СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси»»



Конспект открытого урока

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»


Цель урока: формировать представления о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Задачи:

1. Формировать представления о Кирилле и о Мефодии как о творцах славянской письменности; о летописях как исторических документах; о рукописных книгах как о настоящих произведениях искусства; обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; умения анализировать, развивать логическое мышление, воссоздающее воображение.

3. Воспитывать интерес к истории как науке, воспитывать коммуникативную культуру; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к Родине.

Планируемые результаты:



Предметные.

  • Формировать умения работать с разными источниками информации.

  • Развивать умения осознанно строить речевое высказывание.

Личностные.

  • Самоопределение и осознание того, что предстоит усвоить.



Метапредметные:



  • Регулятивные УУД:

  • контролировать процесс и результаты деятельности,

  • адекватно оценивать свои достижения.

  • Коммуникативные УУД:

  • слушать и отвечать на вопросы других,

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Познавательные УУД:

  • выполнять учебно-познавательные действия,

  • делать обобщения, выводы,

  • извлекать информацию, описывать,

  • сравнивать.



Оборудование:

- ноутбук,

- экран,

- презентации к уроку :

- учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков,

-«Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков

Приёмы реализации:

  • задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию,

  • выполнение творческих заданий;

Формы организации:

  • групповая работа;,

  • индивидуальная работа,

  • фронтальная работа.

Методы:

  • частично-поисковый,

  • деятельностный,

  • контроля и самоконтроля,

  • словесный,

  • практический (чтение стихов)..

Ожидаемый результат:

  • обучающиеся должны усвоить материал о распространении письменности в Древней Руси, её значении в жизни человека;

  • уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.


Ход урока


Русь моя, любимая Русь!

Смотрю на тебя, безбрежную,

То лиственную, то снежную,

Смотрю и не насмотрюсь.

Величаю тебя опять,

Дорогая земля былинная, —

Славлю каждую высь и пядь, -

Любуюсь полями, долинами.

Славлю каждую тропку твою,

Славлю раннюю зорьку каждую,

С неустанной душевной жаждою

Светлый стих из ромашек вью...


    Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас

чувство гордости. Немного воображения... и прошлое «оживет» перед вашими глазами.


  1. Организационный момент 5-7мин


Добрый день, у нас гости, повернитесь, улыбнитесь и поприветствуйте их кивком головы.

Чтобы поднять настроение, поиграем в игру «Комплимент»

Все мальчики нашего класса самые………. У( Умные, удивительные, улыбчивые)

Все девочки нашего класса самые.. .Р (Радостные, решительные)

Все гости нашего класса самые ….А (Аккуратные, активные)

-Получилось слово «УРА», чтобы на уроке все было на «ура» пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения

Я знаю, что работая вместе на уроке, мы сможем открыть много удивительных знаний, отправляясь в путешествие в прошлое нашей страны.


  1. Актуализация опорных знаний


- Какой период истории вы изучаете? Древняя Русь.

- Я пришла на урок не с пустыми руками. У меня сундучок в котором хранятся вещи, о которых будем говорить на уроке.


Загадка: Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней?(КНИГА)

-Дополните, пожалуйста, предложение словом.

«Из …… сокровищницы Древней Руси»

-Подберите однокоренное имя существительное к слову «сокровищница».

Ученик: Сокровище

- Сокровище-это что?

Ученик: Сокровище - драгоценность, дорогая вещь.

- А сокровищница?

Ученик: Сокровищница– место хранения сокровищ.

- Значит, мы будем говорить о СОКРОВИЩАХ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

- А как вы думаете, что могло быть сокровищем в древней Руси?

(высказывания детей)

- Значит, книга на Руси была сокровищем.

-Предположите ребята, почему книга в Древней Руси была сокровищем? 

(Наверное, потому что они были редкие, не было письменности.)


(ЕЁ ребята дарили на свадьбу молодожёнам, как самый дорогой подарок. ЕЁ первой выносили при пожаре из дома.)

