Управление Культуры, спорта и молодёжной политики
Администрации Тайшетского района
МКУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Г. ТАЙШЕТ
Конспект открытого урока
на тему:
«Работа над произведением крупной формы».
Преподаватель первой
квалификационной категории
по классу скрипки
Григорян Сирануш Камоевна
Тема урока: «Работа над произведением крупной формы» на примере концерта О. Ридинга «Соль мажор», Ор 34 - первая часть, на уроке скрипки с ученицей 3-го класса - Рыбаковой Софьей.
Концертмейстер: Квасова И.А.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Цель урока:
-создать у учащейся внутреннее слуховое представление о характере изучаемого произведения, его мелодической, ритмической и динамической линиях, форме и эмоциональной окраске;
-сформировать интерес к произведениям крупной формы и стремление к получению и совершенствованию навыков игры на скрипке для передачи художественного образа;
- уметь сочетать разные виды техники в одном произведении, включающем контрастные по характеру и средствам выразительности музыкальные образы.
Задачи:
1.Обучающие:
-беседовать о композиторе и эпохе создания произведения, о стиле и художественных образах;
-обучать навыкам скрипичной игры – чистое интонирование, качественное звукоизвлечение штрихов;
-проанализировать произведение, используя изученную терминологию строения крупной формы;
-научить слышать каждое проведение темы;
-использовать грамотную, рациональную аппликатуру и штрихи,
соответствующие композиторскому замыслу.
2. Развивающие:
-развивать музыкальный слух при работе над интонацией;
-развивать музыкальную память (игра наизусть) и чувство самоконтроля (грамотно исполнить свою партию);
-развивать ритмическую дисциплину (усвоить заданные метроритмические формулы и добиться единого ритмического пульса в ансамбле с концертмейстером);
-исполнить произведение выразительно, в соответствии с музыкальными образами, используя динамику и фразировку.
3.Воспитывающие:
-воспитывать сознательное восприятие изучаемого, отношение к нотному тексту, как к живой музыкальной речи;
-воспитывать художественный вкус;
-воспитывать творческую дисциплинированность и ответственность;
-воспитывать внимание, аккуратность и трудолюбие.
Оборудование:
-музыкальные инструменты: (скрипки, фортепиано);
-пульт;
-нотная литература;
-компьютер.
План урока
I.Организационная часть урока:
-вступительное слово;
-беседа с ученицей о композиторе и его творчестве;
-анализ формы концерта;
-анализ характера произведения и частей.
II. Предварительная работа:
-2-х октавная гамма Соль мажор в 1-й позиции, звукоряд: деташе, легато по 2-4-8-16 нот на смычок, комбинированный штрих, дубль- штрих;
- арпеджио: деташе, легато по 3-6 нот на смычок;
- А.Комаровский «Этюд» A dur, для развития беглости в триолях.
- Г.Дулов «Этюд» G dur, для укрепления пальцев и развития беглости;
III. Начальный этап работы над концертом:
-выделение наиболее трудных и неудобных мест;
-проработка технических сложностей.
IV. Работа над произведением в целом:
-работа над фразировкой, динамикой, формой;
-исполнение I части концерта целиком.
Ход урока:
Приступая к изучению Концерта О. Ридинга, целесообразно рассказать о личности композитора.
Оскар Ридинг – немецкий скрипач, педагог и композитор. Родился в Германии в 1840г. Получил образование в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 году был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе (Словения), где и умер в 1918г. Ему принадлежит ряд произведений для скрипки и фортепиано педагогического характера, использующих венгерские народные мотивы. Наиболее известным среди них является Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op. 35, Концерт Соль-мажор и два концертино. Концерты О. Ридинга стали классикой отечественного педагогического репертуара по классу скрипки.
Что такое концерт?
Это выступление музыкантов перед публикой. Но концертом называется также и один из музыкальных жанров. Это крупное произведение. Концерт (итал. Concerto- согласие, от лат. concertus -состязание голосов)-музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей:
1 часть - самая действенная, «главный участок борьбы»;
2 часть – медленная, лирическая;
3 часть – финал - жизнерадостная, стремительная и блестящая.
Взрослые артисты исполняют концерт целиком и с оркестром, а ученики чаще всего разучивают отдельные части и играют под аккомпанемент фортепиано.
Самое обязательное правило – сонатная форма для 1-й части. Так как 1-я часть сонаты написана в быстром темпе, сонатную форму часто называют формой сонатного Allegro.
Три обязательных раздела в сонатной форме:
-Экспозиция (показ тем) – состоит из Главной и Побочной партии;
-Разработка - темы развиваются, разрабатываются различными способами;
-Реприза – повторение экспозиции, но теперь все темы звучат в основной тональности.
Необязательные, дополнительные разделы:
-Медленное вступление;
-Связующая партия между Главной и Побочной;
-Заключительная тема перед разработкой;
-Кода в конце репризы – заключительная тема, утверждающая тональность и основной характер всей части.
Темп в 1части –AIIegro moderato (умеренно скоро), что дает возможность без суеты пропевать кантилену.
Начало первой, главной темы концерта – очень напевное, задушевное. Оно играется негромко, но очень ясно: ведь здесь начинается соло скрипки после фортепианного вступления, и тебе нужно захватить внимание слушателей.
Первая фраза – восходящая, здесь естественно сделать небольшое crescendo. Затем следует ее повторение на ступеньку выше – более настойчиво, и с усилением динамики мы приходим к самому важному моменту темы - к ее вершине, к третьей фразе. Она играется полным звуком, в конце diminuendo и заверши piano, словно на выдохе.
Звучание второго предложения весьма отличается от первого (цифра1).
Здесь появляется решительное движение четвертями с акцентами и октавными интервалами.
Третья фраза возвращает нас к кантилене. Здесь тоже есть кульминация - на «Си». Эта нота настолько важна, что композитор на ней поставил фермату. Значит, ноту надо протянуть чуть дольше обозначенной длительности, остановиться на ней. В теме есть разнообразные штрихи, почти везде используй всю длину смычка – это относится и к акцентированным четвертям. Акценты делай энергично, но не грубо.
С цифры 2 начинается связующий раздел. Это те же мотивы, что в главной теме, но они оживляются благодаря пассажам шестнадцатыми. Используй всю длину смычка, бережно прослушивая каждую короткую ноту.
С цифры 3начинается вторая, побочная тема первой части концерта, активная, энергичная, напоминающая марш. Звучит в ре мажоре. При подъеме мелодии постепенно расширяй длину используемого смычка, а при спуске немного сужай.
За маршем следует напевная тема (цифра 4), близкая к началу концерта. Распевную тему нужно привести к ноте «Ля», как к главной цели. Соответствуя указанию rit. (сдерживая, замедляя движение) на последних четырех восьмых подчеркивай завершение темы.
Далее в цифре 5 повторяется маршевая тема с триолями.
С цифры 6 начинается заключительная тема всей экспозиции. Здесь требует внимания дубль-штрих – двойное движение смычка на каждой ноте. Вся тема играется forte.
После окончания экспозиции мы видим паузы. Слушай фортепианный проигрыш и готовься его продолжить.
От цифры 7 начинается разработка, то есть свободное развитие ранее изложенных тем. В данном случае это главная тема, играть нужно также, как начало концерта.
Разработка заканчивается мотивами четвертей по два легато. Представляй, будто это затихающие и постепенно замирающие вздохи. На этой четвертной паузе необходимо снова перестроиться на активный характер музыки (цифра 9).
Начинается реприза со второй, ре мажорной темы, но она теперь проходит в соль мажоре, то есть в главной тональности.
В цифре 10 мы приходим к коде. Она энергичная, бурная, чему способствует дубль-штрих, а также повторяющийся пунктирный ритм. Здесь нужно выразительно интонировать звук «Си бемоль», придающий музыке минорную окраску, затем он уступает место «Си бекару», который восстанавливает мажорное, радостное звучание. В последних тактах коды проходят маршевые триоли, и после звонкого аккорда 1 часть завершается гулким «Соль». Очень важно, чтобы верхняя нота аккорда была хорошо вызвучена. Почувствуй, как «Си» стремиться к тонике и тембровый контраст между звонкой струной «Ми» и густым баском «Соль».
Играя аккорд, сперва веди смычок по двум нижним струнам-«Ре» и «Ля», затем сразу решительным, но гибким движением правой руки переведи его на струны «Ля» и «Ми». На верхние ноты оставь большую часть смычка. Играй аккорд решительным, но мягким движением, чтобы звук получился сочным, а не сухим и резким. Прослушай паузу перед аккордом и после него.
Последний звук с ферматой, его продолжительность увеличивается. Проследи, чтобы смычка хватило на всю ноту – ведь это заключительная точка всей части!
А сейчас мы сыграем концерт целиком в подвижном темпе в сопровождении концертмейстера.
Анализ работы: исполнение стало более выразительным, стабильным по темпам. Штрихи намного качественнее, ритмическая пульсация – ровная.
Обучающаяся обладает хорошим слухом, успешно справляется с интонационно чистым исполнением произведений.
Преподавателем применяются дозированные задания на уроке, предлагаются конкретные посильные для девочки способы работы, чтобы мотивировать ученицу на успешное осознанное овладение инструментом.
Итог урока:
преподаватель благодарит ученицу за продуктивную работу на уроке:
-за то, что с поставленными перед ней задачами она успешно справилась;
-за собранность, внимательность, верное исполнение интонации и ритмического рисунка.
Необходимо продолжать работать над навыками качественного звукоизвлечения, чистого интонирования и штрихами.
Домашнее задание: при работе над концертом следить за постановкой игрового аппарата, не забывать контролировать чистоту интонирования. Работать над текстом, добиваясь правильного распределения смычка, качественного звукоизвлечения, точности ритмического рисунка, динамических оттенков. Отрабатывать штрихи в гамме Соль мажор. Играть в сдержанном и ровном темпе.
Спасибо, до свидания.
Список используемой литературы
А. Григорян «Гаммы и арпеджио для скрипки», изд. «Музыка» Москва 1989г.
М. А. Гарлицкий, К.К.Родионов, К.А.Фортунатов «Избранные этюды для скрипки», вып.1, 1-3классы ДМШ, «Государственное музыкальное издательство»Москва 1961г.
К. Малова «Хочу играть концерт» учебное пособие для начинающих скрипачей, изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2014г.
С. М. Шальман «Скрипичные штрихи», изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2016г.
В.Мазель «Скрипач и его руки», левая рука, изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2013г.
Л.Ауэр «Моя школа игры на скрипке», изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2014г.