СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями "Кто живёт в лесу?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект проведения ООД по развитию речи для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ОНР  III уровня, 4 год обучения)

Просмотр содержимого документа
«Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями "Кто живёт в лесу?"»



Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Тема: «Кто живёт в лесу».

Возраст детей: старшая группа 5–6 лет .

Уровень речевого развития: ОНР III уровня.

Цель: продолжать формировать и систематизировать представления детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных, согласовывать притяжательные прилагательные с существительными в словосочетаниях; упражнять в образовании единственного и множественного числа существительных, однокоренных слов; формировать навык детей деления слов на слоги, учить определять количество слогов в слове.

Воспитательные: усилить внимание к формированию основ нрвственно-волевых качеств личности ребёнка: организованности,

дисциплинированности в совместной деятельности; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любовь и бережное отношение к диким животным.

Коррекционные: развивать наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятиеие, мелкую моторику, координированные движения с речью.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Кто живёт в лесу»; аудиозапись лесных звуков; предметные картинки с изображением диких животных; дидактические игры «Кто, где живёт», «Собери дикое животное из частей»; декорации леса; костюм для взрослого Старичка-боровичка шапочка лисы, зайчат (на каждого ребёнка); мяч; угощение для детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий с изображением диких животных; беседы о том, как живут звери в лесу; чтение потешки «Заинька», художественной литературы Е. Чарушин «Ёж», Д. Мамин–Сибиряк «Сказка про храброго Зайца– длинные уши, косые глаза, короткий хвост», В. Бианки «Купание медвежат», «Мишка–бишка», Т. Александровна «Зверик», сказок «Два жадных медвежонка», «Рукавичка»; «Маша и Медведь»; отгадывание загадок о животных; театрализованная игра (настольно-плоскостной театр) по сказке «Теремок», (кукольный театр) «Колобок»; дидактическая игра «Уложим мишку спать в берлогу», «Шубка для зайчат», «Назови ласково», «Покатай ежат», «Что изменилось», «Домик для зверюшек», «Что забыл нарисовать художник», «Уши, лапы, хвост», «Четвёртый лишний»; пальчиковая гимнастика «Зайчики-пальчики», «Ёжик», ООД (ознакомление с окружающим) «В зимнем лесу», «Как животные готовятся к зиме»; ООД рисование с использованием нетрадиционных приемов «Мишка косолапый», «Спрячем зайку», аппликация «Шубка для зайчика»

Словарь: дикие животные, лиса–лисёнок–лисий, заяц–зайчиха–зайчонок–заячий, волк–волчонок–волчий, медведь–медвежонок–медвежий, белка–бельчонок– беличий, ёж–ежонок, бельчонок–бельчата, зайчонок–зайчата, лисёнок–лисята, ежонок–ежата, волк–волчата, медвежонок–медвежата, волчонок–волчата, нора, берлога, дупло.

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Время проведения: 25 минут

Ход ООД:

Учитель-дефектолог

Воспитатель (Старичок–Боровичок)

Дети

РИТУАЛ НАЧАЛА

– Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»,–

Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Зравствуй, солнышко родное!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, родная земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Мы навстречу вам откроем и ладошки и сердца!

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Групповая комната украшена декорациями леса, звучит аудиозапись лесных звуков.

– Ребята, скажите, где мы с вами сейчас находимся?

– Посмотрите, как вокруг красиво.

– Послушайте, как дует ветерок, шелестят листья на деревьях, весело щебечут птички.

– А какой чистый и свежий воздух в лесу! Давайте подышим с вами лесным воздухом.

1.Дыхательная гимнастика «Ароматы леса»

– Леса аромат вдыхаем,

И дыханья затаим.

А теперь мы выдыхаем


Сколько здесь цветов у нас!

Их понюхаем сейчас!

Аромат цветов вдыхаем,

И дыханье затаим.

А теперь мы вадыхаем,


Отдыхаем, отдыхаем.

повторить 3 раза

2.Игровая мотивация

– Слышите, звонок звенит заливается,

Кто-то из чащи лесной пробирается!

Звенит колокольчик, в группу входит Старичок- Боровичок (воспитатель)

– Здравствуйте , ребята! Я – Старичок-Боровичок, житель лесной. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости, в мой сказочный лес.

