Конспект открытого урока
«А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета».
Конспект урока разработала:
Дукачёва Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»
2017 г.
Класс: 8
Предмет: литература
Учебник: Литература. 8 класс (часть 2). Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Автор-составитель: Г.С. Меркин. – Москва «Русское слово», 2012 – 383 с.
Название раздела: Из русской литературы XIX века.
Тема урока: «А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета».
Цели урока:
предметные УУД: знакомство с некоторыми фактами биографии А.Н. Островского, оказавшими влияние на формирование таланта драматурга; с творческой и сценической историей пьесы «Снегурочка»; с источниками, послужившими основой пьесы-сказки; выявление сходства пьесы и волшебной сказки;работа с понятиями сказка, пьеса, драма, сюжет, композиция
метапредметные:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
познавательные УУД: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, методом проблемного поиска развивать мышление, наблюдательность и внимание к авторскому слову; самостоятельность;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся, учить уважительно относиться к старинным преданиям, обрядам, верованиям, быту и жизни русского народа.
Тип урока: традиционный
Ход урок
Приветственное слово учителя
- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых открытий в ходе нашего общения.
Чтение притчи учителем.
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
- Как вы думаете, в чем заключается мораль этой притчи?
(в наших руках багаж определенных накопленных знаний, мы должны их постоянно пополнять и, применяя их, делать все новые и новые открытия)
- Сегодня я желаю всем нам успехов в достижении новых открытий на уроке литературы.
Мотивация учебной деятельности.
Эпиграф к уроку
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку» (А. Р. Кугель).
(знаток творчества Островского, театральный критик)(Слайд 1).
Чтение эпиграфа к уроку.
- Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке?
(О великом русском драматурге А.Н. Островском)
- Какое произведение поможет нам открыть неожиданного, нового Островского?
(весенняя сказка «Снегурочка»)
III. Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
- Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(А.Н. Островский. Сведения о писателе. Пьеса - сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета).
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
- Вспомните значение словсказка,драма, сюжет
При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов.
3.Работа со словарем литературоведческих терминов.(Слайд 2)
(Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
Драма – это один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения)
Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям)
4. Работа с толковым словарем.Запись в тетрадь.
- Как вы понимаете значение слова «своеобразие»?
(Своеобразный.Отличный от других, не похожий на обычное, оригинальный)
- Подберите и запишите синонимы к этому слову
(необычность, оригинальность)
5. Постановка проблемного вопроса (запись на доске)
- В чем заключается оригинальность сюжета сказки-пьесы «Снегурочка»? Ответ на этот вопрос и станет на сегодняшнем уроке для нас новым открытием.
5. Формулирование цели урока
- Сформулируйте цели нашего урока. Слайд 3
(знакомство с фактами из биографии А.Н. Островского; с творческой и сценической историей пьесы «Снегурочка»; с источниками, послужившими основой для пьесы-сказки; выявление сходства пьесы и волшебной сказки)
6. Просмотр презентации о фактах из биографии А.Н. Островского
В ходе просмотра заполнение таблицы (в тетради )
Биографические сведения | Мои замечания |
Родители А.Н. Островского | |
Где и как получил начальное образование | |
1835—1840 | |
1840—1843 | |
1843—1851 | |
Темы творчества А. Н. Островского | |
- Каким вы представляете себе А.Н. Островского? Расскажите о своих впечатлениях, пользуясь просмотренной презентацией, заполненной вами таблицей и материалом учебника, который вы изучили дома (статья Л.И. Постниковой «Москва А.Н. Островского» с. 76; «Слово об А.Н. Островском» с. 77)
8. Работа в группах(на дом было дано задание изучить статьи в учебнике«Творческая история пьесы «Снегурочка» и «Сценическая история пьесы «Снегурочка»»)
Задание для 1 группы. Составить вопросы к самостоятельно прочитанной дома статье «Творческая история пьесы «Снегурочка», с.78-80, ч.2.
(К каким проблемам обращался А. Н. Островский в своих произведениях?
Каков первоначальный замысел пьесы «Снегурочка»?
Каковы художественные особенности произведения?
Чем вызвана негативная реакция Н. А. Некрасова на появление «Снегурочки»?
Какие достоинства пьесы-сказки высоко оценил М. М. Стасюлевич?)
Задание для 2 группы. Составить вопросы к самостоятельно прочитанной дома статье «Сценическая история пьесы «Снегурочка», с.80-82, ч.2.
( Когда и где состоялось первое драматическое представление «Снегурочки»?
- Кому была заказана музыка к спектаклю?
- Почему театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась?
- Кто создал оперу к «Снегурочке»?
- Где и когда состоялось первое представление оперы Римского-Корсакова?
- Какой успех имелаопера Римского-Корсакова?)
Обсуждение вопросов
А знаете ли вы, что…
- В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году.
Вывод
Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра.
9. Работа с текстом пьесы. Аналитическая беседа.
- Русская литература имеет богатую сказочную традицию. Оригинальные произведения создавали русские писатели на основе народных сказок.
- Как называются эти произведения?
(литературные сказки)
- Назовите имена русских писателей, создателей литературной сказки.
( А.С. Пушкин, В.А Жуковский, П.П. Ершов, Л.Н. Толстой)
10. Работа в группах . Заполнить таблицу.
-Чем литературная сказка отличается от народной волшебной? Слайд 12,13
Черты книжной народной сказки | Черты литературной сказки |
В сказке отражается оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали | Наличие прямой и непрямой оценки автора |
Отсутствие разнообразия в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей). Нет ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных персонажей. Отношение других персонажей к герою не вполне ясно | Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей). Речь героя как средство создания характеристики персонажа. Характеристики даны через отношения к героям других персонажей |
Для народной книжной сказки не характерно подробное описание предметов | Подробное описание предметов |
Самопроверка.
