СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока на тему: «Работа над произведением крупной формы».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Тема урока: «Работа над произведением крупной формы» на примере  концерта О. Ридинга  «Соль мажор», Ор 34 - первая часть,  на уроке скрипки с ученицей 3-го класса - Рыбаковой Софьей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему: «Работа над произведением крупной формы».»

Управление Культуры, спорта и молодёжной политики

Администрации Тайшетского района

МКУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Г. ТАЙШЕТ






Конспект открытого урока

на тему:

«Работа над произведением крупной формы».



























Преподаватель первой

квалификационной категории

по классу скрипки

Григорян Сирануш Камоевна

Тема урока: «Работа над произведением крупной формы» на примере концерта О. Ридинга «Соль мажор», Ор 34 - первая часть, на уроке скрипки с ученицей 3-го класса - Рыбаковой Софьей.


Концертмейстер: Квасова И.А.


Тип урока: комбинированный.


Форма урока: индивидуальная.


Цель урока:

-создать у учащейся внутреннее слуховое представление о характере изучаемого произведения, его мелодической, ритмической и динамической линиях, форме и эмоциональной окраске;

-сформировать интерес к произведениям крупной формы и стремление к получению и совершенствованию навыков игры на скрипке для передачи художественного образа;

- уметь сочетать разные виды техники в одном произведении, включающем контрастные по характеру и средствам выразительности музыкальные образы.


Задачи:


1.Обучающие:

-беседовать о композиторе и эпохе создания произведения, о стиле и художественных образах;

-обучать навыкам скрипичной игры – чистое интонирование, качественное звукоизвлечение штрихов;

-проанализировать произведение, используя изученную терминологию строения крупной формы;

-научить слышать каждое проведение темы;

-использовать грамотную, рациональную аппликатуру и штрихи,

соответствующие композиторскому замыслу.


2. Развивающие:

-развивать музыкальный слух при работе над интонацией;

-развивать музыкальную память (игра наизусть) и чувство самоконтроля (грамотно исполнить свою партию);

-развивать ритмическую дисциплину (усвоить заданные метроритмические формулы и добиться единого ритмического пульса в ансамбле с концертмейстером);

-исполнить произведение выразительно, в соответствии с музыкальными образами, используя динамику и фразировку.


3.Воспитывающие:

-воспитывать сознательное восприятие изучаемого, отношение к нотному тексту, как к живой музыкальной речи;

-воспитывать художественный вкус;

-воспитывать творческую дисциплинированность и ответственность;

-воспитывать внимание, аккуратность и трудолюбие.


Оборудование:

-музыкальные инструменты: (скрипки, фортепиано);

-пульт;

-нотная литература;

-компьютер.



План урока




I.Организационная часть урока:

-вступительное слово;

-беседа с ученицей о композиторе и его творчестве;

-анализ формы концерта;

-анализ характера произведения и частей.

II. Предварительная работа:

-2-х октавная гамма Соль мажор в 1-й позиции, звукоряд: деташе, легато по 2-4-8-16 нот на смычок, комбинированный штрих, дубль- штрих;

- арпеджио: деташе, легато по 3-6 нот на смычок;

- А.Комаровский «Этюд» A dur, для развития беглости в триолях.

- Г.Дулов «Этюд» G dur, для укрепления пальцев и развития беглости;


III. Начальный этап работы над концертом:

-выделение наиболее трудных и неудобных мест;

-проработка технических сложностей.


IV. Работа над произведением в целом:

-работа над фразировкой, динамикой, формой;

-исполнение I части концерта целиком.







Ход урока:

Приступая к изучению Концерта О. Ридинга, целесообразно рассказать о личности композитора.

Оскар Ридинг – немецкий скрипач, педагог и композитор. Родился в Германии в 1840г. Получил образование в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 году был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе (Словения), где и умер в 1918г. Ему принадлежит ряд произведений для скрипки и фортепиано педагогического характера, использующих венгерские народные мотивы. Наиболее известным среди них является Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op. 35, Концерт Соль-мажор и два концертино. Концерты О. Ридинга стали классикой отечественного педагогического репертуара по классу скрипки.

Что такое концерт?

Это выступление музыкантов перед публикой. Но концертом называется также и один из музыкальных жанров. Это крупное произведение. Концерт (итал. Concerto- согласие, от лат. concertus -состязание голосов)-музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей:

1 часть - самая действенная, «главный участок борьбы»;

2 часть – медленная, лирическая;

3 часть – финал - жизнерадостная, стремительная и блестящая.

Взрослые артисты исполняют концерт целиком и с оркестром, а ученики чаще всего разучивают отдельные части и играют под аккомпанемент фортепиано.

Самое обязательное правило – сонатная форма для 1-й части. Так как 1-я часть сонаты написана в быстром темпе, сонатную форму часто называют формой сонатного Allegro.


Три обязательных раздела в сонатной форме:

-Экспозиция (показ тем) – состоит из Главной и Побочной партии;

-Разработка - темы развиваются, разрабатываются различными способами;

-Реприза – повторение экспозиции, но теперь все темы звучат в основной тональности.


Необязательные, дополнительные разделы:

-Медленное вступление;

-Связующая партия между Главной и Побочной;

-Заключительная тема  перед разработкой;

-Кода в конце репризы – заключительная тема, утверждающая тональность и основной характер всей части.

Темп в 1части –AIIegro moderato (умеренно скоро), что дает возможность без суеты пропевать кантилену.

Начало первой, главной темы концерта – очень напевное, задушевное. Оно играется негромко, но очень ясно: ведь здесь начинается соло скрипки после фортепианного вступления, и тебе нужно захватить внимание слушателей.

