СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Коррупция: зло, с которым надо бороться или неизбежность?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Коррупция: зло, с которым надо бороться или неизбежность?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чекулинская основная школа

Смоленского района Смоленской области








Конспект открытого урока

"Коррупция: зло, с которым надо бороться или неизбежность?"










Учитель: Трушина О.И.






д. Чекулино,

2020/2021 учебный год

Конспект урока: "Коррупция: зло, с которым надо бороться или неизбежность?" Цели урока: Донести до подростков понятие о коррупции, продолжить формирование представлений о необходимости соблюдения законов, борьбы с коррупцией не только государственными органами, но и самими гражданами; Продолжить формирование правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;
  1. профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь, незапятнанная репутация;

  2. развивать умение рассуждать и критически мыслить

Тип урока: урок – дискуссия


Оборудование:

- проектор;

- компьютер и экран;

-презентация, созданная в программе PowerPointMicrosoftOffice;

- желтые и зеленые жетончики;

- эпиграфы на доске


Предварительная подготовка: класс был разделен на 2 команды. Учащиеся подбирали материал и информацию в соответствии с той точкой зрения, которую они будут отстаивать на уроке.

«Коррупция не только указывает обществу неправильный путь,
но также подрывает государственную легитимность,
поддерживает дурные образцы в государственном управлении
и показывает плохой пример будущим поколениям.
Она заражает. ...»
Кайден, Двиведи, Джаббра

«Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно простое наше воинство…»

(Б. Окуджава)





Этапы урока:

Этапы работы


Деятельность на уроке

Отведенное время

1.

Организационно-мотивационный.

Вступительная беседа. Определение темы урока. Целеполагание. Постановка проблемы.

5 минут

2.

Работа в группах по поставленной проблеме. Определение своей позиции и поиск аргументации своей точки зрения.

5-7 минут

3.

Дискуссия. Определение способов борьбы с коррупцией. Представление и анализ диаграммы – социологического опроса

25 минут

4.

Проведение игры с использованием проблемных карточек


12 минут

5.






Ход урока:

  1. Постановка проблемы.

  1. Изложение нового материала

а) Понятие коррупции.

б) Постановка проблемы

  1. Дискуссия в группах.

  2. Анализ социологического опроса.

  3. Закрепление.


1.Постановка проблемы.

Слайд 1. ( карикатуры, фотографии, посвященные теме)

После просмотра слайда учащиеся определяют тему урока.

Учитель: Сегодня предмет нашего обсуждения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбран не случайно.

-Почему во всех школах Смоленска проводят антикоррупционные уроки?

Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований.

А)- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое Коррупция?» (ответы детей)

  1. а) Понятие коррупции

Слайд 2. ( определение коррупции)

"Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами". (словарь русского языка Ожегова С.И.)

Коррупция - как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением ( из резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года)


Б) Постановка проблемы перед учащимися.

Коррупция: зло, с которым надо бороться или неизбежность?


3. Дискуссия в группах (если команда смогла отстоять свою точку зрения, ответить на вопросы оппонентов, то она получает жетончик соответствующего цвета).

1 команда: Коррупция – огромное зло. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Общество молчит и занимается мелким «крысятничеством»: взятка преподавателю, врачу, чиновнику, судье... Мы - молчим, соглашаемся, с интересом читаем из прессы об очередном беспределе.

Коррупция разъедает общество изнутри, а мы перестаем адекватно реагировать. Нам нужны разъяснения очередных антикоррупционных инструментов, возможно даже правильных. Но они не будут работать, если, используя их, будут ловить мелкую сошку за взятку в виде коробки конфет.

Эти разъяснения будут ложиться бездейственным грузом на нашу оскудевшую мораль, пока мы не возмутимся. Степень нашего возмущения заставит применить действующий закон к реально осуществимым преступлениям, без защиты хитро прописанными уловками в законе.


2 команда: Если вы говорите что коррупция зло, то как с этим злом бороться?


1 команда : для уменьшения коррупции сама власть, на разных ее уровнях, должна стать доступной, открытой и прозрачной.

Слайд 3. Усовершенствование законов

  • Уменьшить количество чиновников

  • Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)

  • Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.

  • Открытость в СМИ

  • Не давать и не брать взяток

  • Сделать наказания за коррупцию неотвратимыми и адекватными.

То есть вести работу по двум направлениям:

1. Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону

2. Усовершенствование государственной власти

2 команда: Разве в нашем государстве не ведется такая борьба с коррупцией?

2008 год заложил неплохой фундамент для введения новых механизмов для борьбы с коррупцией. Так, 12 декабря 2008 года принят Федеральный закон 273-ФЗ “О противодействии коррупции” ( Слайд 4), а чуть ранее Президентом РФ был обнародован национальный план по борьбе с коррупцией(который доработан в 2010 году), внесены соответствующие поправки во многие федеральные законы. Учителя, родители воспитывают в нас непримиримость к взяткам и коррупции в целом.

