МОУ "Мочалищенская СОШ"
Звениговский район
республика Марий Эл
Конспект открытого урока
по математике
1 класс
по теме
Таблица сложения
УМК «Школа России»
Подготовила учитель
начальных классов
высшей квалификационной категории
Еремеева Л.В.
Мочалище, 2019
Информационный план-проспект урока
Ф.И.О. учителя: Еремеева Любовь Владимировна Предмет: математика
Дата проведения: 18 апреля 2019 года
Место проведения: МОУ «Мочалищенская СОШ» кб.№7
№ | | Описание |
| Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Класс | 1 класс |
| Тема | Таблица сложения |
| Образовательная программа, автор | Государственная образовательная программа для общеобразовательных учреждений "Школа России" по учебнику М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" ч.2 |
| Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Раздел "Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание" 8 урок. |
| Универсальные учебные действия | Личностные | Осваивать новые социальные роли и правила. Воспринимать одноклассника как человека своей команды; Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. |
Регулятивные | Принимать участие в обсуждении и формулировке цели урока; Выполнять работу в группе, помогая друг другу; Участвовать в оценке и обсуждении результата урока. |
Познавательные | Составлять, понимать и объяснять алгоритм при работе с конкретным заданием; Читать и объяснять информацию, заданную с помощью текста карточки. |
Коммуникативные | Активно участвовать в общей дидактической игре «ученик – ученик», «ученик – консультант», организованной педагогом; Активно участвовать в обсуждении, возникающем в ходе урока; четко и ясно формулировать вопросы и ответы по материалу урока. |
| Определение ценностных основ, цели и задачи урока Цель: Задачи: Образовательные Развивающие Воспитывающие | Цель урока: организация деятельности обучающихся по приобретению знаний и умений в составлении и пользовании таблицей сложения. Задачи: Образовательные: сформировать способность к использованию таблицы сложения для определения результатов действий сложения и вычитания; систематизировать знания детей о способах складывания чисел с переходом через десяток; закреплять навыки счёта в пределах 20; устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Развивающие: развивать математическую речь, логическое мышление, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развивать память, внимание, творческие способности. Воспитывающие: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе, прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ. |
| Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса | Основной дидактический метод: деятельностный подход – основной способ приобретения знаний |
Частные методы и приемы: - самостоятельная работа - диалог «ученик – консультант» |
| Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах | План урока 1. Организация учебного занятия (1 минута); 2. Актуализация знаний ( 9-10 минут); 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (3 минуты); 4. Повторение усвоенных знаний - самостоятельная работа учащихся в группах (10 минут); 5 Первичная проверка понимания (2-3 минуты);- работа по составленной таблице сложения 6. Физкультминутка (1-2 минуты); 7. Закрепление полученных знаний (7-8 минут) 8. Итоги урока, рефлексия (2 минуты). |
| Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | 1. Технология коллективной мыслительной деятельности – при формулировании цели и задач урока позволяет формировать регулятивные УУД. 2. Технология групповой работы на протяжении всего урока - формирование коммуникативных УУД. 3. Технология оценивания (ТО) образовательных достижений (учебных успехов – УУ) позволяет применить алгоритм по развитию у учащихся умения самооценки, взаимооценки. 4. Технология проблемно-диалогического обучения |
| Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения | 1. Учебный материал и задания позволяют составить таблицу сложения, развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией (познавательные УУД). 2. Организация на уроке индивидуально-групповой работы определяет общие для всех людей правила поведения при работе с консультантом, друг с другом (личностные УУД). 3. ИКТ средства (презентация) учит отличать новое от уже известного, повышает эффективность и плотность урока. 4. Средства здоровьесбережения – расширяют набор ценностных ориентиров. |
| Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения | Основным содержанием урока служит учебный материал, задания учебника М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" ч.2 Ведущими технологиями проведения урока является технология индивидуально-групповой работы. |
| Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории | В зависимости от аудитории и подготовленности класса возможно проведение урока на основе деятельностного подхода, но в форме письменной самостоятельной работы после фронтальной работы с классом. |
| Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов | Решение жизненных компетентностных заданий (на предметном и межпредметном материале) в соответствии с целью и задачами урока, линиями развития средствами предмета, но не всеми обучающимися, тем не менее, будут способствовать продвижению всех обучающихся к новым образовательным, личностным и метапредметным результатам. |
Ход урока:
1. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ (на слайде1)
-Придумано кем-то
-Просто и мудро
-При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
-Доброе утро улыбчивым лицам,
-И каждый становится
-Добрым, доверчивым…
-Доброе утро длится до вечера.
-Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.
-Здравствуй, мир!
-Здравствуй, свет!
-Здравствуй, добрый человек!
-Когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья и мира родным, близким, знакомым и незнакомым людям, матушке природе. Как приятно произносить такие слова и как приятно их слышать!
- У вас на партах лежат карточки красного, зелёного и жёлтого цветов.
- Кто думает, что у него всё получится на уроке, что он справится со всеми заданиями, поднимите зелёный квадрат.
- Кто думает, что на уроке он встретится с трудностями, поднимите жёлтый цвет.
- А кто неуверен в себе и боится двигаться вперёд, поднимите красную карточку.
-Я желаю вам удачи, думаю у нас всё получится!
2. Актуализация знаний
УЧИТЕЛЬ (на слайде2)
Сегодня у нас необычный урок математики. Вы любите сказки? Хотите расскажу вам сказку? Слушайте!
В одном королевстве жил-был король со своей королевой, и было у них две дочки, две маленьких принцессы, Ника и Лика. Внешне принцессы были очень похожи одна на другую: розовые щёчки, светлые кудряшки, но вот по характеру они были совершенно разными.
Ника была очень вежливой, со всеми всегда здоровалась, говорила «спасибо», «пожалуйста», «извините». И всё всегда с улыбкой.
Лика же наоборот совсем не знала вежливых слов. Вместо того, чтобы говорить «пожалуйста» она топала ножкой и требовала: «Принесите да подайте!». Казалось, что про «спасибо» она вообще никогда не слышала. Да и грубила всем подряд направо и налево.
Один раз отправились принцессы Ника и Лика в близлежащий лес на прогулку. Погода стояла чудесная, птички щебетали, бабочки порхали над цветами! Лика ушла вперёд, а Ника задержалась посмотреть на пчёлок, собирающих мёд. Вышла Лика на полянку и увидела, что посреди неё лежит, отдыхает огромный Дракон.
СЦЕНКА (выступают заранее подготовленные ученики)
— Ну-ка отойди! Мне пройти надо! – грубым голосом сказала принцесса Дракону.
— А что, волшебного слова ты не знаешь? – спросил её Дракон.
— Какого-такого волшебного слова?! Ты что, не слышал, что я тебе сказала отойти, — ответила Лика.
— Ну и грубиянка, — ответил Дракон, но подвинулся, чтобы дать принцессе пройти.
Лика прошла поляну, а потом, повернувшись к нему, произнесла:
— Развалился здесь, и ещё каких-то волшебных слов требует! Противный дракон!
Тут Дракон не выдержал и поднялся на лапы. Его голова нависла над принцессой.
— Это что ещё за невежливая девчонка?! Вместо того, чтобы мне спасибо сказать, она ещё и обзывается! Вот я сейчас тебя съем! Терпеть не могу таких невоспитанных! – заревел он и разинул пасть.
Принцесса Лика сильно испугалась, что Дракон сейчас, и правда, съест её. Тут вдруг за спиной у Дракона раздался приятный тоненький голосок принцессы Ники:
— Здравствуйте! Не ешьте, пожалуйста, мою сестру. Извините её.
— Это твоя сестра? – удивился Дракон. – Как же так получилась, что ты такая воспитанная девочка, а она грубиянка?
— Не знаю, — пожала плечами Ника, — никто в нашем королевстве этого понять не может.
Хм…, — почесал Дракон затылок своей задней лапой. – Мне кажется, что я понял, в чём дело.
Она должна пройти через сказочный лес, выдержав его испытания. Тогда она станет доброй и вежливой девочкой.
УЧИТЕЛЬ
-Ну, ребята, поможем Лике пройти испытания сказочного леса?. Тогда отправляемся в путь. Но мы любим играть, поэтому будем соревноваться. Посмотрим, кто из трех групп быстрее пройдет испытания сказочного леса и поможет Лике стать хорошей девочкой!