– Я такой старенький, что забыл кто ещё живёт в лесу? Помогите мне, пожалуйста вспомнить!

– Ребята, давайте поможем Старичку-Боровичку!

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Дидактическая игра «Собери дикое животное из частей» (Прил. А)

– Ребята, у меня были фотографии лесных жителей, но сильный ветер порвал их на несколько частей. Помогите собрать целое изображение животного. Я буду загадывать загадку, а вы, если угадали о каком она животном, даёте отгадку и собираете его изображение. Только внимательно слушайте и думайте!

– Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку

Правильно отгадали!

– Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

– Правильно, это белка.

– А вот ещё одна загадка

Летом ходит без дороги возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

– Молодцы! Вы и эту загадку отгадали!

– А вот очень трудная загадка

Дружбу водит он с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк

Очень страшный серый...

– Правильно, волк очень злой, даже я его боюсь.

– А о ком эта загадка?

Всех зверей она хотрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса

Это зверь лесной –...

– Правильно, это хитрая лиса

– А эту загадку попробуйте отгадать!

На спине иголки, длинные и тонкие.

А свернётся он в клубок–

Нет у него ни головы ни ног.

– Какие молодцы, ребята!

Вы правильно отгадали все мои загадки, назвали животных и собрали их целое изображение.

– А скажите, как можно назвать всех животных о которых были загадки?

– А почему их так называют?







2. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик в лес ходил»

– Давайте поиграем с вашими пальчиками. Приготовили ладошки, пальчики и повторяйте за мной

Мальчик-пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

Встретил белочку, лисичку.

Всем подарки подарил

Всякий зверь меня благодарил.

– Вот наши ручки отдохнули, будем играть дальше.

3. Игровое упражнение «Чей хвост?»

– Вы все знаете, что у животных есть хвост.

Я буду каждому кидать мяч и называть животное, а вы передаёте мне мяч и даёте правильное название.

Стоит по центру круга, кидает мяч ребёнку

– Аничка, у лисы

– Серёжа, у волка

– Катюша, у белки

– Антоша, у медведя

Проводит упражнение со всеми детьми группы

– Какие молодцы!Теперь я тоже буду знать, кук у животных называются хвосты.

4. Дидактическое упражнение «Раздели на слоги»

– Ребята, я знаю все буквы, даже умею читать, а вот делить слова на слоги не научился. Помогите мне, пожалуйста делить слова на слоги.

Достаёт предметную картинку с изображением волка

– Посмотрите и скажите, кто изображён на картинке?

– Сколько слогов в этом слове?

– Обозначим эти слоги ударами кулачками о стол.

Достаёт предметную картинку с изображением ежа

– Посмотрите и скажите, кто изображён на картинке?

– Сколько слогов в этом слове?

– Обозначим эти слоги ударами кулачками о стол.

Достаёт предметную картинку с изображением лисы

– Посмотрите и скажите, кто изображён на картинке?

– Сколько слогов в этом слове?

– Обозначим эти слоги ударами кулачками о стол.

Достаёт предметную картинку с изображением белки

– Посмотрите и скажите, кто изображён на картинке?

– Сколько слогов в этом слове?

– Обозначим эти слоги ударами кулачками о стол.

Достаёт предметную картинку с изображением медведя

– Посмотрите и скажите, кто изображён на картинке?

– Сколько слогов в этом слове?

– Обозначим эти слоги ударами кулачками о стол.

– Какие вы молодцы, теперь я тоже умею делить слова на слоги.

5. Подвижная игра «Лиса и зайцы»

– Ребята, яочень люблю бегать, прыгать, резвиться на полянке. Давайте с вами поиграем.

Выбирает считалкой водящего – лису, надевает шапочку лисы, остальным детям – шапочки зайцев.

Надевает шапочку лисы

– По лесной лужайке разбежались зайки.

Вот какие зайки, зайки – побегайки.

Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, зайки – попрыгайки.

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка,

Бежит к детям, старается поймать

Ищет где же зайки, зайки – убегайки.

