СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока литературы в 5 классе "Герои земли русской в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока литературы в 5 классе "Герои земли русской в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"»

Конспект открытого урока литературы в 5 классе



Тема: «Герои земли русской в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели:

Образовательная:

- познакомить с событиями Отечественной войны 1812 года;

- расширить знания учащихся о творчестве Лермонтова, истории нашей Родины.

Развивающая:

- продолжить работу по обучению выразительному чтению стихотворения, анализу, сопоставлению;

- формировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

- развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать).

Воспитывающая:

- воспитывать патриотизм, интерес к истории страны, к творчеству Лермонтова;

- воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к литературе.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- электронная презентация стихотворения «Бородино»;

- наглядное пособие (рисунки учащихся);

- репродукции (картины, портрет Лермонтова);

- фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение».



Ход урока:

  1. Организационный момент



а) проверка готовности класса к уроку;

б) психологическая установка на восприятие нового материала.



2. Актуализация знаний

а) проверка домашнего задания;

Рассказ о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (монологическая речь учащегося).



3.Формирование новых знаний, умений навыков.



Инсценировка (два ученика в костюмах солдат)

1 ученик:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»



2 ученик:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!



- Скажите, ребята, кто знает из какого стихотворения эти строки? Как оно называется? Кто его автор?

( Ответы учащихся)

Именно о Лермонтове и его стихотворении «Бородино» мы будем говорить на нашем уроке.



- О каких исторических событиях рассказывается в этом стихотворении? (О военных событиях Отечественной войны 1812 года).



- Кто действующие лица сражений? (Простые русские солдаты, настоящие герои). Именно о них пойдет речь сегодня на уроке. «Герои земли русской в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».



Определение целей и задач урока.



- Какова цель нашего урока? Что мы на уроке должны сделать, чтобы этой цели достичь? Чему должны научиться?

( Знать о событиях Отечественной войны 1812 года, узнать новые факты из биографии Лермонтова).



- Какими способами мы достигнем данной цели? Какую работу должны проделать?

( Выразительно читать, производить анализ, отвечать на вопросы, находить изобразительно-выразительные средства, определять тему и идею стихотворения).



Что вы знаете о событиях Отечественной войны 1812 года?



Исторический комментарий о Бородинском сражении (заранее подготовленные к уроку сообщения учащихся)



1 ученик:

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французские войска зачитали приказ Наполеона, который пытался поднять в них боевой дух. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск чудотворную икону Смоленской Божьей матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.



2 ученик:

Вот как вспоминает сражение один из очевидцев: « Трудно представить себе ожесточение с обеих сторон в Бородинском сражении. Многие побросали свои оружия, сцеплялись друг с другом. Душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой. Раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском».



3 ученик:

Потери русских составили 46 тысяч человек. Французы потеряли от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских осталось не более 5 тысяч человек, у французов - вся гвардия (19 тыс. человек).



Прослушивание стихотворения «Бородино» в актерском исполнении.

Словарная работа. В стихотворении встретилось очень много непонятных слов. Обратимся к вашим рисункам. Нужно было найти в словаре значение слова и нарисовать предмет, который это слово означает.

Редут – полевое укрепление.

Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского оружия.

Бивак – стоянка войска под открытым небом.

Кивер – высокий круглый головной убор из твердой кожи.

Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.

Сеча - битва.

Хват - удалой, смелый человек.



  1. Формирование умений и навыков.

Работа в парах.

Соединить слова с их лексическим значением.

Редут артиллерийский снаряд

Картечь полевое укрепление

Лафет удалой, смелый человек

Бивак высокий круглый головной убор из твердой кожи.

Кивер стоянка войска под открытым небом.

Улан, драгун битва

Сеча так называли солдат кавалерийских частей

Хват станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского оружия.

Проверка выполнения задания.

Физкультминутка.

Проведем разминку. (Выпрямим спины, сядем ровно)

Закончим стихотворные строки в рифму.

Закроем глаза и представим себе,

Что эти стихи о страшной (войне).

Оно об одном очень жутком сражении (сжать руки в кулаки)

Возьмём себя в руки и прочь (поражение).

( Посмотрим друг на друга, улыбнемся).

Мы встали и мира, создав территорию,

Продолжим урок. Обратимся к истории.

Работа в группах. Вопросы для каждой из трёх групп:

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?



  1. От чьего лица ведется повествование? Что этим достигается? Каким вы представляете себе рассказчика? (Портрет; характер: спокойный, уверенный, усталый, с житейской мудростью).





  1. На героя каких произведений УНТ похож старый солдат? Почему?

  2. Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? (« звучал булат», «картечь визжала», «и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Какие согласные звуки повторяются чаще и почему?



  1. Прочитаем 7 и 8 строфы. Почему в 7строфе много прилагательных, а в 8 много глаголов?





  1. Есть ли в стихотворении просторечные слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы? («ушки на макушке», «ну ж был денёк», «басурман», «мусью», «заутра»). Всё это придаёт народность речи.



  1. Найдите сравнения («французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени»).





  1. Найдите в тексте эпитеты («дым летучий, могучее, лихое племя, русский бой удалый, рукопашный бой»).



  1. Присутствуют ли в стихотворении олицетворение? («картечь визжала», «и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»).





  1. Найдите в тексте метафору: «он спит в земле сырой», гиперболу: «и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».



  1. О каких чертах народного характера говорится в стихотворении? (отвага, храбрость, мужество, решительность, стремление отстоять свободу Родины любой ценой).





  1. Как мы называем человека, обладающего такими чертами характера? (патриот).



Вывод: Герои тех событий – простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты. Это и отразил в своем стихотворении Лермонтов.

Идея стихотворения: стихотворение пронизано чувством любви к Родине и гордостью за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

  1. Итог урока. Рефлексия.

*сегодня я узнал…

* было трудно…

* я понял, что…

* я научился…

* я смог…

* было интересно узнать, что…



- Стало ли понятным стихотворение после работы на уроке?



Тест

  1. Бородино – это

А) деревня под Смоленском

Б) село под Москвой

В) город под Вязьмой

2. Главнокомандующим русскими войсками во время Бородинского сражения был

А) Александр Суворов

Б) Михаил Кутузов

В) Георгий Жуков

3. «Бородино» было написано

А) сразу после сражения

Б) во время сражения

В) через 25 лет после сражения

4. Стихотворение «Бородино» принадлежит к роду литературы

А) лирика

Б) эпос

В) драма

5. По жанру «Бородино»

А) рассказ

Б) баллада

В) элегия

6. Рассказчиком в стихотворении является

А) Кутузов

Б) Лермонтов

В) старый солдат

7. Военная специальность героя стихотворения

А) артиллерист

Б) пехотинец

В) кавалерист

8. Стоянка под открытым небом

А) редут

Б) бивак

В) кивер

9. Сеча – это

А) удалой человек

Б) сражение

В) полевое укрепление

10. Персонаж, которому принадлежат слова: « Ребята, не Москва ль за нами?»

А) драгун

Б) полковник

В) Кутузов

Проверка теста. Учащиеся называю количество допущенных ошибок.



  1. Домашнее задание. По выбору выучить любой отрывок.

  1. Комментирование оценок.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!