Вспомним, историю нашего государства. Коррупция всегда жестоко каралась, вплоть до смертной казни. Так после бунта 1648 года наиболее запятнавшие себя «коррупционеры» были отданы на растерзание толпе. В дальнейшем наличие коррупции многократно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствуют многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, а также создание различных комитетов для изучения причин лихоимства и выработки мер по его искоренению. Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ в. взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветали.
Но, несмотря на все эти меры, коррупция до сих пор процветает. Следовательно, она неизбежна.

1 команда: мы говорим о жестких наказаниях, применяемых против коррупционеров, говорим о работе государства в противокоррупционной борьбе. Но, по – нашему мнению, начинать надо не с этого.

  1. Анализ социологического опроса.

Мы провели социологический опрос среди учащихся 8-х классов. Мы задали им три вопроса (Слайд 5-6)

Вопросы социологического опроса

1. А)Готовы ли вы дать взятку работнику ГАИ, если нарушили правила дорожного движения?

Б) Будете ли вы осуждать работника ГАИ, который берет взятки?

2. А) Готовы ли вы дать взятку для поступления в престижное учебное заведение?

Б) Будете ли вы осуждать преподавателя ВУЗа, который берет взятки?

3. А) Готовы ли вы дать взятку врачу если это жизненно необходимо?

Б) Будете ли вы осуждать врача, который взял эти деньги?







































Учащиеся анализируют результаты опроса.

Мы осуждаем коррупцию, осуждаем взяткополучателей. Но посмотрите на диаграмму, мы сами готовы давать взятку. А коррупционер – это не только тот, кто берет взятку, но и тот кто ее дает. Следовательно борьбу с коррупцией нужно начинать с себя, с своего сознания, своих моральных качеств. Только тогда действия государства против коррупции будут эффективны.

Учитель: правильно заметил Дмитрий Анатольевич Медведев, что «коррупция должна стать не просто незаконной, она должна стать неприличной»

Слайд 7. Выступление президента РФ - Д.А. Медведева.

Учитель: от нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

Вспомним, что не только от общества и государства, но и от самого человека зависит будет ли в его жизни совесть, благородство, достоинство.

  1. Закрепление

Каждая команда определяет название своего предприятия. После прочтения карточки каждая команда сдает на листе свой ответ. Учитель подсчитывает баллы и определяет эффективность работы предприятия.

Проблемные карточки
1. Один не слишком порядочный, но влиятельный политик просит вас поддержать его избирательную кампанию. Если он будет избран, ваше предприятие получит дотацию на развитие производства.
А. Отказываете ему.
Б. Поддерживаете его.

2. Вы узнаете, что один из ваших финансистов ранее обвинялся в крупном хищении имущества предприятия, но был оправдан.
А. Оставляете его работать.
Б. Не рискуете и немедленно снимаете его с этой должности.

3. На вашем предприятии освободилась должность менеджера. Во время рассмотрения кандидатур к вам обратился коммерческий директор вашего предприятия с просьбой принять на эту должность своего брата, молодого специалиста, недавно окончившего ВУЗ.
А. Принимаете на должность менеджера более опытного, но незнакомого сотрудника.
Б. Назначаете на освободившуюся должность родственника коммерческого директора.

4. Вы узнаете, что профсоюзный лидер критикует политику вашего предприятия и призывает к забастовке.
А. Идете на уступки профсоюзу.
Б. Увольняете его, найдя какое-нибудь оправдание.

5. В городе, где находится ваша кампания, проходит семинар на тему, связанную с вашей деятельностью. Однако количество мест для участников семинара очень ограничено. Для того чтобы попасть на семинар необходимо собрать некоторые документы, на что может потребоваться значительное количество времени, и вы можете не попасть в число участников семинара. Одним из организаторов семинара является ваш бывший одноклассник.
А. Собираете необходимые документы.
Б. Пытаетесь попасть в число участников семинара, используя личные связи.

6. Ваша кампания импортирует продукты питания. Поставщики задерживают очередную партию товара. Оформление документов на вывоз товара занимает довольно-таки длительное время, в течение которого продукты могут испортиться.
А. Отказываетесь от импорта.
Б. Пытаетесь договориться с таможней о вывозе товара без необходимой документации.

7. При заключении государственного контракта с вашей кампанией должностное лицо требует ряда льгот на услуги, предоставляемые вашей кампанией.
А. Отказываете в предоставлении льгот.
Б. Предоставляете льготы.

8. При заключении договора о сотрудничестве с вашей кампанией ваши деловые партнеры настаивают на оформлении всеми вашими сотрудниками личных медицинских книжек.
А. Предоставляете вашим сотрудникам возможность пройти медицинский осмотр в рабочее время.
Б. Оформляете медицинские книжки у знакомого работника поликлиники за небольшую плату.

9. Для участия вашей кампании в широкомасштабном проекте вам требуется дипломированный специалист.
А. Отправляете одного из своих сотрудников на обучение по данной специальности.
Б. Покупаете диплом для одного из сотрудников.