- Сейчас такое-же отношение к книгам?


-Мы должны знать о том, как появилась письменность и книги? Почему?

( Каждый человек должен любить свою Родину. А для этого, прежде всего, необходимо знать её историю)

III. Самоопределение к деятельности

- Какую цель мы поставим перед собой? 

Познакомиться с историей появления письменности на Руси.

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить задачи, т.е. что будем сегодня исследовать.


-Составьте вопросы из слов.

  1. Когда и почему появился алфавит на Руси?

  2. Как выглядели первые книги?

  3. Какое значение имело появление алфавита и книг для Древней Руси?

-Это главные вопросы урока. Я, надеюсь, что мы сможем дать на них ответы.

-А зачем нам знать о том, как появилась письменность и книги? Почему?

( Каждый человек должен любить свою Родину. А для этого, прежде всего, необходимо знать её историю)







Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…


Работу по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси" будут осуществлять в редакции.

Итак, вы все сотрудники редакции. У нас работают отделы:

  • Отдел писем.

  • Исторический отдел.

  • Отдел любознательных.

Работу по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси" изучать мы будем по такому плану:

1. Работа отдела писем.

2.«Корреспондентское расследование» (Исторический отдел)

3. Работа отдела любознательных.

4.Отчёт о работе редакции.

Эти отделы уже начали работу дома, а сегодня они представят свои работы на уроке.

И расскажем вам, гости любезные,

Старый сказ про дела далекие,

Про дела далекие да великие.



1.Начнем работу с отдела писем

На почту нашего класса поступило видеообращение……(Когда и почему появился алфавит на Руси?) Мы достигли поставленной цели.



Психологическая минутка:

Пускай поднимут правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснутся кончика носа те, у кого есть белый цвет в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто съел сегодня весь завтрак.

Пусть улыбнутся все, у кого есть кошка.

2.Переходим к работе отдела «Корреспондентское расследование».Где ребята должны были исследовать рукописные книги.

( Как выглядели первые книги?)


Продолжи прдложение.

Для письма на Руси использовался …(пергамен).

Переписчики писали …. (коричневыми) или … (чёрными) чернилами.

Охра- природная краска …(жёлтого) цвета.

Киноварь- природная краска …(оранжево-красного) цвета.

Орудием письма служили ….(гусиные перья).

«Спасибо за работу»


3. Отдел любознательных (Какое значение имело появление алфавита и книг для Древней Руси и в современном мире.) (Письменность и грамотность)

-Какое значение для русского народа имело появление книг и письменности?

(Широкое распространение на Руси получила грамотность.)


Какой же вывод мы сделаем по всей работе наших отделов?


ВЫВОДкниги – сокровище, потому что они были редкие и их материалы стоили дорого.

Из выступления групп мы можем сделать вывод, что книги- произведение искусств.


Книги были большой редкостью, поэтому они стоили очень дорого.


Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветными картинками. Но как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других.

Итог урока. Рефлексия.

Все отделы молодцы . Рабочий день в редакции подходит к концу, давайте подведем итоги.

Сегодня мы побывали в роли корреспондентов и собрали нужную информацию для наших читателей.



Блиц-опрос по материалу урока. Ответьте на вопросы. Правильные ответы поощряются жетонами.

(Жетоны «Спасибо», «За правильный ответ»)

  1. Кто на Руси создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)

  2. Как называлась первая азбука? (Глаголица)

  3. Как называется азбука, благодаря которой появился современный алфавит? (Кириллица)

  4. Что такое летопись? (Летопись - писание событий по годам)

  5. Где велись летописи? (В монастырях)

  6. Кем? (Монахами)

  7. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)

  8. На чём писали в Древней Руси? (На пергамене).

  9. Что такое пергамен? (Писчий материал из телячьей кожи)

- Где можно применить новые знания?

Оцените свою работу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!