СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе.Тема:"Знакомство со свойствами металла и дерева."

Нажмите, чтобы узнать подробности

ООД построена в форме  ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности,вид-эксперементирование.Ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности   детей содержит в себе интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов ООД, выполнение практических заданий помогают создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении  всего времени. Предложенные задания доступны по сложности детям, что способствует решению поставленных задач, дети чувствуют себя «творцами», восхищаются, и это дает  возможность развитию  своей положительной самооценки, самозначимости: «У меня получилось!», «Я знаю» и т. п . 

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе.Тема:"Знакомство со свойствами металла и дерева."»

Тема: Знакомство со свойствами металла и дерева.                                             

Цель:

- развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи:

образовательные:

- уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева;

- используя прием сравнения, познакомить со свойствами этих материалов;

- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

- через опыты учить детей определять физические свойства металла и дерева;

 - формировать умение в работе с металлом и деревом.

развивающие:

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;

-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

-развивать фантазию, творчество, воображение;

-развивать умение  путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

-способствовать положительному влиянию экспериментов с металлом и деревом на эмоциональное состояние ребенка;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.









Предварительная работа:

-беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время работы с металлом и деревом; беседы на темы: «Как много предметов в нашей группе. Из чего они сделаны?» и «Дерево и металл – чем они отличаются друг от друга?»;

- работа с таблицей: свойства предметов;

- рассматривание иллюстраций на тему «Мир металла»; фотографий с видами изделий из металла и дерева;

- слушание музыки ветра, шума дождя;

-наблюдение на прогулке за деревьями.

- игры «Что в этой коробочке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки);

- д /и «Поплывёт-потонет», «Кому что», «Найди ошибку»;

-ТРИЗ – «Да – нет», «Хорошо – плохо», «Хочу – не хочу»;

-отгадывание загадок;

-игры – эксперименты «Из чего  сделаны предметы»;
- сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Археологи», «Шофер»;

- чтение стихов И. Даль «Утюг», Т. Гетте «Гвоздь», К. Нефедова «Молоток»;

- чтение сказки  «Приключения с Магнитом»;

- просмотр фильма «Разные металлы»;

- рисование на тему: «Игрушки из дерева и металла».


Материалы и оборудование:

-видео сообщение от Фиксиков;

- металлическая пластина;

- деревянный брусок;

- магнит;

- гвоздь;

- молоток;

- проволока;

-мозайка;

- скрепки;

- пластиковая ёмкость с водой;

- тарелки;

- спички (без селитры);

- влажные салфетки;

- мультимедийное оборудование;

- аудио записи.



Методы и приемы:

- практические: проведение  опытов, для определения свойств металла и дерева.

- наглядные: наблюдение, рассматривание металла и дерева.

- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.

Словарная работа:

 -обогатить речь детей прилагательными: «плотный» и «пористый».



I. Организационный момент.

Приветствие.

Дети становятся кругом на ковре.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята, здравствуй гости! У меня сегодня отличное настроение, а у вас? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Здравствуй, правая рука, (вытягиваем правую руку вперед)

Здравствуй, левая рука, (вытягиваем левую руку вперед)

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая лента,(держимся за руки все вместе)

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),

Но никто один не будет (соединяемся в середине).

Проблемная ситуация.

Воспитатель:

Ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие. Ой, минуточку, слышите, нам пришло видео сообщение. Давайте посмотрим.

(Просмотр видео сообщения)

Вот оказывается, что приключилось с нашими маленькими друзьями. Но хорошо, что хорошо кончается. Скажите, а с помощью чего Дим Димыч спас Папуса? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Верно,с помощью магнита.А знаете,почему магнит помог? Из чего сделаны винтики? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно,из металла,значит они какие? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Металлические. Раз они металлические, значит, их притягивает к себе магнит. Но вы знаете,ребята,что не все металлы притягивает магнит. Это еще не все свойства, которыми обладают металлы.

II Основная часть.

Беседа-обсуждение.

Воспитатель:

А для того, чтобы узнать о других, нам нужно отправиться в лабораторию.

Готовы? Вокруг себя повернитесь, и в лаборатории окажитесь.

Мы на месте, прошу занять свои места. Сели удобно, ноги поставили правильно, подвинули спину к стульчику, руки положили на колени.

(Слышится шуршание.)

Ой, ребята, что это? Так вот, друзья, где вы решили спрятаться?

(Достаю из ящика Фиксиков)

Ну, что ж проходите в нашу лабораторию. Ведь вы тоже хотите узнать о свойствах металла?

И так, включаем свой мега мозг.

Просмотр видео.

А теперь давайте посмотрим, как появился металл.

(Просмотр видео.)


Гимнастика для глаз. 

Глазкам нужно отдохнуть.

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.

(Глаза открыты, движение зрачком

по кругу, по часовой и против

часовой стрелки)

Много-много раз моргнут.

(Моргают)


Воспитатель: Откуда появилось первое железо,которое добыл человек? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Верно,из космоса.

Воспитатель:

Благодаря,какому устройству железо стали производить в большом колличестве? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно, это устройство назвали доменная печь. А какие металлы вам знакомы? (Ответы детей.)

Рассматривание картинок.

Воспитатель:

Молодцы, много названий знаете, а сейчас посмотрите на картинки. Здесь вы видите, как выглядят металлы, когда их только добыли из глубины земли, а также изделия, которые сделали из них. Это алюминий, и вот такие предметы из них выплавляют. Это-бронза, а это то, что получается из нее. Это золото, из него делают много красивых вещей. Серебро, изделия из него получаются, тоже очень красивыми. Железо, распространенный металл, изделия из него имеют широкий профиль

(Рассматривание картинок с изображением металлов.)



Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель:


Ну, что ж пришло время.

Заниматься нам пора,

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.


Итак, не забывайте соблюдать правила безопасности, будьте аккуратны, не пораньтесь. Фиксики, будут внимательно за этим следить.


Опыт 1.

Воспитатель: 

Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла. У вас на столах лежат металлическая пластина и деревянный брусок. Потрогайте руками сначала металлической пластины. Какая у нее поверхность? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Верно, гладкая. А теперь возьмите в руки деревянный брусок. А у него?

Воспитатель:

Да, тоже гладкая. А какая из них глаже?

ВЫВОД: Давайте повторим. Металл имеет более гладкую поверхность, чем дерево.

Опыт 2.

Воспитатель

Возьмите в одну руку металлический предмет, а в другую деревянный. Какой из них теплее? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно, деревянный брусок теплее, чем металлическая пластина.

Воспитатель:

Если вам предложат построить дом из металла и дерева, какой металл вы выберете? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Молодцы, из дерева, потому что оно теплее.

ВЫВОД: Давайте, скажем вместе: дерево теплее, металл холоднее.

Опыт 3.

Воспитатель:

Давайте определим, что тверже, а что мягче? Что это за инструмент? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно, молоток. А для чего он нужен? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Да, для того, чтобы забивать гвозди. Посмотрите на меня. Я сейчас возьму гвоздь и попробую забить его в металлическую пластину. Получается? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Почему нет?

Воспитатель:

Верно, металл твердый. А теперь забиваю гвоздь в деревянный брусок.

Что происходит?

Воспитатель:

Да, у меня получилось забить гвоздь. Почему?

Воспитатель:

Верно, дерево мягче.

ВЫВОД: Повторим, металл твердый, а дерево мягкое.

Физминутка.

Воспитатель:

А теперь давайте немного отдохнем. Встали из-за стола.

У Семена-столяра

Дело спорилось с утра:

(шагают на месте)

Он строгал, пилил, сверлил,

(строгают, пилят, сверлят)

Гвоздик молотком забил,

(забивают гвоздь)

А шуруп блестящий верткий –

Быстро завернул отверткой.

(заворачивают шуруп)

Опыт 4.

Воспитатель: 

У вас на столах стоять емкости с водой. Давайте сейчас попробуем опустить в нее сначала деревянный брусок. Опускаем, что с ним произошло, он утонул или нет? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Верно, он остался на поверхности воды. Теперь опускаем металлическую пластину. Что произошло с ней? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Да, она утонула. Какие свойства дерева и металла мы сейчас наблюдали?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

ВЫВОД: Давайте теперь скажем вместе: дерево не тонет, а металл тонет.

Опыт 5.

Воспитатель:

Ребята, подвиньте к себе тарелочки. В них вы видите скрепки. Ой, а что это, откуда здесь взялась мозайка. Фиксики, это не вы ли решили поиграть с ребятами?

Так, нам срочно нужно вытащить оттуда скрепки. А с помощью чего мы сможем это сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно, с помощью магнита. Возьмите магниты и с помощью их выберите все металлические скрепки из тарелочки. Складывайте их стаканчик рядом.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Каким же свойством обладает металл? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно, он притягивается магнитом.

ВЫВОД: железо обладает особым свойством – притягивается магнитами.

Воспитатель:

Теперь, благодаря нашим опытам, мы узнали, какими свойствами обладает металл.

Опыт 6.

Воспитатель:

А теперь возьмите в руки спичку и попробуйте ее сломать.

Воспитатель:

Она сломалась, что можно сказать о прочности спички? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Она хрупкая.

Воспитатель:

А теперь возьмите проволоку и попробуйте ее сломать. Не получилось? Значит, она какая? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Верно, прочная.

ВЫВОД: Повторим, металл прочный, а дерево хрупкое.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель:

Ребята, раз проволока такая прочная, и она гнется, давайте из нее сделаем Фиксикам подарок. Я открою вам секрет, что они очень любят заниматься математикой. А любимая их цифра это ноль, в честь ее и назвали Нолика. И сейчас мы для них сделаем эту цифру. На какую фигуру похож ноль?

Воспитатель:

На овал. Посмотрите, я беру проволоку и делаю из нее овал, вот у меня и получилась цифра ноль. Приготовили свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Идет кузнец из кузнецы,

(кисти рук лежат на столе, ладонями вниз)

Несет кузнец два молота.

(пальцы приподняты, слегка согнуты)

Тук, тук, тук, тук,

(постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами)

Да ударил разом вдруг.

(пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу)

У вас на столах тоже лежат проволочки, возьмите их и сделайте из них Фиксикам подарок.

Воспитатель:

Давайте подарим ваши цифры Фиксикам.

III Итог занятия.

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии, я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

Дерево теплое, а металл - ……(холодный).

Дерево –легкое, а металл-… (тяжелый)

Дерево горит, а металл - ……(нет).

Дерево мягкое, а металл-…(твердый).

Фиксики очень благодарны вам, и поэтому хотят вручить вот такие магнитики.

Воспитатель:

Спасибо. Занятие закончено, идем мыть руки.







Опыт 5.

Воспитатель:

А как вы думаете: почему спички делают из дерева, а кастрюлю - из металла?

Воспитатель:

Да, верно. Есть у дерева ещё и такое свойство, оно горит, а металл – нет.

Воспитатель:

Посмотрите, что произойдет с металлом, если я его зажгу.

Воспитатель:

Ничего, он лишь нагревается, а с деревом?

Воспитатель:

Оно загорится.

ВЫВОД: Повторим, дерево горит, а металл нет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!