III | Изучение нового материала. 1.Сообщение темы и постановка задач урока совместно с учащимися (2 минуты) - Чтобы узнать тему урока вам нужно угадать загадку: Они жевать нам пищу помогают, Когда мы не едим, то дружно отдыхают. У нас во рту растут, … их зовут! (Зубами). - Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом зубы? (учитель записывает на доске все слова предложенные учащимися) - О чем мы можем говорить на уроке? (формулировка задач урока совместно с детьми). - Итак, сегодня мы поговорим об очень важном, о зубах! 2. Актуализация знаний (3 минуты) Учитель дает определение зубов: Зубы – костные образования, служащие для захвата, удержания и пережевывания пищи. - Зубы играют чрезвычайно важную роль в организме, они режут и перемалывают пищу. Чем лучше пища пережёвана, тем легче и полнее она усваивается организмом. Давайте вспомним, что мы узнали по этому вопросу в предыдущем классе? Вы изучали системы органов животных в 8 классе, строение зубов у млекопитающих. Внимание на экран! Мы видим, что зубы у млекопитающих дифференцированы. И их форма зависит от способов питания животного. Функции зубов млекопитающих определяются характером и особенностями их пищи. Примечание для учителя: (дополнительный материал, о зубах животных представленный в конспекте урока учитель использует в полном объеме, если позволяет уровень сформированности ЗУН класса) - Дети, ответьте какие зубы особенно развиты у грызунов? (Ответы детей: - резцы, они их стачивают твёрдой пищей). - Какие зубы особенно развиты у хищников? (Клыки и коренные зубы). - Правильно, ребята! Зубы, выполняющие различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки, у грызунов – резцы и коренные зубы, а клыки отсутствуют. 3. Объяснение новой темы: Зубы человека, их число, классификация. (5 минут) - Теперь рассмотрите слайд, сколько зубов имеет человек? - У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. - Одинаковы ли они по своему внешнему виду? - Форма и размер зубов неодинаковы, потому что разные зубы выполняют различные функции. - Каковы функции каждого типа зубов? Как связано их строение с выполняемыми функциями? 1. Задание: Возьмите кусочки хлеба, пожуйте их и проглотите! Ответьте на вопросы: - Какими зубами откусывали хлеб? - Какими пережёвывали и почему? - Почему кусочки хлеба стали влажными? Какое участие в этом процессе принимал язык? 2. Задание: Возьмите кусочки моркови, откусите, пожуйте и проглотите её. - Почему мы применили клыки и резцы при откусывании моркови? - Почему дольше жевали? - Ребята, ответьте, что вам известно о молочных зубах и зубах мудрости? (ответы) 4. Строение зуба (3-4 минуты) - Прочитайте параграф учебника о строении зубов на стр. 152, выпишите в тетрадь, термины, соответствующие номерам на слайде 11. - Зуб состоит из 3-х отделов: 1. Коронка – это та часть, которую видно, когда мы улыбаемся. 2. Шейка – эта часть накрыта десной. 3. Корень – прочно укрепляет зуб в челюсти. - Снаружи коронка покрыта эмалью (похожей на вещество кости, но намного прочнее, потому что содержит фосфор и кальций). Эмаль предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов. - Под эмалью находится дентин - видоизмененная костная ткань. Шейка и корень состоят из дентина и цемента. Внутри зуба расположена полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервы. Поэтому зубы чувствительны к холодному и горячему. Примечание для учителя: проверка задания слайда 12 осуществляется щелчком мыши по номерам в прямоугольниках. Возможно объяснение учителя по данному слайду. По ходу объяснения постепенно открываются необходимые термины. 5. Молочные зубы. Смена зубов. Зубы мудрости. - Новорожденный не имеет зубов. Первые молочные зубы появляются у человека в 6-9 месяцев. Эти зубы называются молочными. Их бывает только 20. Молочные зубы имеют некоторые особенности: они меньше размерами, имеют меньше бугорков и небольшие расходящиеся корни. Постепенно молочные зубы начинают выпадать. И к 12-14 годам они полностью заменяются постоянными зубами. - Ребята, как вы считаете зачем нужна смена зубов? (ответы учащихся) - Правильно! У детей челюсть маленькая и зубы маленькие. Постоянные зубы – более крупные, массивные. К 18-22 годам у человека появляются последние коренные зубы – зубы мудрости. - Почему зубы мудрости так называют? (ответы учащихся) - Когда зуб мудрости начинает расти, ему часто не хватает места в сложившемся ряду зубов, что может вызывать осложнения. Неправильное прорезывание зуба может сопровождаться воспалительными заболеваниями. В мягкие ткани, окружающие зуб, при травмировании может проникнуть инфекция. Воспаление может перейти на глубокие ткани, вызывая пародонтит. Признаком воспаления являются покраснение и распухание десны вокруг зуба, появление неприятного запаха, сильная боль. Физкультминутка: (Музыкальный фрагмент, 1-2 мин) Дружно встали. Для здоровья, настроения Делаем мы упражнения: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись, То присели, то нагнулись Дружно все мне улыбнулись. Поклонились и присели, Заниматься тихо сели! 6.