СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Официально-деловой стиль"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Официально-деловой стиль".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Официально-деловой стиль"»

Конспект урока русского языка в 8 классе

Учитель: Балюх Наталья Владимировна, МБОУ ОООШ

Тема раздела: Функциональные стили речи и их особенности.

Тема урока: Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, языковые особенности, жанры.

Тип урока: усвоение, закрепление и совершенствование знаний и умений

Вид урока: комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум

Цель: познакомить обучающихся с понятием «деловой стиль», с особенностями этого стиля.

Задачи:

Обучающие - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры;

Развивающие - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательная - воспитывать культуру речи, заботиться о чистоте языка;

повышать культуру письменной деловой речи; формировать нравственные, поведенческие качества личности обучающегося, ответственное отношение к учебному труду.

Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки.

Формируемые УУД:

Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни.

Учебно-методический комплекс урока:

  1. Учебник русского языка для 8 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова);

  2. Словари;

  3. Раздаточный дидактический материал;

  4. Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, проектор, презентация.


Методы обучения, технологии: словесный, наглядный, проблемный.

Виды учебной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

ХОД УРОКА


Эпиграф: «Язык есть средство

не выражать готовую мысль,

а создавать её…»

А.А.Потебня



1.Организационный этап: - подготовка к занятию;

- проверка контингента

Добрый день, ребята! Сегодня присутствуют все.

-По списку 9, в классе 9.

Сегодня мы с вами будем работать самостоятельно и в группах, а также учиться правильно говорить.

Давайте пожелаем друг другу успешной работы на уроке. Потрите ладони и теплом, которое образовалось в ваших ладошках, поделитесь друг с другом, улыбнувшись при этом.


2.Проверка домашнего задания:

-Посмотрите на экран.








- Какое слово зашифровано в ребусе?

- Совершенно верно: Стиль


-Ребята, почему именно с этого слова мы начинаем наш урок?

- потому что на прошлом уроке мы познакомились с функциональными стилями речи.

- Да, верно.


-Давайте вспомним, что такое стиль речи.

Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.


3.Составление кластера. (Запись основных понятий).

- Перечислите известные вам функциональные разновидности языка.




4. Проблемная ситуация, постановка целей урока.

- Ребята, прослушайте несколько отрывков. Определите, к какому стилю они относятся, обоснуйте свою точку зрения.



  1. Прошу срочно принять меры по уборке картофеля, так как по прогнозу синоптиков в ближайщие 10 дней ожидается дождливая погода.

  2. Я, Иванов Иван Петрович, прошу предоставить мне недельный отпуск без содержания для поездки по семейным обстоятельствам. Число, подпись

  3. Приказ №44
    от 10.05.2022 г.

Об оказании благотворительной помощи

На основании ФЗ №135, главы 32 ГК, в целях оказания поддержки экологии

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • В целях борьбы с загрязнением окружающей среды оказать единовременную помощь НКО «Экология» в размере 10 000 рублей.

  • Бухгалтеру Петровой О. А. перевести средства в срок до 15.05.2022 года.

  • Ответственность за исполнение настоящего распоряжения оставляю за собой.

Документ, на основании которого составлен приказ: письмо-просьба о пожертвовании от НКО «Экология».

Директор Иванов И. А. (подпись)

С приказом ознакомлены:

Петрова О. А. (подпись)

Верно, все отрывки официально-делового стиля.

Итак, по каким признакам мы различаем стили?

-Сфера употребления, задача автора и языковые особенности, жанры.


Значит, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о каком стиле речи?

об официально-деловом стиле.


- Скажите, чему бы вы хотели сегодня научиться, что узнать?

Цели урока формируют обучающиеся: сфера употребления, функции, языковые средства, жанры.


Открываем тетради, записываем дату, тему урока.


Четвертое октября.

Классная работа.

Официально – деловой стиль речи. Сфера применения, функции, языковые особенности, жанры.


5.Физминутка (Встаньте, выйдите из-за парт)

Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.

Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном – в стороны, в официально-деловом – хлопаем в ладоши. Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку. (Дети выполняют упражнения, объясняют ошибки) .
Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, заявление, аннотация, беседа за завтраком, объяснительная записка, доклад, рассказ, отзыв, лекция, телефонный звонок, учебник, приказ.


6. Изучение нового материала.

Несколько слов о том, как возник официально-деловой стиль речи


Из истории возникновения

Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».

В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.

К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.


Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект).


Официально-деловой стиль – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.


Документ – (от лат. Documentum – «доказательство, свидетельство») деловая бумага, обслуживающая сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.

Разновидности деловых бумаг:

ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п.

ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера, составленные и оформленные частным, физическим лицом.

Работа в парах: исследование и обработка теоретической информации учебника на стр. 49

Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и представить собранную информацию.

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства






- Ваша задача заключается в том, чтобы заполнить таблицу, используя материалы учебника (Ладыженская с.49)

- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на экране)

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства

Официально-деловой стиль


Передать официальную и деловую информацию

Деловые бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),


инструкции,


законодательные документы

-письменная форма;

-точность, строгость, сжатость изложения;

-использование клише;

- официальный характер;

- стандартизованность;

- отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики;

-строгий порядок слов в предложении.


7.Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения.

Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект).


Назовите основную функцию официально-делового стиля?


Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации.


Основные признаки официально-делового стиля:

  1. письменная форма;

  2. точность, строгость, сжатость изложения;

  3. использование клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи;

  4. официальный характер (реквизиты)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

- сведения об адресате (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

- наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);
    - опись приложений к документу, если они имеются;
    - дата, подпись автора документа и др.

Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.


  1. стандартизованность



5.Закрепление теоретического материала:


Рекомендации:

1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
   а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный);
   б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать);
   в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух)); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например, баранка (руль), замести (арестовать)).
 

2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно-практическая конференция).
   

3. Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.

благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)


Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.

в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).



Учитель: Итак, мы выявили особенности официально-делового стиля.

Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.


- Перед выполнением следующего задания я предлагаю вам посмотреть отрывок из известного советского мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=bkcyaKtqz8s

- Вот что может случиться, если человек ничего не знает об оформлении деловых документов.





Задание: прочтите объявление (написано на доске)

Объявление.

Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые

и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.

Нашедшего ждёт премия - велосипед.


- Выдержан ли деловой стиль в этом документе?

За счёт чего возникает комический эффект?

Какие исправления вы бы внесли?


6.Самостоятельная работа:

-Запишите в тетрадь исправленный вариант данного объявления в соответствии с требованиями стиля; 1 человек – у доски.

(Потерялся мальчик – Фёдор Иванов.

Приметы: карие глаза, взъерошенные волосы, рост 1 метр, 20 см.

За достоверную информацию – вознаграждение.)


- При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили одно, убрали сравнение, сделали объявление короче. Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.

Теперь выдержан деловой стиль? – Да.

7.Работа с учебником:

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

Учебник стр.50, упр.90:



8.Стадия закрепления

Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.

Обучающиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, отвечают на вопрос “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ.

(Подведем итог изученному материалу.

Выполните тест «Верные – неверные утверждения», отвечая на вопрос «Да» или «Нет», обосновывая свой ответ)

Вопросы:

  1. Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)

  2. Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?

(нет)

(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).



  1. Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?

(да)

  1. Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?

(да)


9.Заключительный этап:

Оценивание. Подведение итогов. Домашнее задание с инструктажём (на выбор).


Выводы в соответствии с поставленными целями

-Ребята, достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока?


- изучили, что такое официально-деловой стиль речи;

- усвоили особенности официально – делового стиля;


- Довольны ли своей работой? Продолжите фразу:


Подведение итогов занятия:

оценивание деятельности обучающихся


Домашнее задание: (на выбор, с инструктажем)

-Теоретический материал на сайте РЭШ (6 класс, урок 13) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6936/conspect/260353/


-Написание личного документа – заявления или объяснительной записки.


Заявление – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу.

Объяснительная записка — документ, составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана).



Прощание. Всем спасибо за урок. До свидания.


____Приложение___________________________________________________



Официально-деловой стиль”

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

жанры

Языковые средства


Официально-деловой стиль

































Официально-деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача официальной и деловой информации.

Основные признаки официально-делового стиля:

  1. письменная форма;

  2. точность, строгость, сжатость изложения;

  3. использование клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи;

  4. официальный характер (реквизиты)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

- сведения об адресате (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

- наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);
    - опись приложений к документу, если они имеются;
    - дата, подпись автора документа и др.

Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.

  1. стандартизованность.


















Рекомендации:

1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
   а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный);
   б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать);
   в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух)); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например, баранка (руль), замести (арестовать)).
 

2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно-практическая конференция).
   

3. Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.

благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)


Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.

в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).









На доске написать:

Объявление.

Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые

и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.

Нашедшего ждёт премия - велосипед.



Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.

Обучающиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, отвечают на вопрос “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ.

(Подведем итог изученному материалу.

Выполните тест «Верные – неверные утверждения», отвечая на вопрос «Да» или «Нет», обосновывая свой ответ)

Вопросы:

  1. Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)

  2. Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?

(нет)

(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).

  1. Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?

(да)

  1. Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?

(да)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!