Конспект открытого занятия «Традиции и обычаи народов Казахстана»
Образовательные области: Коммуникация, социум, творчество.
Раздел: Развитие речи, лепка, рисование
Цель: Знать и называть обычаи и традиции народов, проживающих в Республике Казахстан.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов - сказки казахские, русские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.
Билингвальный компонент: үй - дом, киіз - уй- юрта, дастархан-стол
Ход занятия:
В-ль: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети: Сәлеметсіздерме
А знаете ли вы, что можно приветствовать не только друг друга, но и здороваться со всем, что нас окружает: и с солнцем, и с небом, и с ветерком?
Давайте сейчас поздороваться именно так.
Речевая игра «Сәлеметсіз бе».
Мы здороваемся везде –
Дома и на улице.
Сәлеметсіздерме, қадерлі қонақтар! (правую руку на сердце, поклон)
Сәлеметсіз бе, солнце золотое! (скрестив кисти рук, расставить пальцы)
Сәлеметсіз бе, небо голубое! (поднять руки вверх)
Сәлеметсіз бе, вольный ветерок, (качать поднятыми вверх руками)
Сәлеметсіз бе, Утро! (жест вправо)
Сәлеметсіз бе, День! (жест влево)
Нам здороваться – (складывают обе руки на груди)
Не лень! (разводят обе руки в стороны)
В-ль:Ребята к нам в гости пришли куклы Сауле и Айдар и они просят рассказать им о традициях, обычаях и быте народов Казахстана. Поможем им?
Дети соглашаются.
В-ль: Для этого нам нужно поделиться на 3 группы, а сделаем мы это с помощью разноцветных фишек.
Деление на 3 подгруппы с помощью фишек
У кого красные фишки проходят к доске, у кого синие фишки проходят к столу с большим синим кругом, у кого зеленые фишки проходят к столу с большим зеленым кругом.
Игра под руководством (1 подгруппа с красными фишками)
В-ль: В какой стране мы живем?
В-ль: Ребят, а какие народности живут в нашей стране?
Дети: Русские, чеченцы, киргизы, белорусы, узбеки, немцы, казахи.
В-ль: В нашей группе дети тоже разных национальностей. Все нации живут в Казахстане в дружбе и согласии.
В-ль: Ребята, а вы знаете, у каждого народа есть своё национальное богатство - это традиции, народные сказки и пословицы, национальная одежда и национальные блюда, национальные игры. И сегодня я предлагаю вам, отправится в гости, чтобы посмотреть и узнать больше о традициях и быте народов Казахстана.
В-ль: Ну что, пойдём в гости? А когда мы придем в гости к казахам на каком языке мы поздороваемся? Молодцы, правильно, ну тогда вперед.
В-ль: Предлагает детям поздороваться с хозяевами дома на казахском языке.
В-ль: Ребята, а как называется дом у казахов?
Дети: Юрта.
В -ль: Посмотрите, как красиво в юрте. Что мы видим здесь?
Дети: Называют.
В-ль: Посмотрите на хозяев, как красиво они одеты. Как называется эта одежда?
Дети:
В-ль: Как называется национальное блюдо у казахов?
Дети: Бауырсак
В-ль: А какие казахские национальные блюда вы знаете ещё?
Дети: Бешбармак, кумыс
В-ль: Посмотрим презентацию обычаи и традиции русского народа
Идем дальше
В-ль: Давайте поздороваемся.
В-ль: Из чего состоит русский национальный костюм?
Сарафан, а на голове кокошник.
В-ль: А как называется дом у русского народа?
Дети: Изба.
В-ль: Правильно. А что мы видим на столе?
Дети: Блины.
В-ль: И неважно, у кого какой дом,
Самое главное, что мы все дружно живем!
Дидактическая игра «Разложи правильно»
Структурированная игра: «Слепи юрту», «Слепи избу». (2 подгруппа с синими фишками)
Свободная игра (Пазлы, раскраски) (3 подгруппа с зелеными фишками)
Дети меняются фишками и делают переход.