Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картинкам»
Задачи:
учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;
закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух, их место в слове.
Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.
Оборудование: , плакат для составления рассказа, карточки для детей, картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса)
Ход мероприятия:
-Ой, ребята, что это за звук? Слышите? Кто-то разговаривает, не слышите? Или бубнит? Кто же это? Подождите, подождите, я слышу где кто-то разговаривает (подхожу к двери). Ага! Вот кто это разговаривает! Посмотрите, кто к нам попал! Знаете кто это? Это моя знакомая, да я ее знаю, это Святослава (беру куклу и начинаю за него говорить)
-Здравствуй Святослава! Ребята давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются)
-Здравствуйте, грустные дети!
Вы грустные, ребята? А какие? (веселые, жизнерадостные)
-Здравствуйте, злые дети (добрые, хорошие)
-Здравствуйте, хмурые дети (радостные)
-Здравствуйте, ленивые дети (трудолюбивые, работящие)
-Здравствуйте, грязные дети (чистые)
-Здравствуйте, грубые дети (вежливые, учтивые)
-Здравствуйте, трусливые дети (храбрые, смелые)
-Здравствуйте, безразличные дети (отзывчивые, чуткие, ласковые)
-Такие дети то мне и нужны!
- Пришла я к вам, потому что мы с моим другом писателем хотим принять участие в конкурсе «Самый лучший рассказ». Но вот беда у нас пропало вдохновение. Помогите пожалуйста! Мне надо составить самый лучший рассказ!
- Ребята, поможем Святославе? (Да) Но сначала мы сделаем гимнастику для язычка. «Щеточка» («Чистим зубки»)
- Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также "чистим зубы внутри". Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.
Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи,
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели
чтоб они.
«Ступеньки»
- Научи свой язычок шагать по ступенькам. Приоткрой рот. Широким язычком обними верхнюю губу - это первая ступенька. Широким язычком обними верхние зубы - это вторая ступенька. Широкий язычок прижми к бугоркам за верхними зубами - это третья ступенька. И снова шагай по ступенькам.
Язычок пошел гулять и ступеньки считать:
- Раз, широким язычком обними верхнюю губу,
- Два, широким язычком обними верхние зубы,
- Три, язычок прыгнул за зубки и подпрыгнул там четыре раза:
- Д-Д-Д-Д.
И опять пошел гулять и ступеньки считать....
-Вот размяли наш язычок, а теперь я предлагаю вам посмотреть на доску. я приготовил вам плакаты с изображением. Мы разделимся на 3 команды, у каждой команды будут свои картинки, посмотрите и распределите, кто пойдет и начнет рассказ, кто продолжит и кто закончит рассказ по картинкам.
Сейчас мы посмотрим, какие картинки принесла Святослава. Скажите, а для чего нам кукла принесла эти картинки? (по ним надо составить рассказ)
-Посмотрите внимательно на картинки и скажите, как вы думаете, получится ли у нас составить по ним рассказ? Почему? (они связаны общим содержанием на них одни и те же герои)
-Да, ребята, рассказ состоит из начала, развития сюжета и конца.
- Вы разделитесь на 3 команды, у каждой команды будут свои картинки, Подумайте и распределите кто расскажет, что в начале произошло с персонажами. Второй расскажет о том, что дальше произошло на картинках, а третий придумает, чем могло бы все закончиться. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. Какая команда первой начнет свой рассказ по картинкам.
-Хорошо. вы наверно устали? Отдохнем?
Сейчас вы будете выполнять действия, а я буду их озвучивать, и у нас получится небольшая разминка-рассказ.
Вставайте около своих стульчиков и представьте, что вы мышки.
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения. (Проводится физкультурная разминка)
Скок, скок, скок-поскок,
Сел мышонок на пенек.
В барабан он громко бьет,
На зарядку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки поднимись.
Ставим лапки на носок,
А потом на пятку,
На носочках скок-поскок,
А потом вприсядку.
В: Молодцы ребята, хорошую зарядку вы сделали.
- Кто хочет составить рассказ по своим картинкам?
Воспитатель вызывает еще 2-3 команды. После каждого рассказа спрашивает, чем он понравился, какой рассказ лучше и как его можно назвать. Подводя итоги оценки, отмечает четкость композиции, содержательность, наличие образных средств.
-Молодцы! Составили интересные рассказы.
Воспитатель показывает детям картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать животных, в названиях которых есть звук «р» а потом — животных, в названиях которых есть звук [л).
Воспитатель предлагает одной группе детей подобрать слова со звуком (р, другой — со звуком [л).
Вот такая интересная история приключилась с героями ваших рассказов. Скажите, помогли мы Святославе составить интересные рассказы на конкурс?
Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями. В конце занятия я хочу отблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам.