СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Формулы сокращенного умножения" 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Формулы сокращенного умножения" 7 класс»

МКОУ « Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»







Формулы сокращённого умножения. Открытый урок в 7-м классе

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью" Л.Н.Толстой

Цели урока:

Образовательная – закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, сформировать умения применять их в простых случаях и в заданиях повышенной сложности.

Развивающая–развить умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, на историческом материале показать учащимся сопоставимость математики с общекультурными устремлениями человечества.

Воспитательная – воспитать ответственное, творческое отношение учебному труду, приучить к внимательности, аккуратности, обоснованность посылок и выводов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование.Проектор, компьютер, презентация

План урока.Постановка цели урока – 1 мин.
Актуализация опорных знаний – 3 мин.
Закрепление материала – 5 мин.
Письменная проверочная работа – 10 мин.
Проверка результатов письменной работы – 3 мин.
Работа с видеоматериалами – 10 мин.
Работа в группах:Решение заданий повышенной сложности - 10 мин.
Подведение итогов урока – 3 мин.

ХОД УРОКА .1. Постановка целей

2. Актуализация опорных знаний

(а ± b)2 = (a ± b)3 =

a2 – b2a3 ± b3 =

(а + в) 2 – (а – в) 2 = (а +b) 3 –(a –b) 3=

(а - в) 2 – (а + в) 2 = (а -b) 3 –(a +b) 3=

(____)2 = а4b6 (____)3 =125b3

( 0,3 ) 2 = ( 1,2 ) 2 =

3. Работа в тетрадях(комментированное решение в тетради).

Заполните пропущенные места:

1) a4 -8 a2 +16 = (_____)2

2) 25a6 + ____+ 9 b2 = (5 a3 +3b)2

3) 9 - 6 a2 b2 + _____= (3 - a2 b2)2

4) (3m - ___)· (____+3m) = 9m2– 4n2

5) 125 + ____+ 15a2 +_____= (5 +a)3

6) (2a - ___)3 = 8 a3 - 12 a2b + 6a b2 - b3

7) (a2 +____)· (____- b3) = a4 – b6

8) (3b + 2a)3 = 27 b3 + _____+_____+ 8 a3

9) - 12ab -3 a2 - 12 b2 =__•(_____)=___•(____)_2

10) _____- 0,09b4 = (1,2 a2 – 0,3 b2)( 1,2 a2 + 0,3 b2)

4. Письменная проверочная работа

Вариант 1

Вариант 2

1) 2x2 – 4x +2 =__•(_____)=___•(____)___

1) -5a2 -10ab -5 b2 =_•(_____)=__•(____)___

2) -3x2 +12x – 12 =__•(_____)=___•(____)___

2) –a2 +10ab – 25b2=_•(_____)=__•(____)___

3) (2a +___)(2a - ___) = 4a2 – b2

3) ( ___ - 3x)( ___+ 3x)= 16y2 – 9x2

4) (5x + ___)(5x - ___) = 25x2 – 0,16y4

4) 100m4 – 4n6= (10m2 - ___)(___ + 10m2)

5. Проверка результатов письменной работы:( учащиеся у доски и на местах выполняют по эталону демонстрируется на доску) .

Ответ.

Вариант 1

Вариант 2

1) 2x2 – 4x +2= 2•(x2-2x+1)=2•(x-1)2

1) -5a2 -10ab -5 b2 =-5•(a2+2ab+b2)=-5•(a+b)2

2) -3x2 +12x – 12 =-3•(x2-4x+4)=-3•(x-2)2

2) –a2 +10ab – 25b2=-(a2-10ab+25b2)=-(a-5b)2

3) (2a +b)(2a - b) = 4a2 – b2

3) ( 4y - 3x)( 4y+ 3x)= 16y2 – 9x2

4) (5x + 0,4y2)(5x – 0,4y2) = 25x2 – 0,16y4

4) 100m4 – 4n6= (10m22n3)(2n3 + 10m2)

6. Работа с видеоматериалами.

1 видеосюжет. Некоторые правила сокращенного умножения были известны еще около 4 тысяч лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Но в то время они формулировались словесно или геометрически. У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не “а2”, а “квадрат на отрезке а”, не “ab”, а “прямоугольник, заключенный между отрезками a и b”. Правило, сформулированное во второй книге “Начал” Евклида в III веке до нашей эры, звучало так: “Если прямая линия как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками”.Запишите это правило формулой и докажите ее, исходя из геометрически х соображений

(рис.1).