Повторить 4 раза, меняя ведущего

6. Дидактическая игра «Назови детёнышей животного» (Прил. Б)

На мультимедийном экране появляется презентация «Кто живёт в лесу»

– У каждого взрослого животного есть детёнышии и не один детёныш, а несколько. Сейчас мы с вами будем называть одного и несколько детёнышей диких животных. Все готовы? Тогда начали

– У белки

– У лисы

– У волчицы

– У медведицы

– У ежихи

– У зайчихи

– Какие молодцы, правильно назвали всех лесных малышей.

7. Игровое упражнение «Кто, где живёт»

– У животных есть свой дом, им тепло, уютно в нём. Давайте назовём жилища наших животных полным предложением.

– Где живёт лиса с лисятами?

– Где живёт волчица с волчатами?


– Где живёт медведица с медвежатами?


– Где живёт белка с бельчатами?


– Где живёт зайчиха с зайчатами?


– Где живёт ежиха с ежатами?


8. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

– Ребята, посмотрите все на экран и найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя. Будьте очень внимательные!

– Правильно. Телёнок – домашнее животное, за ним ухаживают люди. Вы знаете, что диких животных нужно беречь и любить, кормить их, не разорять дома, не обижать животных, не забирать детёнышей от мамы.

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

РЕЛАКСАЦИЯ

– Молодцы, ребята! Мне очень понравилось с вами играть! Вы были очень внимательными, дружными, быстро и правильно справлялись с моими заданиями, многому меня научили.

– Если вам понравилось в моём лесу, то поднимите солнышко, а если нет – тучку

– А скажите, что вам больше всего понравилось?











– Мои лесные жители приготовили для вас вкусное угощение. Под пеньком находит корзину с угощением.

– Мне пора, модрузья, ждут меня в лесу дела. Всем до свидания, жду вас в гости!

Уходит

– Ребята, все были молодцы, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ

– Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова

– Все мы дружные ребята,

Мы – ребята дошколята.

Из любого положенья

Выход мы всегда найдем

Фантазировать умеем

И нигде не пропадем.

1; 2; 3; 4; 5 будем дальше мы играть.



Становятся в круг, держат друг друга за руки, хором произносят слова приветствия


Поднимают руки вверх.

Разводят руки в стороны.

Приседают.

Обнимают рядом стоящего.

Протягивают руки друг другу ладошками вверх.



Ходят по комнате, осматриваются.

– Мы находимся в лесу.










Глубокий вдох носом.

Затаить дыхание.

Выдох через рот со звуком «А-а-а-а».



Глубокий вдох носом.

Затаить дыхание.

Выдох через рот со звуком «А-а-а-а».

Отдыхают.







– Здравствуй, Старичок-Боровичок!






– Конечно, поможем!













– Это заяц.

Собирают изображение зайца


– Это белка

Собирают изображение белки




– Это медведь

Собирают изображение медведя




– Волк

Собирают изображение волка





– Лиса

Собирают изображение волка






– Это ёж

Собирают изображение ежа





– Это дикие животные


– Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу, строят жильё, заботятся о своих детёнышах,




Одновременно загибают каждый пальчик обеих рук, начиная с мизинца, при перечеслении животных





Стряхивают кистями обеих рук








Становятся в круг

Ловит мяч, передаёт его

– Лисий хвост

– Волчий хвост

– Беличий хвост

– Медвежий хвост






Садятся на свои места






– Это волк


– Один слог

Один раз ударяют кулачками о стол



– Это ёж


– Один слог

Один раз ударяют кулачками о стол




– Это лиса

– Два слога

Два раза ударяют о стол




– Это белка


– Два слога

Два раза ударяют о стол




– Это медведь


– Два слога

Два раза ударяют о стол












Бегают по всей комнате.



Имитируют движения.

Прыгают на двух ногах, стоя на месте, продвигаясь по всей комнате.

Убегают от лисы.











– Бельчонок – бельчата

– Лисёнок – лисята

– Волчонок – волчата

– Медвежонок – медвежата

– Ежонок – ежата

– Зайчонок – зайчата







– Лиса с лисятами живут в норе

– Волчица с волчатами живут в логово

– Медведица с медвежатами живут в берлоге

– Белка с бельчатами живут в дупле

– Зайчиха с зайчатами живут под кустом

– Ежиха с ежатами живут в норе



– На картинке лишний телёнок. Телёнок это домашнее животное. Остальные животные живут в лесу. Они – дикие.













