КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
Ланец Нина Захаровна, учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад для детей с нарушением речи №26 г. Донецка»
ЦЕЛЬ: Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами на материале лексической темы «Осень. Лиственные деревья».
Работать над развитием фонематического слуха, речевого дыхания, развивать грамматический строй речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными значениями;
- уметь образовывать множественное число существительных;
-подбирать слова - признаки к существительному;
- употребление предлогов.
Учить детей составлять предложения и объединять их в рассказ с использованием серии картин по теме.
Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
- Учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Оборудование: листочки, мяч, магнитно - маркерная доска, серия сюжетных картинок «Осенний букет», стихотворение Донецкой поэтессы Натальи Галкиной «Листопад».
ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ):
Организационный момент. Коммуникативная игра «Приветствие».
Здравствую, солнце золотое!
Здравствую, небо голубое!
Здравствую, легкий ветерок!
Здравствую, маленький дубок!
Я живу в родном краю,
Всех я Вас приветствую.
Вот теперь мы полны сил и энергии.
- Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы мне сами скажите. Послушайте.
(Запись « Шум осеннего леса»)
- Правильно. Мы отправляемся в осенний лес.
Упражнение «На лошадке ехали»:
На лошадке ехали, (цоканье копытца по асфальту)
До угла доехали.
Сели на машину
Налили бензина (с- с- с- с …)
И поехали (ж- ж –ж …)
До реки доехали.
Т- р- р! Стоп! Разворот.
На реке пароход - «Гудит как? «Л-л-л…»
Пароходом ехали, «Л –л- л…»
До причала доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит. – «У- у –у…»
Ну вот, мы и приехали.
Включается компьютер с изображением осеннего леса.
- Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (осенний лес).
- Верно.
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Игра «Какой бывает лес?»
Учитель-логопед. Если в лесу растут одни березы, то это березовая роща; если растут только дубы, то это - дубрава; если растут только ели, то это – ельник, а если сосна - то это сосновый бор.
Вопросы к детям:
- Какие деревья растут в дубраве?
- Как называется место, где растет много елей?
- Какие деревья растут в сосновом бору?
- Что такое березовая роща?
Игра «Один – много»
Учитель-логопед называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.
Клен - клены, сосна – сосны, береза – березы, ива - ивы, ель - ели, рябина – рябины, дуб – дубы.
- Игра «Назови ласково».
Рябина – рябинка, береза -…; дуб - …, ветка -…
Каштан - …, тополь -….,
Фонематическая зарядка: «Как звучит осенний лес?»
- Как завывает ветер?
- Как под ногами шелестят листочки?
- Как по листочкам стучит дождик?
Ребята, обратите внимание, какие листочки у вас под ногами.
- Игра «Листик какой» (березовый листик, каштановый листик, рябиновый листик, дубовый листик, кленовый листик).
Листочки не простые, осенние. В какой цвет их покрасила осень?
- Желтый, красный, оранжевый.
- Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листики опадают?
А поможет вам ответить на этот вопрос моя загадка:
Загадка:
Листья желтые летят, падают, кружатся
И под ноги просто так, как ковер ложатся.
Что за желтый снегопад – это просто (листопад)
- Знакомство со стихотворением донецкой поэтессы Натальи Галкиной
«Листопад»
Ветер играет, кружит листвой:
То вдруг поднимет над головой,
То опускает листья опять.
Вот и дождались – пришел листопад…
Соорудим мы из листьев букет,
Чтобы стоял он у нас много лет.
Физминутка: «Осенние листочки».
(Дети под музыку выполняют движения с листочками)
Мы листочки осенние (приседают)
На веточках висели.
Дунул ветер – полетели (летают)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели (приседают)
Снова ветер набежал
И листочки все поднял (встают)
Повертел их покружил (кружатся)
И на землю опустил.
- Слушание рассказа « Осенний букет» и рассматривание серии картин.
Маша и Ваня очень любили прогулки по осеннему парку. Деревья меняли цвет своих нарядов и с каждым днем становились все краше.
Однажды Маша и Ваня долго бродили по парку вместе с бабушкой. Под ногами приятно шелестели опавшие листья. Ребятам стало жалко расставаться с золотой осенью. Тогда бабушка предложила внукам составить букет из листьев. Сначала ребята собрали красные, желтые и оранжевые листья, а потом соединили их в большой осенний букет. Букет получился очень красивым!
Вопросы: Когда произошла эта история?
Что любили делать Ваня, Маша и их бабушка осенью?
Что произошло с деревьями осенью?
Что было под ногами у ребят в парке? Почему ребята решили составить осенний букет?
Из чего они его составили?
Что делали ребята с листьями
Какой получился букет?
Как вы думаете, понравится ли такой букет их маме и папе?
- Пересказ рассказа детьми с опорой на серию сюжетных картинок.
Учитель-логопед. Дети, какое все-таки хорошее время года осень, как хочется, чтобы она не уходила. Как нам оставить осень у себя в группе? Предлагаю нарисовать портрет осени.
- Но перед тем, как мы приступим к рисованию, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
- Работа детей « Осенний ковер» (раскрашивание готовых форм силуэтов листьев).
Итог. - У нас с вами получилась чудесная осенняя полянка с красивыми листочками.