Ответ. Если прямая линия (имеется в виду отрезок) рассечена на 2 отрезка а и b, то квадрат на всей прямой, т.е. (а + b)2 равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками а и b, т.е. равен а2 + b2 + 2ab.

Значит, (а + b)2 = a2 +2ab +b2

Действительно, площадь квадрата со стороной (а + b) равна сумме площадей квадрата со стороной а, квадрата со стороной b и 2х прямоугольников с длиной а и шириной b.

2 видеосюжет. Много полезного узнали греческие ученые у вавилонян. Но история математики сложилась так, что эти открытия стали потом приписывать грекам. Например, одно из самых замечательных утверждений во всей геометрии до сих пор называют именем греческого математика – теоремой Пифагора. Оно формулировалось так: “Для любого прямоугольного треугольника площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах” (рис.2). Многое из Вавилона ушло потом в другие восточные страны, в том числе в Индию. И в одной из древних индийских рукописей сохранился чертеж, взглянув на который можно убедиться в справедливости теоремы Пифагора. Докажите, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, т.е. с2 = а2 + b2, используя данный рисунок и формулу сокращенного умножения.

Ответ. Действительно, по рисунку видно, что (а + b)2 = с2 + 4S

a2 +2ab +b2 = с2 + 4ab/2

a2 +2ab +b2 = с2 + 2ab

с2 = а2 + b2 (рис.3)

Почему это утверждение очень важно? Потому что с его помощью можно вычислить длины наклонных. Чтобы найти расстояние от вершины шеста до конца его тени, не надо натягивать веревку. Достаточно измерить длину шеста и длину тени. Если взять веревку длиной в 12 локтей и завязать на ней узлы, разбивающие ее на 12 равных частей, то с помощью такой веревки можно построить прямой угол, натянув ее на 3 колышка. Считают, что так строили прямые углы египтяне, а треугольник со сторонами 3, 4, 5 называют египетский (рис.4).

Ну, а что Пифагор? Неужели его слава незаслуженна? Наверно, это не так. Скорее всего, ему первому удалось доказать эту теорему, опираясь не на рисунок, а на рассуждения.

7. Решение заданий повышенной сложности.

1) Представьте выражение 24xy в виде разности квадратов двух многочленов.

Решение. 24xy = 12xy + 12 xy = 2x·6y + 2x·6y = (x +6y)2 – (x – 6y)2

Подхвати эту идею, попробуй найти другой способ?

24xy = 2•6x•y + 2•6x•y = (6x + y)2 – (6x – y)2

А интересно, найдется ещё один ?

24xy = 2•xy•6 + 2•xy•6 = (xy + 6)2 – (xy – 6)2

А из следующих выбери то, которое больше нравится.

2) Представьте выражение 2а(а2 + 3b2) в виде суммы кубов двух многочленов.

Решение. 2а(а2 + 3b2) = 2a3 + 6ab2 = a3 + 3ab2 + a3 + 3ab2 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3 + a3 - 3a2b + 3ab2 - b3 = (a + b)3 + (a - b)3;

3) Представьте выражение 2b(3a2 + b2) в виде разности кубов двух многочленов.

Решение. 2b(3a2 + b2)= 6a2b + 2b3 = b3 + 3a2b + b3 + 3a2b = b3 + 3a2b + 3ab2 + a3 – (a3 + 3ab2 - 3a2b - b3) = (a + b)3 – (a - b)3.

7.1 Задание обязательного уровня.

(Параллельно создать группу из слабых (4) учащихся и дать им следующее задание)

  1. Чему равен квадрат суммы (разности) двух выражений?

  2. Верны ли следующие равенства (проверить вычислениями):

(4+3)2=32 + 42

(4-3)2= 42-32

(4-3)2= 42 – 2 . 4 . 3 + 32

Итак : квадрат …

( + )2 =

( - )2 =

уу

Примени эту формулу дляи 3у

3.Проверь, верно ли выполнены действия:

(c+d)2 – (c-d)2 = (c2+2cd+d2)-(c2-2cd +d2)= c2 +2cd+d2-c2+2cd+d2=4cd

4.А теперь попробуй напиши ответ сразу! (не забудь заглянуть на доску)

(m+n)2 – (m-n)2 =

8. Подведение итогов урока

Рефлексия.

9. Д / З .



Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.

Зам. директора по УВР Магомедалиева А.А.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!