СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке начинается знакомство обучающихся с новым для них стилем - Импрессионизмом, как в музыке, так и в живописи. В ходе урока учитель раскрывает особенности Импрессионизма на примерах изобразительного искусства и музыки К. Дебюсси.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Конспект открытого урока в 5 классе.

Тема: Импрессионизм в музыке.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель: знакомство с новым стилем в музыке и изобразительном искусстве — импрессионизмом.

Задачи:

- раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля;

1

- научить понимать взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма

в музыке и живописи на примере произведений художников-

: импрессионистов и музыки К. Дебюсси;

- развивать художественный эстетический вкус на примере мировых шедевров

музыки и живописи.

Оборудование: АРМ (презентация к уроку), музыкальный центр, синтезатор, портреты композиторов Н.А. Римского-Корсакова и К. Дебюсси, репродукции картин К. Моне.

Ход урока.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать большую тему второго' полугодия «Музыка и изобразительное искусство». Перёд вами картина Ильи Левитана, посмотрите на неё и подберите слова, которые характеризуют музыку к этой картине (покой, умиротворение, тишина, свет). Какое время года изображено здесь? (Весна). Эта картина так и называется «Весна. Большая вода». Следующая репродукция на весеннюю тему называется «Формула весны», её написал Николай Филонов. Определите её настроение? (Взволнованность, радость, яркость). В чём необычность этой картины? (Отсутствие образов и форм). Такое направление в изобразительном искусстве называется абстракционизм, возникло оно в начале XX века.

В изобразительном искусстве есть направление, которое оказало большое влияние на музыку, - это импрессионизм (от французского слова импрессион – впечатление). Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолётные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворённости предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Всё это порождало светлую, трепетную живопись. Посмотрите на картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Что является центром композиции? (Ярко оранжевый круг солнца). В каком;
направлении поднимается солнце? (Из утренней мглы — навстречу зрителю). В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В тёплый розовато-жёлтый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск — оранжево-красная дорожка). Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки — тёмные силуэты на воде; краны, линия берега, суда — все словно в прозрачной дымке; всё
окутано влажным туманом.)

Клода Дебюсси (1862 — 1918), выдающегося французского композитора, называют основоположником импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др.

Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова. Прослушайте два фрагмента, изображающих морской пейзаж и определите, где музыка изображает море, а где рисует лишь впечатление.

Слушание: «Океан-море синее» Н.А. Римского-Корсакова и «Диалог моря с ветром» из симфонической сюиты «море» К. Дебюсси.

Беседа о прослушанной музыке.

Названия большинства произведений Дебюсси звучат как поэтические строки: « Что видел западный ветер», «Феи — восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и др.

Слушание: «Лунный свет»

Ребята, запишите в тетрадях слова, характеризующие музыкальный стиль. Дебюсси: «утончённость», «поэтичность», «изысканность», «оригинальные созвучия», «звуки словно повисают в воздухе», «прозрачная кружевная оркестровка».

Творчество Дебюсси интересно и тем, что он первым из европейских композиторов XX века включил новые джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку.

Ученик: в финале сюиты «Детский уголок» звучит «кукольный кек-уок» -модный в начале века танец американских негров. Слово кек-уок в переводе с английского означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику). Клод Дебюсси написал эту музыку под впечатлением от американского шоу в Париже, в котором загримированные белые актёры копировали произношение, жесты, пластику негров.

Создавая музыкальный портрет маленького танцора, главным выразительным средством композитор выбирает синкопированный ритм — с неожиданными ударениями, акцентами на слабой доле, паузами вместо неожиданных тонов. Слушая, определите, сколько музыкальных частей.

Слушание

Дети. Три части: первая и третья одинаковые — энергичные, радостные, изобразительные, вторая — тихая, спокойная.

| Теперь мы с вами оркеструем это произведение при помощи шумовых инструментов.

Какую часть мы оставим без звучания инструментов? (Вторую)

Игра на шумовых инструментах

Слайд с ребусами из нот

(угадывание ребусов, пропевание их)

Распевка «Бык-тупогуб»

исполнение песни «Дети любят рисовать»


Домашнее задание: придумать ребусы, используя названия нот.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!