Конспект организованной образовательной деятельности
«Воздух, видимый и не видимый» для детей с ТНР 3-4 лет.
Программное содержание:
- Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять знания о воздухе.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь.
- Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, внимательность, наблюдательность, самостоятельность.
Ход деятельности
Воспитатель: (Настроить детей на занятие)
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
Звенит колокольчик.
Воспитатель: кто-то в гости к нам пришел? Пойду посмотрю! (Ухожу и возвращаюсь).
Воспитатель: Ребята, наши гости не хотят показываться, пока мы сами не отгадаем, кто они. Надо отгадать загадку.
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют.
Воздушные …(шары).
Правильно, к нам в гости прилетели воздушные шарики. Вот они.
Воспитатель: Посмотрите ребята на шарики. Как вы думаете, что у них находится внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, воздух можно увидеть? Ответы детей, нет. Почему не можем?
Дети: потому что воздух невидимый, прозрачный.
Потихоньку появляется персонаж из мультфильма «Фиксики» Симка.
Симка: Здравствуйте ребята. Меня зовут Симка! Я пробегала и услышала ваши разговоры и потихоньку зашла, что бы, не мешать вам. Послушала о чем вы тут говорили поняла, раз воздух невидимый, значит никакого воздуха и нет.
Воспитатель: А вот и есть, Симка! Его даже можно почувствовать и увидеть.
Симка: Ха-ха! Если вы утверждаете, что воздух все- таки существует, тогда докажите. Покажите мне его.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Симке, что воздух существует. И я даже знаю как!
Раздаю трубочки, дети их рассматривают.
Воспитатель: для чего нужны отверстия в трубочках?
Дети: Сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают.
Опыт 1. Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха .
Воспитатель: что вы почувствовали, когда дули??
Дети: ветерок
Воспитатель: Как вы думаете ребята, откуда он появился?
Предположения детей.
Воспитатель: Мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.
Воспитатель: Воздух нужен человеку и животным для дыхания. Он попадает внутрь при вдохе через рот или нос и так же выходит при выдохе.
Давайте немного поиграем, и Симка тоже с нами поиграет.
Проводится игра «Рздувайся пузырь». Молодцы ребята проходите за столы.
Опыт 2. Перед проведением опыта, напомнить детям технику безопасности, во время проведения опытов.
Воспитатель: Симка, а ты знала, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. И ты, и каждый из ребят могут сами провести такой опыт. Хотите попробовать?
Симка: Хочу, хочу, хочу! Конечно же, хочу сама провести этот ваш, как его опыт!
Воспитатель: Хорошо.
Взять стаканы, наполовину наполненные водой и соломинку. Подуть через соломинку в стакан с водой.
Воспитатель: Что происходит, когда вы дуете в воду через соломинку?
Дети: Выходят пузыри.
Воспитатель: Конечно, и в этих пузырьках находится воздух.
Симка: А куда теперь они делись?
Дети: Они исчезли.
Воспитатель: Воздух легкий, он поднимается вверх. Ну теперь - то ты, Симка убедилась, что воздух существует?
Симка: Да теперь я знаю, что воздух есть. Спасибо вам ребята. И могу даже опыты проводить и своим друзьям рассказать, можно мне рассказать моим друзьям о воздухе???
Воспиатель: Конечно же даже нужно! До свидания Симка.
Симка: до свидания ребята, я побежала.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня играли? Что мы узнали о воздухе? Ответы детей.