Первая фраза – восходящая, здесь естественно сделать небольшое crescendo. Затем следует ее повторение на ступеньку выше – более настойчиво, и с усилением динамики мы приходим к самому важному моменту темы - к ее вершине, к третьей фразе. Она играется полным звуком, в конце diminuendo и заверши piano, словно на выдохе.

Звучание второго предложения весьма отличается от первого (цифра1).

Здесь появляется решительное движение четвертями с акцентами и октавными интервалами.

Третья фраза возвращает нас к кантилене. Здесь тоже есть кульминация - на «Си». Эта нота настолько важна, что композитор на ней поставил фермату. Значит, ноту надо протянуть чуть дольше обозначенной длительности, остановиться на ней. В теме есть разнообразные штрихи, почти везде используй всю длину смычка – это относится и к акцентированным четвертям. Акценты делай энергично, но не грубо.

С цифры 2 начинается связующий раздел. Это те же мотивы, что в главной теме, но они оживляются благодаря пассажам шестнадцатыми. Используй всю длину смычка, бережно прослушивая каждую короткую ноту.

С цифры 3начинается вторая, побочная тема первой части концерта, активная, энергичная, напоминающая марш. Звучит в ре мажоре. При подъеме мелодии постепенно расширяй длину используемого смычка, а при спуске немного сужай.

За маршем следует напевная тема (цифра 4), близкая к началу концерта. Распевную тему нужно привести к ноте «Ля», как к главной цели. Соответствуя указанию rit. (сдерживая, замедляя движение) на последних четырех восьмых подчеркивай завершение темы.

Далее в цифре 5 повторяется маршевая тема с триолями.

С цифры 6 начинается заключительная тема всей экспозиции. Здесь требует внимания дубль-штрих – двойное движение смычка на каждой ноте. Вся тема играется forte.

После окончания экспозиции мы видим паузы. Слушай фортепианный проигрыш и готовься его продолжить.

От цифры 7 начинается разработка, то есть свободное развитие ранее изложенных тем. В данном случае это главная тема, играть нужно также, как начало концерта.

Разработка заканчивается мотивами четвертей по два легато. Представляй, будто это затихающие и постепенно замирающие вздохи. На этой четвертной паузе необходимо снова перестроиться на активный характер музыки (цифра 9).

Начинается реприза со второй, ре мажорной темы, но она теперь проходит в соль мажоре, то есть в главной тональности.

В цифре 10 мы приходим к коде. Она энергичная, бурная, чему способствует дубль-штрих, а также повторяющийся пунктирный ритм. Здесь нужно выразительно интонировать звук «Си бемоль», придающий музыке минорную окраску, затем он уступает место «Си бекару», который восстанавливает мажорное, радостное звучание. В последних тактах коды проходят маршевые триоли, и после звонкого аккорда 1 часть завершается гулким «Соль». Очень важно, чтобы верхняя нота аккорда была хорошо вызвучена. Почувствуй, как «Си» стремиться к тонике и тембровый контраст между звонкой струной «Ми» и густым баском «Соль».

Играя аккорд, сперва веди смычок по двум нижним струнам-«Ре» и «Ля», затем сразу решительным, но гибким движением правой руки переведи его на струны «Ля» и «Ми». На верхние ноты оставь большую часть смычка. Играй аккорд решительным, но мягким движением, чтобы звук получился сочным, а не сухим и резким. Прослушай паузу перед аккордом и после него.

Последний звук с ферматой, его продолжительность увеличивается. Проследи, чтобы смычка хватило на всю ноту – ведь это заключительная точка всей части!

А сейчас мы сыграем концерт целиком в подвижном темпе в сопровождении концертмейстера.


Анализ работы: исполнение стало более выразительным, стабильным по темпам. Штрихи намного качественнее, ритмическая пульсация – ровная.

Обучающаяся обладает хорошим слухом, успешно справляется с интонационно чистым исполнением произведений.

      Преподавателем применяются дозированные задания на уроке, предлагаются конкретные посильные для девочки способы работы, чтобы мотивировать ученицу на успешное осознанное овладение инструментом.


Итог урока: 

преподаватель благодарит ученицу за продуктивную работу на уроке:

-за то, что с поставленными перед ней задачами она успешно справилась;

-за собранность, внимательность, верное исполнение интонации и ритмического рисунка.

Необходимо продолжать работать над навыками качественного звукоизвлечения, чистого интонирования и штрихами.


Домашнее задание: при  работе над концертом следить за постановкой игрового аппарата, не забывать контролировать чистоту интонирования. Работать над текстом, добиваясь правильного распределения смычка, качественного звукоизвлечения, точности ритмического рисунка, динамических оттенков. Отрабатывать штрихи в гамме Соль мажор. Играть в сдержанном и ровном темпе.



Спасибо, до свидания.

Список используемой литературы

 

  1. А. Григорян «Гаммы и арпеджио для скрипки», изд. «Музыка» Москва 1989г.

  2. М. А. Гарлицкий, К.К.Родионов, К.А.Фортунатов «Избранные этюды для скрипки», вып.1, 1-3классы ДМШ, «Государственное музыкальное издательство»Москва 1961г.

  3. К. Малова «Хочу играть концерт» учебное пособие для начинающих скрипачей, изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2014г.

  4. С. М. Шальман «Скрипичные штрихи», изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2016г.

  5. В.Мазель «Скрипач и его руки», левая рука, изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2013г.

  6. Л.Ауэр «Моя школа игры на скрипке», изд. «Композитор. Санкт-Петербург» 2014г.







 








 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!