10. Вы планируете расход кампании на будущий год.
А. Все средства планируете истратить на развитие производства, уплату налогов, социальную сферу.
Б. Часть средств выделяете на поддержку различных политических партий и должностных лиц, рассчитывая на их поддержку.

Оплата работы предприятия
5 ходов - 1500 единиц;
6 ходов - 1400 единиц;
7 ходов - 1300 единиц;
8 ходов - 1200 единиц;
9 ходов - 1100 единиц;
10 ходов - 1000 единиц.

Характеристики команд
5-6 ходов (1400-1500 единиц). Ваши решительные действия помогли вашему предприятию успешно работать, но все ли в жизни имеет тот, кто имеет деньги? Советуем задуматься над стратегическими целями и последствиями вашей социальной политики.

7-8 ходов (1200-1300 единиц). Вы старались действовать как можно рациональнее, разумнее, но, тем не менее, не игнорировали нужды ваших работников и мнение окружающих, а ведь имидж предприятия - это уже половина успеха.

9-10 ходов (1000-1100 единиц). Вы очень милосердны и великодушны. Вы стремитесь помочь каждому, если имеете такую возможность. Но, к сожалению, всем помочь нельзя. Нередко своим великодушием вы ставите в трудное положение предприятие и тех, кто на нем работает. Не попробовать ли вам себя в какой-нибудь другой сфере, в социальной работе, например?

2 круг
Проблемные карточки
1. К вам вот-вот нагрянет налоговая инспекция. Налоги очень высоки.
А. Нанимаете хорошего бухгалтера (хоть это и дорого), который найдет основания для законного снижения налогов.
Б. Исправляете свои документы, занижая доходы предприятия.

2. У вас большие долги. В банке кредит не дают, а решение нужно принимать быстро. Ваш знакомый (он связан с "криминалом") предлагает вам взаймы.
А. Отказываетесь от предложения.
Б. Берете деньги и расплачиваетесь с долгами.

3. На рынке появилась фирма, которая продает продукцию аналогичную вашей дешевле.
А. Пытаетесь снизить себестоимость продукции.
Б. Используя "компромат", вынуждаете конкурентов идти на ваши условия.

4. Вы не выполнили обязательства договора, и ваш партнер подал на вас в суд. Через третьих лиц вы узнаете, что ваше дело плохо, но можно дать судье взятку.
А. Играете честно, полагаясь на своего адвоката.
Б. Даете взятку.

5. В конкурирующей фирме работает ваша старая приятельница. Недавно эта фирма резко увеличила популярность своей продукции за счет повышения ее качества.
А. Вкладываете деньги в исследования, пытаясь добиться таких же результатов.
Б. Просите (за вознаграждение) свою знакомую рассказать вам, в чем секрет их успехов.

6. Вы являетесь одной из пяти кампаний, претендующих на заключение государственного контракта. Вы узнаете, что в обмен на выплату должностному лицу суммы в 10% от цены контракта ваши шансы на победу в конкурсе существенно возрастут.
А. Выплачиваете 10% суммы должностному лицу.
Б. Играете честно, полагаясь на собственные силы.

Оплата работы предприятия
3 хода - 1800 единиц;
4 хода - 1600 единиц;
5 ходов - 1400 единиц;
6 ходов - 1200 единиц;

Характеристики команд
3-4 хода. "Методы", которые вы использовали систематически для решения своих проблем, очень заинтересовали правоохранительные органы. Председатель кампании должен пойти в полицию. Представители таких кампаний подходят к ведущему и кидают кубик. Если выпало нечетное число, то они освобождаются от всяких обвинений, если четное, то тянут карточку с обозначением меры наказания для кампании. Варианты санкций: 1. - вы лишаетесь всех денег, заработанных в 1-м круге. 2. - вы лишаетесь всех денег, заработанных во 2-м круге. 3. - вы попадаете в тюрьму и лишаетесь всех денег.

5 ходов. В общем и целом вы предпочитаете честную борьбу, но помните, что и один неверный шаг может иметь самые серьезные последствия. Вы присуждаетесь к штрафу в 200 единиц.

6 ходов. Вы принимаетесь в Гильдию добросовестных предприятий, поскольку проблемы вы решаете, не обходя закон и заботясь о своих потребителях. Гильдия выделяет вам дотацию в 200 единиц.

По итогам игры следует обсудить несколько вопросов:
– Какую тактику продвижения в экономическом пространстве выбрала каждая команда, изменилась ли она после первого круга?
– Каким образом принимались решения в группах?
– Из чего исходили участники игры при принятии решений?
– Всегда ли то, что кажется выгодным в данную минуту, действительно более выгодно?
– К каким последствиям может привести коррупция в экономике?
В том случае если победившей оказалась та команда, которая регулярно совершала коррупционные действия, а в полиции ей просто повезло, то в итоговом обсуждении следует затронуть вопрос о том каковы должны быть законы и механизмы борьбы с коррупцией.

Д/з. Эссе «Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно простое наше воинство…»

(Б. Окуджава)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!