Выполняют задание


– Собирать животных из частей

– Отгадывать загадки

– Правильно называть хвосты зверей.

– Делить слова на слоги

– Называть одного и нескольких детёнышей – Называть место, где живут дикие животныеи и их детёныши.

– Играть со Старикчком-Боровичком



Благодарят за угощение, прощаются









Закрывают глаза, произносят хором слова





Самоанализ организационной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Кто живёт в лесу»

Организационная образовательная деятельность (ООД) проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня по теме «Кто живёт в лесу». Тема ООД реализовалась в ходе интеграции таких областей, как: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД рационален для решения поставленных целей и задач, осуществлялся в соответствии с конспектом, который был составлен мной самосточтельно, в соответствии с задачами Типовая образовательной программы дошкольного образования «Растим личность». Учитывались  возрастные, психологические особенности детей, их уровень речевого развития.

ООД состояла из трёх взаимосвязанных, логически объединеных между собой частей, которые плавно переходят из одной в другую. Каждая часть занятия направлена на решение определённых образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Организационный прием «Ритуальное приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств детей, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. В водной части на организационном этапе был вызван эмоциональный интерес детей, организовано переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней при помощи проблемно-ситуационного метода (было предложено оказать помощь Старичку-Боровичку).

Основная часть ООД была специально организованной для самостоятельной практической деятельности детей. Создание поисковых проблемных ситуаций активизировало умственое развитие, восприятие и систематизацию приобретённых ранее знании окружающего мира, речевую деятельность воспитанников. Для снятия напряжения и общего утомления детей были проведены пальчиковая гимнастика и подвижная игра.

В заключительной части проходило подведение итогов с помощью ответов на заданные вопросы. Детям было предложенно выразить своё отношение к ООД. Действия детей закрепила словесным пощрением.

Каждая часть ООД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает использование следующих методов и приёмов: игровые (сюрпризный момент, создание игровой ситуации); словесные (беседа, вопросы, подбор притяжательных прилагательных, однокоренных слов, енапоминание, пояснение, художествнное слово, оценка, поощрение); практические (подвижная игра, пальчиковая гимнастика); наглядные (аудиозапись, фотопрезентация, демонстрация иллюстративного материала, раздаточный материал) которые стимулировали детей к активной мыслительной деятельности. Размещение и использование наглядности было рациональным, продуманным в образовательном пространстве. Метод контроля Метод контроля. Во время проведения ООД было уместно было возможно и уместно провести фронтальную проверку знаний , умений и навыков дошкольников, дать анализ выплненным заданиям.

Во время проведения ООД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную. Старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Индивидуальная работа заключалась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, в учёте особенностей мышления и темпе восприятия дошкольников. Специфика работы с детьми проявлялась в личностно-ориентированном подходе.

На протяжении всей ООД я старалась общаться с детьми на одном уровне. учитывала  принцип партнерской позиции. Старалась создать эмоциональную, психологически комфортную атмосферу. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения, что говорит об их хорошей подготовки. Мои воспитанники участвовали в беседе, отвечали на вопросы, были внимательны, организованы. Игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность. Старалась соблюдать нормы педагогической этики, быть тактичной.

Соблюдались санитарно-гигиенические требования: воздушно-тепловой режим, установка на соблюдение осанки, длительность ООД, чередование различных видов деятельности, одежда детей также соответствовала требованиям.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. На мой взгляд, мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.

Учитывая уровень речевого развития детей данной группы, в дальнейшей работе я планирую особое внимание уделять чёткому произношению слов, работать над звукопроизношением, активизировать словарный запас детей, обучению дошкольников давать развёрнутые ответы.

 

Список литературы:

1. Арутюнян, Л.Н. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

2. Бунеев, Р.Н. Приложение к пособию «По дороге к азбуке» (Лесные истории). — М.: Баласс, 2006. — 80 с.

Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/582472/— М., «Баласс», 1999, с. 72–73.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, с. 294, с. 446.

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008, с.200.

Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — Спб.: КАРО,2006, с. 63, с.65.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!