Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста
«Мои любимые игрушки»
Программные задачи:
Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихов, беседа «Моя любимая игрушка», разгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».
Оборудование: игрушки: куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз, карточки «Что лишнее».
Ход занятия
- Ребята, вы любите ходить в гости? (Ответы детей) К кому вы ходите в гости? (Ответы детей) А нравится вам, когда гости приходят к вам? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) Кто приходил к вам в гости? (Ответы детей) Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их.
Воспитатель вносит большую корзину с игрушками
- Ребята, как нужно приветствовать гостей?
- Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».
- Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям (Дети выполняют задание)
- Молодцы, ребята. Предлагаю вашему вниманию наших гостей.
Дидактическая игра «Угадай игрушку»
Первый вариант. Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».
Второй вариант. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.
- Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (Предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)
Дидактическое упражнение «Большой - маленький»
- Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
Большая кукла – маленькая …(куколка)
Большой мяч – маленький … (мячик)
Большая машина – маленькая … (машинка)
Большой заяц – маленький … (зайка)
Большой барабан – маленький … (барабанчик)
- Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Физкультминутка «Вышел зайчик»
Вышел зайчик погулять, начал ветер утихать. | Ходьба на месте |
Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов | Прыжки на месте |
Зайка маленький устал, хочет спрятаться в кустах. | Ходьба на месте |
Замер зайчик средь травы, а теперь замрем и мы! | Дети садятся |
- Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.
Какие, вы мне скажите. Слушайте внимательно.
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша …(Балалайка)
Очень весело поет, если дуется в нее
Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка)
- Все инструменты отгадали. Молодцы!
Дидактическое упражнение «Барабан».
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.
- Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить: «Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».
- На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят (Ответы детей)