- Слайд 14.В 1873 годуОстровский дарит русской литературе пьесу «Снегурочка», романтическую сказку о любви, написанную в духе устной народной поэзии. В этом удивительном произведении история переплелась со сказкой. Всей своей направленностью она была адресована современному человеку, его духовному миру, ибо в ней поднимаются вечные нравственные вопросы: любви и счастья, жизни и смерти, добра и зла. Целый ряд сюжетных ситуаций имеют сходство со сказкой о девушке-снегурушке, Образ Берендеева царства связан с народным преданием о древнем племени берендеев. Образ солнца-Ярилы восходит к старинным календарным обрядам, а сам бог Ярила- один из главных богов славян.
- Чем отличается жанр сказки А.Н. Островского от жанра сказок Пушкина, Жуковского и т.д.?
(Островский создал поэтически-сказочное произведение иного жанра: не сказку-поэму, а сказку-драму, где сочетается слово и музыка)
- Что помогает автору литературно-художественного произведения выразить идейный замысел? Что помогает нам, читателям, понять идею произведения?
(большую роль в выражении идейного смысла играет сюжет и композиция литературно — художественного произведения)
Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Здесь пренебрежение ктрадициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются.В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.
11. Самостоятельная работа. Работа в группах
- Какие события составляют сюжет сказки? Выделите сюжетный центр сказки. Обратимся к композиции пьесы-сказки и волшебной сказки и сопоставим их. Что такое композиция литературного произведения?
(Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника).
-Перечислите элементы композиции
(экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка)
Задание: заполните 3 часть таблицыСлайд15,16
Композиция волшебной сказки | События сказки-пьесы |
Экспозиция | Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия | «Ярило сожжет ее, испепелит, растопит, // Не знаю как, но умертвит. Доколе ж // Младенчески чиста ее душа, // Не властен он вредить Снегурке». «Снегурочка, беги от Леля!» |
Завязка | Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу | Снегурочка стремится испытать чувство любви |
Развитие сюжета | Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем | Весна (мать) дарит Снегурочке венок из «привораживающих чарующих цветов» |
Кульминация | Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки | На долю Снегурочки выпадает испытание людской корыстью и равнодушием (старик бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы) |
Развязка | Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя | Снегурочка полюбила Мизгиря, но это стоило ей жизни |
11. Обмен мнениями. Самопроверка.
12 .Выборочное аналитическое чтение действия
Вот уже в Прологе Весна и Мороз беседуют о своей жизни, о любимой дочери, ее будущем. Собеседники даны в противопоставлении представлений о жизни, о любви, красоте. Это очень важный композиционный момент. Здесь завязывается конфликт пьесы.
Монолог Весны (пролог, явление 1, монолог Весны). Что тревожит Весну-красну в царстве Берендеевом?
Нерадостно и холодно встречает весну свою угрюмая страна.
И все лишь блеск холодный и нет тепла.
Солнце ревнивое, на нас сердито смотрит и хмурится на всех; Вот в чем причина жестоких зим и холодов весенних.
- Что «любо» Весне?
Обогревать мир для радостей любви.
- А что любо Морозу? См.монолог Мороза стр.213-214. На что ворчит Мороз? Чем недоволен? Стр.215.
- Чем определен конфликт пьесы? Что ценят в жизни людей, в своей жизни персонажи, наделенные божественной силой и властью - Мороз, Весна-красна, Ярило?
( Мороз ценит свободу, независимость, одиночество, труд, холодную красоту, душевную чистоту. Весна и Ярило теплом и лучами разжигают в людях огонь любви. Без нее нет счастья, нет жизни).
Слайд 17
Вывод. Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.
- Назовите героев сказки.
(В пьесе, как в сказке, наряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, Масленица, сама героиня — Снегурочка, дочка Мороза и Весны)
Вывод. В «Снегурочке» А.Н. Островского соприкасаются противоположные начала: фантастическое и реалистическое;
два мира: мир природы и мир человека;
два взгляда на любовь: Мороза и Весны;
две стихии: холода и тепла.
IV. Подведение итога
- Сформулируйте идею пьесы – сказки «Снегурочка»
(Мечта о мире, братстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла свое воплощение в изображенном Островским сказочном царстве)
Слайд 18«У Островского в «Снегурочке» «сказочный мир воспроизведен так искусно, что виден и слышен какой-то реальный мир» (И. А. Гончаров).
Вывод.
- Так в чем же заключается своеобразие сюжета пьесы «Снегурочка»?
(В отличие от своих почтенных предшественников великий драматург не пользовался каким -то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал цельное и совершенно оригинальное произведение поэтического искусства. Феноменальная оригинальность «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два очень разных начала: общественное реалистическое начало, реалистический народный идеал и фантастическую форму) Слайд 19
V. Домашнее задание (дифференцированное).
1. Составьте тезисный план рубрики учебника «В мире художественного слова пьесы «Снегурочка» с. 104, задание 4
2. Обозначьте в тексте пьесы элементы фольклора.
3. Индивидуальное задание
Подготовьте сообщение о Берендеевом царстве, используя дополнительные источники
VI. Оценочно-рефлексивный этап. Слайд 20
Заполните текст с пропусками.
Знакомство с темой урока помогло мне понять, что А.Н. Островский создал____________ произведение.
Феноменальная оригинальность «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два очень разных начала: __________________________.
В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о _________________________.