3. Устный счет (на слайде4-5)
КАРТОЧКА№1 ( выдается всем 3 группам)
У каждой группы свое название. Сложите буквы по порядку их номеров и прочитайте их название. (Показать результат на слайде)
1-я команда "ДОБРО", 2-я команда "БРАВО", 3-я команда "Благо".
УЧИТЕЛЬ
-Итак, отправляемся в лес. (включаю музыку: «Пение птиц») (на слайде 6)
-Вот мы и попали в сказочный лес Как в нем себя нужно вести? Тихо, ничего не ломать, не разрушать чужие дома, не забирать лесных жителей домой.
-Будем спешить, но тихо, никому не мешая. Посмотрите, как красиво. Вокруг цветут цветы, порхают бабочки, поют птицы, ползают насекомые.
-Но здесь кого-то не хватает.
-Кого? (зверей)
-Чтобы узнать, кто первый из зверей встретится в лесу, отгадайте загадку:
Слайд7
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса
Кто это? (Лиса)
-Нам нужно расшифровать вежливые слова
НА ДОСКЕ (эстафета по группам) написать мелом. (Показать результат на слайде8)
7 | + | 3 | = | | г | | | |
1 | + | 7 | = | | а | | | |
3 | + | 6 | = | | л | | | |
8 | - | 2 | = | | д | | | |
16 | - | 16 | = | | б | | | |
12 | - | 0 | = | | р | | | |
9 | - | 4 | = | | о | | | |
5 | + | 2 | = | | ю | | | |
0 | 9 | 8 | 10 | 5 | 6 | 8 | 12 | 7 |
б | л | а | г | о | д | а | р | ю |
1команда 2 команда
4 | + | 2 | = | | о | |
9 | + | 1 | = | | с | |
7 | - | 7 | = | | а | |
6 | + | 3 | = | | и | |
8 | + | 2 | = | | с | |
15 | - | 0 | = | | п | |
8 | - | 3 | = | | б | |
10 | 15 | 0 | 10 | 9 | 5 | 6 |
с | п | а | с | и | б | о |
3 команда
10 | - | 1 | = | | е | |
8 | + | 2 | = | | о | |
13 | - | 13 | = | | м | |
18 | + | 0 | = | | л | |
7 | - | 4 | = | | д | |
5 | + | 5 | = | | о | |
6 | + | 2 | = | | ц | |
0 | 10 | 18 | 10 | 3 | 9 | 8 |
м | о | л | о | д | е | ц |
-Подводим итоги. (На доске ставлю балы).
4. Минутка чистописания.
УЧИТЕЛЬ
-Ну, вот несколько слов мы нашли. Отправляемся дальше. Нам встретилась речка. (СЛАЙД 9) Давайте построим мост. Из чего мы можем построить мост? -Правильно, из цифр. Открываем тетрадку, записываем число.
-Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет? (9) (слайд10)
-В какую цифру она может превратиться? (6)
-На сколько же 9 больше, чем 6?
-Посмотрите, как правильно писать цифру 9.
- Пропишите цифру 9, чередуя количество: сначала одну, потом две, затем три: (показ 9 99 999)
-Посмотрите на нижний ряд чисел: 15 25 35 45
-Какую закономерность вы заметили? Что происходит с числами?
-Продолжите эту закономерность
-Проверьте, у вас так?
5 Постановка целей и задач урока
УЧИТЕЛЬ
Длинноухий, длинноногий
Скачет, быстро по дороге
Всё боится побегайчик
Отгадайте, кто он…. (Зайчик) (на слайде 11)
-Зайчик предлагает нам узнать на какую тему встретятся сегодня испытания в сказочном лесу.
-Какое слово не связано ни с одним другим? (на слайде 12)
таблица часть уменьшаемое
сложение слагаемое вычитаемое
целое разность
сумма
- У вас у каждого есть карточка с примером решите его. Постройтесь по счету. ( дети выходят к доске и строятся в порядке возрастания ответов). А теперь переверните карточку, на ней написана буква. Что получилось?
ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ.
