся.





Сообщения учащихся (демонстрация своего экрана)

Заполнение таблицы



Ответы учащихся:

  • Военные реформы Петра I

  • Боеспособность и мобильность русской армии

  • Мужество и героизм солдат

  • Умелое командование


  • Переломный момент в войне.

  • Восстановлен анти шведский союз

  • Повысился международный авторитет России.

Работа с документом, ответы учащихся.



- Прутский поход

Причины и итоги похода.

50-52

Сообщения учащихся (демонстрация своего экрана)

Заполнение таблицы



- Морские сражения

После Прутского похода Сев война возобновилась.

Каковы дальнейшие действия Петра I?

Это привело к активизации боевых действий на море.

За годы реформ Петр создал внушительный флот.

Русский флот одержал 2 серьезные победы на море над шведами.

Какие? Найдите в учебнике и назовите их п.6 стр 29-32


53-57







Работа с учебником.

Сообщения учащихся. Заполнение таблицы.



Какие основные сражения в ходе Северной войны мы рассмотрели?


58

Называют сражения и даты.



3.Итоги войны

В 1721 году в финском городе Ништадте был подписан мирный договор между Россией и Швецией.


59-61

Самостоятельная работа с учебником п.4, пп.7

Выписать условия мирного договора.

Заполнение таблицы событий.



4.Значение войны.


Метод ПРЕСС

Определение значения войны.


Отвечаем на проблемный вопрос «Северная война – это историческая необходимость или трагедия русского народа?»


Подведение итогов дискуссии:

В 17 веке Швеция стала господствующей державой на Балтике и в Европе. Амбиции этой страны начали стремительно распространяться дальше на восток на русские земли. Россия должна была воевать, невзирая на человеческие и материальные потери, или прекратить свое существование как независимое государство. Другой альтернативы не было.

62



65


Дискуссия по вопросу значения войны.


Выдвигают версии решения проблемного задания.




Закрепление изученного материала

Демонстрация видеоролика «Северная война. История за 1 мин.»


Выполнение тестовых заданий

66



67-70

Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=4T1Db6ThTL4


Ответы на задания пишут в чате



Подведение итогов

Заключительное слово учителя

  • Великая Северная война полностью изменила соотношение сил на Балтике.

  • Россия превратилась в великую державу, доминировавшую в Восточной Европе.

  • Была решена ключевая задача царствования Петра I — обеспечение выхода к морю и налаживание морской торговли с Европой. К концу войны Россия обладала современной, первоклассной армией и мощным флотом на Балтике.

  • Швеция утратила своё могущество и превратилась во второстепенную державу. Были потеряны не только территории, уступленные России, но и все владения Швеции на южном берегу Балтийского моря.

71



Рефлексия.

Задание учащимся


Воспроизвести схему «Северная война» с указанием основных событий.


Домашнее задание

Прочитать параграф 4, ответить на вопросы, пройти онлайн тест по данной теме.


72

Ссылка на онлайн тест

https://onlinetestpad.com/ru/testview/264-severnaya-vojna





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!