Конспект открытого урока
«Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Цель урока: формировать представления о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.
Задачи:
1. Формировать представления о Кирилле и о Мефодии как о творцах славянской письменности; о летописях как исторических документах; о рукописных книгах как о настоящих произведениях искусства; обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; умения анализировать, развивать логическое мышление, воссоздающее воображение.
3. Воспитывать интерес к истории как науке, воспитывать коммуникативную культуру; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Предметные.
Формировать умения работать с разными источниками информации.
Развивать умения осознанно строить речевое высказывание.
Личностные.
Самоопределение и осознание того, что предстоит усвоить.
Метапредметные:
контролировать процесс и результаты деятельности,
адекватно оценивать свои достижения.
слушать и отвечать на вопросы других,
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
выполнять учебно-познавательные действия,
делать обобщения, выводы,
извлекать информацию, описывать,
сравнивать.
Оборудование:
- ноутбук,
- экран,
- презентации к уроку :
- учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков,
-«Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков
Приёмы реализации:
задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию,
выполнение творческих заданий;
Формы организации:
групповая работа;,
индивидуальная работа,
фронтальная работа.
Методы:
Ожидаемый результат:
обучающиеся должны усвоить материал о распространении письменности в Древней Руси, её значении в жизни человека;
уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.
Ход урока
Русь моя, любимая Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
То лиственную, то снежную,
Смотрю и не насмотрюсь.
Величаю тебя опять,
Дорогая земля былинная, —
Славлю каждую высь и пядь, -
Любуюсь полями, долинами.
Славлю каждую тропку твою,
Славлю раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью...
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас
чувство гордости. Немного воображения... и прошлое «оживет» перед вашими глазами.
Организационный момент 5-7мин
Добрый день, у нас гости, повернитесь, улыбнитесь и поприветствуйте их кивком головы.
Чтобы поднять настроение, поиграем в игру «Комплимент»
Все мальчики нашего класса самые………. У( Умные, удивительные, улыбчивые)
Все девочки нашего класса самые.. .Р (Радостные, решительные)
Все гости нашего класса самые ….А (Аккуратные, активные)
-Получилось слово «УРА», чтобы на уроке все было на «ура» пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения
Я знаю, что работая вместе на уроке, мы сможем открыть много удивительных знаний, отправляясь в путешествие в прошлое нашей страны.
Актуализация опорных знаний
- Какой период истории вы изучаете? Древняя Русь.
- Я пришла на урок не с пустыми руками. У меня сундучок в котором хранятся вещи, о которых будем говорить на уроке.
Загадка: Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней?(КНИГА)
-Дополните, пожалуйста, предложение словом.
«Из …… сокровищницы Древней Руси»
-Подберите однокоренное имя существительное к слову «сокровищница».
Ученик: Сокровище
- Сокровище-это что?
Ученик: Сокровище - драгоценность, дорогая вещь.
- А сокровищница?
Ученик: Сокровищница– место хранения сокровищ.
- Значит, мы будем говорить о СОКРОВИЩАХ ДРЕВНЕЙ РУСИ.
- А как вы думаете, что могло быть сокровищем в древней Руси?
(высказывания детей)
- Значит, книга на Руси была сокровищем.
-Предположите ребята, почему книга в Древней Руси была сокровищем?
(Наверное, потому что они были редкие, не было письменности.)
(ЕЁ ребята дарили на свадьбу молодожёнам, как самый дорогой подарок. ЕЁ первой выносили при пожаре из дома.)
- Сейчас такое-же отношение к книгам?
-Мы должны знать о том, как появилась письменность и книги? Почему?
( Каждый человек должен любить свою Родину. А для этого, прежде всего, необходимо знать её историю)
III. Самоопределение к деятельности
- Какую цель мы поставим перед собой?
Познакомиться с историей появления письменности на Руси.
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить задачи, т.е. что будем сегодня исследовать.
-Составьте вопросы из слов.
Когда и почему появился алфавит на Руси?
Как выглядели первые книги?
Какое значение имело появление алфавита и книг для Древней Руси?
-Это главные вопросы урока. Я, надеюсь, что мы сможем дать на них ответы.
-А зачем нам знать о том, как появилась письменность и книги? Почему?
( Каждый человек должен любить свою Родину. А для этого, прежде всего, необходимо знать её историю)
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Работу по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси" будут осуществлять в редакции.
Итак, вы все сотрудники редакции. У нас работают отделы:
Отдел писем.
Исторический отдел.
Отдел любознательных.
Работу по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси" изучать мы будем по такому плану:
1. Работа отдела писем.
2.«Корреспондентское расследование» (Исторический отдел)
3. Работа отдела любознательных.
4.Отчёт о работе редакции.
Эти отделы уже начали работу дома, а сегодня они представят свои работы на уроке.
И расскажем вам, гости любезные,
Старый сказ про дела далекие,
Про дела далекие да великие.
1.Начнем работу с отдела писем
На почту нашего класса поступило видеообращение……(Когда и почему появился алфавит на Руси?) Мы достигли поставленной цели.
Психологическая минутка:
Пускай поднимут правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.
Пусть коснутся кончика носа те, у кого есть белый цвет в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто съел сегодня весь завтрак.
Пусть улыбнутся все, у кого есть кошка.
2.Переходим к работе отдела «Корреспондентское расследование».Где ребята должны были исследовать рукописные книги.
( Как выглядели первые книги?)
Продолжи прдложение.
Для письма на Руси использовался …(пергамен).
Переписчики писали …. (коричневыми) или … (чёрными) чернилами.
Охра- природная краска …(жёлтого) цвета.
Киноварь- природная краска …(оранжево-красного) цвета.
Орудием письма служили ….(гусиные перья).
«Спасибо за работу»
3. Отдел любознательных (Какое значение имело появление алфавита и книг для Древней Руси и в современном мире.) (Письменность и грамотность)
-Какое значение для русского народа имело появление книг и письменности?
(Широкое распространение на Руси получила грамотность.)
Какой же вывод мы сделаем по всей работе наших отделов?
ВЫВОД: книги – сокровище, потому что они были редкие и их материалы стоили дорого.
Из выступления групп мы можем сделать вывод, что книги- произведение искусств.
Книги были большой редкостью, поэтому они стоили очень дорого.
Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветными картинками. Но как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других.
Итог урока. Рефлексия.
Все отделы молодцы . Рабочий день в редакции подходит к концу, давайте подведем итоги.
Сегодня мы побывали в роли корреспондентов и собрали нужную информацию для наших читателей.
Блиц-опрос по материалу урока. Ответьте на вопросы. Правильные ответы поощряются жетонами.
(Жетоны «Спасибо», «За правильный ответ»)
Кто на Руси создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)
Как называлась первая азбука? (Глаголица)
Как называется азбука, благодаря которой появился современный алфавит? (Кириллица)
Что такое летопись? (Летопись - писание событий по годам)
Где велись летописи? (В монастырях)
Кем? (Монахами)
Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)
На чём писали в Древней Руси? (На пергамене).
Что такое пергамен? (Писчий материал из телячьей кожи)
- Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу.