Конспект ООД по развитию речи в средней логопедической группе
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о зимующих птицах
Задачи:
Коррекционно- образовательные задачи: Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.
Коррекционно- развивающие задачи: Развивать мышление, зрительную наблюдательность, тактильные чувства.
Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, желание узнавать новое, навыки сотрудничества, инициативности, умение слушать товарища.
Задачи в интеграции: «Физическое развитие» учить координировать слова с движениями. «Познавательное развитие» Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие «зимующие птицы».
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, мяч, рисунок кормушки, макет дерева.
Ход од:
Организационно-мотивационный этап
Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы»:
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же мороз, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Дети: Поможем! Их надо кормить. И тогда им будет легко переносить холода.
Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.
Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.
Воспитатель: Послушайте внимательно загадки.
Серый маленький комочек:
Чик-чирик замерз он очень!
Солнце выгляни скорей!
Кто тепло ждет? (Воробей)
-Кар-кар-кар! - кричит плутовка,
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она друзья знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.
Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она? Как кричит?
Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица. Кричит кар-кар-кар.
Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?
Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый. Он чирикает чирик-чирик.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?
«Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор».
Дети: Дятел.
Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.
Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите (показывая иллюстрацию голубя). Кто это? Какой он?
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья мы сложим назад.
Упражнение «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:
Снегирь - снегирёк,
Синица - синичка,
Голубь - голубок,
Воробей - воробушек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Дети: Люди.
Воспитатель: Для чего они это сделали?
Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:
На дереве много. синиц,
На дереве много. дятлов,
На дереве много. ворон,
На дереве много. снегирей.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетели птички («Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко. (Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям, (Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны Ешьте макароны (Тереть ладонь о ладонь)
Предлагаю раскрасить снегиря.
Оценочно-рефлексивный
• Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
• Каких птиц вы увидели?
• Как нужно помогать птицам в зимнее время?
А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено и накормим птиц.