IV. Первичное усвоение новых знаний. История возникновения Олимпийских игр Рассказ учителя Древние греки очень любили и почитали Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» - Какие сведения об олимпийских играх мы можем получить из этого призыва? - Правильно, во время проведения олимпийских игр запрещалось воевать, т.е. объявлялся Священный мир. Нарушителей отстраняли от игр, наказывали штрафами – 2 мины серебра (54 кг). Кроме того, греки считали, что боги насылают на нарушителей проклятья. Дороги, морские и сухопутные, становились безопасными. Олимпийские игры проводились в маленьком городке, который назывался Олимпия! Ученые смогли реконструировать (восстановить) вид этого древнегреческого городка. Показ по карте - Посмотрите на карту на слайде и откройте карту на с. 115 учебника. - Вспомните, на каком полуострове были расположены города-государства Древней Греции? - Посмотрите на легенду карты, каким цветом обозначена территория Греции к 8 веку до н.э.? - А что означают красные стрелки? - Где основывали свои колонии древние греки? - Как обозначен на карте городок Олимпия? - Греки проживали на огромной территории, считали ли они себя единым народом? Как называли они своё государство? В Олимпию приезжали эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний. Посмотрите, какое огромное расстояние приходилось преодолевать древним грекам, чтобы попасть на Олимпийские игры. О чем это говорит? Работа с датами Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать? То, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. достоверно известно, а вот о причинах возникновения олимпийских игр в древности немало легенд. Чтение документа Познакомимся с одним из мифом об основании Олимпийских игр. Анализ содержания Мифа об основании Олимпийских игр Вспомните, что такое миф? (Древнее народное сказание о героях, богах, явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка, легенда). Познакомившись с содержанием этого мифа, можем ли мы утверждать, что именно так возникли олимпийские игры? Какую достоверную информацию мы можем почерпнуть из его содержания? - Мы узнали, где проходили Олимпийские игры, в каком году проведены первые Игры, кому они были посвящены. Словарная работа Для того, чтобы продолжить знакомство с историей Олимпийских игр, вам нужно узнать определения новых понятий. У вас на партах лежат исторические словарики. Посмотрите ребята, какие понятия нам встретятся и что они означают. По этим словарикам дома нужно будет выучить определения понятий. 2. Организация и проведение олимпиады. - Как же они готовились к Олимпийским играм? Вы узнаете об этом, работая в парах с текстом учебника. Вам нужно найти ответы на вопросы, указанные на слайде. Две пары, которые правильно справятся быстрее всех, получат «5». - Кто имел право участвовать в состязаниях? - Кому запрещалось присутствовать на играх? Как за это могли наказать? - Сколько времени и где проходили тренировки атлетов? - Какие люди обычно становились участниками Игр? Так, как мы знакомимся с Олимпийскими играми, поиграем в игру: «Ипподром» (играющие имитируют слова учителя) Учитель: - Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой) - На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям) -Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам) -Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь) - По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь) -Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям). - Финиш! (ученики вытирают пот). Да не легко было атлетам! - И вот, наконец, олимпийские игры открываются. Они продолжались пять незабываемых дней. Что происходило в эти дни, вы выясните, работая в группах. Для этого вам нужно будет построить ответ своей группы по плану: События 1-го дня. Виды состязаний во 2,3,4 дни. События 5-го дня. Для представления результатов работы группы выберете одного человека. Две группы, справившиеся первыми, получат «5». Обобщение: Олимпийские игры продолжались 5 дней. В 1-й день приносили жертвы богам, 3 дня проходили состязания, на 5-й день награждали победителей. 3. Знаменитые атлеты Слово учителя Сохранились легендарные рассказы о самых знаменитых атлетах. Познакомимся с ними. Обобщение: Лучшие атлеты Древней Греции участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти олимпийских игр. Они рассматривали состязания как подготовку к войне, а войну, как подготовку к состязаниям. - Древние греки не принимали девиз «главное не победа, главное участие», на Олимпийские игры они шли побеждать. - Как же встречали победителей в родном городе? Для этого индивидуально прочитайте пункт 5 «Возвращение в родной город» и ответьте на этот вопрос». - Вспомните главный вопрос урока. Какое значение имели Олимпийские игры для Древних греков? 4.Современные Олимпийские игры Рассказ учителя Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Как вы думаете, почему император другой страны мог запретить греческие игры? И почему он это сделал? Дело в том, что во II веке до н.э. Рим завоевал Грецию. В первое время Олимпийские игры сохранялись. Когда в Риме появилась новая религия – христианство, Олимпийские игры, посвященные языческим богам, запретили. И все же Олимпийские игры яркой звездой горели в памяти человечества. Свет этой звезды прошел века и вспыхнул с новой силой. Ребята, кто знает когда и по чьей инициативе возобновились Олимпийские игры? Это был Пьер де Кубертен. Именно он предложил в 1894 г. проводить Олимпийские игры. Первые современные олимпийские игры состоялись в 1896 г. в Греции в г. Афины. И с тех пор каждые 4 года зажигается священный огонь в Олимпии, а затем по эстафете передается на место проведения игр. - Таким образом, слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века. Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», т.е. хвалебную песнь. Фраза из этой оды стала знаменитой. Эта фраза: «О, спорт! Ты – мир!» Именно эта фраза и раскрывает значение Олимпийских игр. Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него. – В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества? | - Что проводились игры в Олимпии, что объявлялся Священный мир Слайд Слайд Слайд - Балканском п-ве - Красным - Направление греческой колонизации - На побережье Средиземного и Черного морей - Звездочкой - Эллада -Греки любили и почитали Олимпийские игры Слайд Запись в тетрадь: 776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры Работа с линией времени в тетради Учебник § 33, с. 159 Громкое сплошное чтение (1обучающийся) Фронтально высказывают предположения - Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу Словарная работа Атлет Ипподром Стадион Работа в парах Слайд с заданием Физминутка Работа в группах Слайд с заданием Представление результатов работы групп Сообщение учащихся о знаменитых атлетах Милоне, Полидаме и Феагене (в рамках учебника) Индивидуально - Все горожане выходили навстречу, ставили статую и до конца жизни кормили бесплатными обедами - Олимпийские игры помогали развивать силу, ловкость, хорошее физическое состояние. Позволяли древним грекам регулярно встречаться, дружить. Греки любили спорт за то, что он возвышает, облагораживает душу. Фронтально высказывают предположения Слады с изображением Пьера де Кубертена, Олимпийских игр в Афинах Фронтально высказывают предположения Фронтально - Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединял греков на древних играх и объединяет людей всех стран на современных Олимпийских играх. |