КАРТОЧКА№2
11-10=1 т 18-10=8 с
12-10=2 а 19-10=9 л
13-10=3 б 20-10=10 о
14-10=4 л 10+1=11 ж
15-10=5 и 11+1=12 е
16-10=6 ц 10+3=13 н
17-10=7 а 10+4=14 и
10+5=15 я
-Значит, какое главное испытание ждет нас на сегодняшнем уроке?
-Правильно мы должны составить таблицу сложения.
- Кто знает, что такое таблица?
(Таблица – сведения о чём-либо, расположенные по столбцам и строкам). Что же должны узнать на уроке? Как таблица связана с понятиями сложение, сумма, слагаемое…
-Мы знаем уже все случаи сложения, когда надо прибавлять по частям.
6. Первичная проверка понимания
УЧИТЕЛЬ (на слайде 13)
- Давайте попробуем ее заполнить.( Выдаю карточки№3 группам). Работаем всей группой, дружно, никого не обижаем не забываем. Определите, кто заполняет карточку. Советуйтесь. Решение остается за командиром группы.
Почему в таблице нет выражений? СЛАЙД
8+2, 7+3, 6+4, 5+5
7+8, 7+9, 6+7, 8+9
Рассмотрите первый столбик, как изменяется значение выражения?
Что изменяется в примерах каждого столбика?
Почему?
Как это влияет на сумму?
Как изменяется первое слагаемое? Второе слагаемое?
Изменяется ли сумма?
Прочитайте равенства в третьем столбике разными способами
Закройте ответы во втором столбике, оставив первый пример открытым. Как узнать ответы в остальных примерах?
Рассмотрите следующие столбики как изменяется значение выражения?
Какой вывод можно сделать?
формулируют вывод:
Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, сумма увеличится на столько же единиц
13 – это сумма 7 и какого числа?
К какому числу прибавили 6, если получили 11?
На сколько увеличили 9, если получили 18?
Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 13
Сумма каких двух чисел равна 14?
7.ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. (песня семья, танец или хомка- на выбор). (на слайде 14)
8. Применение знаний и умений в новой ситуации
(на слайде 15)
1. – Если отгадаете следующую загадку, узнаете, кто встретит нас сейчас:
Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь
Кто он? (Ёж)
-Он приготовил для вас задание в парах. Разбейтесь на пары.
-Откройте учебник стр.72 и выполните задание №1(на слайде 16)
1) устно в парах, по очереди находите примеры с данными ответами.
2.-Белочка припасла для вас задание которое проверит ваше умение пользоваться таблицей сложения. (на слайде 17)
2) Опираясь на сформулированный вывод найдите неизвестное число:
9+7=16 9+4=13
9+*=15 *+4=12
*+5=14 7+4=*
3) Оцените свою работу:
если вы уверены, что выполнили правильно,
нарисуйте красный кружок, если не уверены, что все правильно-зеленый
4)Коллективная проверка (на слайде 18)
3.– Отгадайте следующую загадку :
Он всю зиму в шубе спал ,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь лесной… (Медведь) (на слайде 19)
Топтыгин приготовил задания которые различны по сложности
на слайде они обозначены Выберите любое которое вы смогли бы выполнить.
№2 несложное задание зеленый уровень
№3 сложнее желтый уровень
№4 сложный красный уровень
Запишите решение в тетрадь. Я проверю, ваше решение сама. (на слайде 20)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Итак, со всеми заданиями сказочного леса мы справились. Я думаю, что нашу принцессу Лику мы познакомили с очень важными, вежливыми словами. И она обязательно будет их использовать, станет очень хорошей и воспитанной девочкой.
- Я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке, продолжите предложение.
Я понял…….
Я узнал………..
Я научился……
Я повторил……
Я запомнил……
-У вас на партах лежат карточки красного, зелёного и жёлтого цветов.
- Кто думает, что у него всё получилось на уроке, что он справился со всеми заданиями, поднимите зелёный квадрат.
- Кто думает, что на уроке он встретился с трудностями, поднимите жёлтый цвет.
- А у кого возникли трудности, поднимите красную карточку.
На этом наше путешествие закончилось и урок тоже. Спасибо за ваш труд. (на слайде 21)
11