Заболевания и гигиена зубов (12 минут) - Эмаль зуба – очень твёрдое, но хрупкое покрытие зуба. Как стекло! На ней могут образовываться трещины, что приводит к развитию заболевания – кариеса! 6.1. Модельный эксперимент: Опыт с яйцом. - А сейчас я предлагаю вам провести один очень важный опыт. Вы запомнили, чем у нас покрыты зубы снаружи? Правильно, эмалью. А теперь посмотрите сюда (показывает яйцо). Это яйцо, которое покрыто скорлупой, состоящей из кальция, как и эмаль зуба. Давайте возьмем орех и попробуем разбить орех яйцом (учитель берёт яйцо и ударяет по ореху, скорлупа трескается). Ребята, что случилось? Почему? То же самое может произойти и с эмалью ваших зубов, потому что эмаль очень хрупкая, её нужно беречь и ухаживать за ней. 6.2. Заболевания зубов - При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в этом случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и неподготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему так важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения; ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению трещин в эмали и кариесу (разрушению эмали и дентина). Появляется неприятный запах изо рта, происходит пожелтение и разрушение эмали, разрушение тканей десны около зубов – пародонтоз. Кариес вызывается бактериальным зубным налетом. Бактерии выделяют кислоту, которая контактирует с поверхностью зубов, растворяя минеральные компоненты эмали. Кислота истончает эмаль и образуется зубная полость. Бактерии достигают пульпы, поражают нервы и кровеносные сосуды. Идет разрушение пульпы, воспаление корня зуба. Из ротовой полости бактерии попадают в желудок и кишечник, проникают в кровь и разносятся по всему организму. Больной зуб может нарушить работу сердца, почек, суставов, органов пищеварения. Появляется опасность распространения гноя по всему организму. В таком случае вам поможет только врач-стоматолог, он пломбирует зуб, в запущенных случаях – удаляет. 6.3. Профилактика повреждения зубов. - Здоровье человека на 70% зависит от питания! Самый опасный компонент для зубов – углевод сахароза. Это всем нам знакомый сахар, которого полно в конфетах, пирожных и газировках. Еще опаснее - резкий перепад температуры. Из-за разницы температуры на эмали образуются микротрещины. - Важно беречь зубы: не грызть ногти, не разгрызать кости и твердые конфеты; не раскусывать орехи; не пить холодную воду и не есть мороженое сразу после горячей пищи; не курить, никотин вреден зубам и деснам; посещать стоматолога два раза в год и т.д. 6.4 Уход за зубами. Учитель даёт разъяснения о правилах чистки зубов. Примечание: щелчком мыши по изображению на слайде № 25 можно увеличить размер иллюстрации. Правила гигиены можно прокручивать многократно, щелчком мыши по кнопке с надписью «нажми». | Беседа с классом
Слайд № 7
Ответы детей.
Слайды № 8-9
Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на поставленные вопросы по слайдам № 8, 9
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Слайд № 10-11.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся выполняют задание и отвечают на поставленные вопросы.
Слайды № 12-13
Учащиеся работают с текстом и рисунком учебника. Работа по слайдам № 12-13.
Слайды № 14-15. Учащиеся слушают рассказ учителя.
Выполнение упражнений стоя (потягивание и т.д.) для смены позы. (2 минуты)
Учащиеся слушают рассказ учителя.
Учащиеся внимательно наблюдают за действиями учителя.
Слайд № 16. Учащиеся слушают рассказ учителя.
Слайды № 17-20. Учащиеся слушают рассказ учителя. Работа по слайдам 17-20. Слайд № 21-28. Работа по слайдам № 21-28. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, умение формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: проявление познавательной инициативы. Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, проведение разных видов сравнения. Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними. Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; понимание роли зубов в организме человека. Регулятивные: проявление познавательной инициативы. Общеучебные: проведение разных видов сравнения, определять понятия по существенным признакам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, проведение разных видов сравнения.
Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними. Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; понимание роли зубов в организме человека. Регулятивные: проявление познавательной инициативы.
Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними. Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике. Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к своему организму в целом, к зубам – в частности. Регулятивные: оценка, саморегуляция. Общеучебные: формулирование проблемы и определение способов ее решения.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка, саморегуляция.
Личностные: формирование навыков правильного ухода за зубами. Регулятивные: оценка, саморегуляция. |