Конспект ООД для детей подготовительной группы
Школа «Юного пожарного»
Программное содержание: формировать знания детей о правилах пожарной безопасности, причинах пожара, учить ориентироваться в проблемных ситуациях; развивать умение оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами. Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Расширить словарь детей по теме. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; уважение к профессии пожарного.
Материал: видеоролик, мультимедийная презентация, карточки - схемы (25),карандаши
Предварительная работа: беседа о правилах пожарной безопасности, чтение рассказов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, плакатов, встреча с пожарными, осмотр пожарной машины, тренировочные занятия по эвакуации из д/с в случае пожара.
Демонстрационный материал: плакаты «Правила пожарной безопасности», плакат при пожаре звонить 01, телевизор, картинка пожарной машины
Раздаточный материал: карточки с номерами экстренных служб, карточки сюжетными картинками, атрибуты к игре (телефон, каска).
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, дети, я рада вас всех сегодня видеть.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какая необычная и интересная встреча состоялась в детском саду.
Кто к нам приезжал?
Дети: К нам приезжали пожарные с пожарной машиной. (показ фотографий на экране)
Воспитатель: Вспомните, о чём они говорили? (какое есть оборудование в машине, чем тушат пожар, какая одежда у пожарных)
Воспитатель: Дети они вам много рассказали интересного.
Воспитатель: Дети, а что нам нужно сделать, чтобы стать такими пожарными.
Нужно много знать и многому научиться.
Воспитатель: А вы хотите много знать и научиться?
Воспитатель: Мы сегодня поиграем в школу «Юного пожарного».
Тема нашей встречи: «Пожарные учения».
Мы вспомним и поговорим о правилах пожарной безопасности.
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, с какими опасностями в жизни встречается человек.
Дети: пожар, землетрясение, наводнение, ураган, ядовитые растения, грибы, ягоды, животные. (карточки на столах)
Воспитатель: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.
Воспитатель:
«Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен.» ( это огонь)
Воспитатель: Правильно, это огонь. Предлагаю вам присесть и послушать сказку.
В одном небольшом городке жила-была спичка. Она была весёлой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всём на свете. Воспламенялась и тут же загоралась все вокруг. Люди стали её бояться .И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички и попросила о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил её не одну, а с сестричками. С тех пор непослушная спичка живёт в спичечном коробке». ( слайд)
Воспитатель: Спичкой мы зажигаем огонь. Дети, как вы думаете, огонь друг или враг для человека? Всегда ли огонь приносит человеку беды и несчастья? Или от него и польза есть?
Дети: Хорошо - это, когда огонь даёт тепло, свет, на огне готовят пищу, используют люди некоторых профессиях.
Дети: Плохо - при неосторожном обращении с огнём могут возникнуть пожары в домах, в лесу.
Воспитатель: поиграем в игру.
Сейчас каждый из вас возьмёт картинку, внимательно её рассмотрит. Во время выполнения задания вы разделитесь на две команды. Первая команда, у кого картинки, где огонь приносит пользу, вторая - у кого картинки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит несчастья.
Воспитатель: каждый будет защищать свою команду. Ответ должен быть полным.
Можно начать со слов « огонь наш друг, потому что……»
«огонь наш враг, потому что………..»
Воспитатель: От чего зависит, будет огонь нашим другом или станет нашим врагом.
Дети: это зависит от того, как люди с ним обращаются.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод детей: Огонь - это и хорошо и плохо.
Воспитатель: Дети, а давайте вспомним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды - пожар. Эти карточки мы приготовили для наших малышей.
Посмотрите на экран
Нельзя играть со спичками дома и на улице.
Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых.
Нельзя сушить бельё над открытым огнём.
Нельзя оставлять без присмотра включённые электроприборы.
Нельзя играть с бенгальскими огнями.
Нельзя разжигать костры детям.
Нельзя оставлять непогашенные костры в лесу.
Воспитатель: Дети, а что нужно делать, чтобы никогда не возник пожар?
Дети: Соблюдать правила пожарной безопасности.
Игра «Шаг вперед – два назад»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам построиться в одну шеренгу. Мы поиграем в игру
«Шаг вперед – два назад». Я буду говорить о поступках детей. Если они правильные, то вы делайте шаг вперед, а если неправильные, опасные – 2 шага назад. Будьте внимательны!
- Для девочки Оли куклы – подружки,
А спички – вовсе не игрушки. (Шаг вперед)
- Вышла на улицу Мила,
Про утюг совсем забыла.
Он на юбке грелся, грелся- (2 шага назад)
Легкий шелк и загорелся.
- Братик старший мой Сережка
Увидал огонь в окошко.
01 он позвонил
И пожарным сообщил. (Шаг вперед)
- Красивый новогодний вечер,
Саша зажег на елке свечи. (2 шага назад)
- Правила пожарной безопасности
Вова четко знал.
Спички, зажигалки никогда не брал! (Шаг вперед)
Воспитатель: Дети, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма. Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымленном помещении? (Ответы).
Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т. к. она задерживает часть ядовитых веществ.
Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше.
Воспитатель: Дети, представьте, что в квартире возник пожар, а вы там одни без взрослых, что делать? Что вы должны сообщить, вызывая пожарных?
Дети: номер телефона 01, точный домашний адрес, номер дома и квартиры, своё имя и что случилось.
Воспитатель: Сейчас Полина и Маша обыграют нам сценку «Вызов пожарных по телефону».
Воспитатель: Полина, ты диспетчер дежурной части, будешь принимать вызов, а Маша пострадавшая, вызывать пожарную службу.
Воспитатель: Дети, что должна сделать Маша; правильно набрать номер, назвать своё имя, фамилию, адрес, кратко сказать, что и где горит.
Дети придумывают свои ситуации.
Звонит телефон.
- Пожарная часть слушает?- Что случилось?- Ваш адрес?- Спасибо- Вызов принят!
Воспитатель: Молодцы. Мы с заданием справились.
Если вьётся пламя.
Дым валит столбом,
01 мы набираем.
И кого мы позовём?
Дети: Пожарного.
Воспитатель: Пожарные - смелые и ответственные люди, которые должны быть ловкими и сильными. Как вы думаете, почему?
Они много тренируются, чтобы пройти в трудные места ( высокие этажи, или глубокие подвалы)
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
Воспитатель: Мы продолжаем наш разговор о безопасном поведении
Предлагаю поиграть в игру «Помоги пожарному».
Воспитатель предлагает отметить на листе только те предметы, которые нужны пожарному, правильно назвать их и объяснить, почему этот предмет необходим пожарному. (после выполнения заданий, дети проверяют друг у друга)
( проверяем – слайд)
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами отправляемся в пожарную часть - место для стоянки машин и тренировок пожарных.
Воспитатель: Какая техника помогает пожарным? (пожарная машина, лестница)
Я предлагаю вам собрать машину из частей.
Игра «Собери картинку» (Пожарная машина)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Дети, а почему пожарная машина красного цвета? По какому номеру мы вызываем пожарных? (01 или 112). Что нужно сказать? (назвать фамилию, точный адрес, причину вызова)
Игровая ситуация «Звонок в пожарную часть»
(вызвать ребенка, дать игрушечный телефон, попросить позвонить в пожарную часть - воспитатель включается в диалог)
Дети, обратите внимание, в нашей группе есть сигнализация на случае пожара. Когда дым начнет подниматься вверх, загорится табло, сработает сигнализация и в пожарную часть поступит звонок и пожарные быстро приедут на помощь в наш детский сад. А чтобы быстро покинуть помещение, в нашей группе есть запасной выход. Где он находится?
Воспитатель: Молодцы , ребята!