1.ПРИЧИНЫ СМУТЫ. Чтобы решить первую задачу, я предлагаю составить схему, которая часто используется в теоретических науках – ФИШБОУН. С методикой составления данной схемы мы уже знакомы. На верхних косточках записываются причины возникновения проблемы, а на нижних – факты подтверждающие наличие этих причин. (Слайд 7) Что такое заповедные лета? (годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день) Что такое урочные лета? (срок сыска беглых крестьян) 2.ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ СМУТЫ. С причинами мы разобрались. Переходим ко второму пункту плана. Что нам нужно сделать? (вспомнить основные события смуты) Я напомню вам стихотворение Константина Бальмонта Что происходило в это время в России? (голод) Как народ объяснял этот ужас? (В народе говорили, что голод – это наказание за то,что на престоле «царь-детоубийца». Годунов убил в Угличе в мае 1591г царевича Дмитрия) Верно. И в это время пополз слух о том, что царевич жив. На исторической арене появляется Лжедмитрий 1. (Слайд 8) Что вы о нём знаете? (По самой распространённой версии это был бывший монах Чудова монастыря – Григорий Отрепьев. Он бежал в Польшу. Где стал выдавать себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия Ивановича.) Помог ли ему польский король Сигизмунд 3? (Он разрешил набрать на совей территории войско, но открыто отказался поддерживать самозванца. В случае успеха Лжедмитрий 1 обещал, что передаст Речи Посполитой часть русских земель и введёт католичество) Как сказал Ключевский «Лжедмитрий был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. В 1604 ГОДУ он появляется на границе с Россией. СЛАЙД 9 По каким территориям шёл самозванец на пути к Москве? (Чернигов, Новгород Северский, рыльск, Орёл, Тула) Какие слои населения могли его поддержать? (казачество, беглые крестьяне, дворяне) Судьба самозванца известна. 17 мая 1606 – он был убит. После сожжён. По легенде его прах был положен в царь-пушку и выстрелен в ту сторону откуда пришёл самозванец. Кто же занял царский престол? (Василий Шуйский) СЛАЙД 10 Страна разделилась на 2 лагеря: север и центральные земли поддержали Шуйского жители юга – восстали против очередного царя. Какое развитие получило такое разделение? (Началась гражданская война) Что такое гражданская война? (это война между гражданами одного государства) Гражданская война – самое страшное, что могла испытать страна. Это очень страшно, когда брат убивает брата. Сын встаёт против отца. Силы юга возглавил Иван Болотников, назвавший себя воеводой «царевича Дмитрия». И в это время появляется новый самозванец – Лжедмитрий 2. СЛАЙД 11 Что мы знаем об этом человеке? (Настоящее имя его неизвестно. В истории он также известен по прозвищу «Тушинский вор». Он пытался захватить Москву. Но не получилось. В 1608г он стал лагерем в с.тушино, за что и получил своё прозвище. Там к нему стекалось польское войско и те, кто поддерживал прошлого Лжедмитрия.) Давайте составим схему положения дел в России в 1608г. Какие события всплывают? Василий Шуйский Гражданская война (И.Болотников) Тушинский вор шведы) А откуда взялись шведы? (Василий Шуйский не мог сам справиться с поляками и обратился к Швеции за помощью) Возможно тогда Шуйский не предполагал, что делает самую большую ошибку. Давайте вспомним из курса всеобщей истории: Какие отношения были в это время между Швецией и Польшей? Война 1600-1611. Обращение русского царя к шведам позволило начать открытую интервенцию против России. Что такое интервенция? (вмешательство одного государства во внутренние дела другого государства) Такая политика не могла устроить российское общество. Поэтому 17 июля 1610 года бояре свергают Шуйского. Власть переходит к Семибоярщине. Какой выход нашли бояре? (Они заключили договор с Владиславом – сыном Сигизмунда 3, которого призвали на российский престол) Чем могло грозить такое решение России? (Потерей национальной самостоятельности. Ещё при Шуйском в стране хозяйничали поляки и шведы. А теперь это было бы узаконено.) Перед вами документы. СЛАЙД 12 Вам необходимо ответить на вопрос: На каких условиях бояре соглашались признать Владислава их царём? Какова была реакция церкви в лице патриарха Гермогена? Что такое ополчение? (Это войско, состоящее из добровольцев) В 1611 году в Рязани создано первое ополчение во главе с П.Ляпуновым. Видное место в нём занял и Д.Пожарский. Они образовали «Совет всея земли» - своего рода временное правительство. Удалось ли этому ополчению выполнить поставленную задачу? (Нет. Руководители ополчения не смогли выяснить кто главный. И в результате ополчение потерпело неудачу) К сожалению, первое ополчение не смогло задержать Сигизмунда3. Смоленск после 20месячной осады сдался. Поляки во всю хозяйничали в Москве. Но русский народ не сдаётся. Уже осенью 1611 собирается второе ополчение в Нижнем Новгороде. Давай посмотрим видеофрагмент художественного фильма об этом событии и после этого ответим на несколько вопросов. СЛАЙД 13 СЛАЙД 14 Откуда появились деньги на созыв второго ополчения? Какие слои населения приняли участие в ополчении? В какой город стекали добровольцы для пополнения войска ополченцев? Кто возглавил польское войско? Как вы думаете, что помогло русскому победить в борьбе с поляками? Как события 1612г связаны с современной истории России? В январе 1613 в Москве собрался Земский собор, на котором новым царём России был избран Михаил Фёдорович Романов. Но о нём мы поговорим на следующем уроке. Нам осталось разобрать последний пункт нашего урока. Какой? (Последствия Смуты) Заполните таблицу о последствия Смуты, основываясь на знаниях, полученных на уроке и тесте учебника стр.147. позитивные последствия Смуты Негативные последствия Вернёмся к нашему проблемному вопросу. СЛАЙД 15 Как же оценить Смуту: 1)как единение русского народа и поворот к нравственному началу или всеобщее моральное разложение? Да, период Смуты нельзя оценить однозначно. Это было время голода, самозванцев, интервенций. Где уж тут говорить о морали и нравственности. Но народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение, взяв таким образом в свои руки судьбу государства. Историк Соловьёв назвал это «подвигом очищения». Все ли задачи урока были выполнены? Понравился ли вам урок? Поделитесь своими впечатлениями. А мне понравилось ваша работа на уроке. Большое спасибо, что смогли проникнуться такой непростой темой. Оценки за урок. Обязательная и вариативная часть: Параграф 2-3 2)подготовить сообщение на тему: «М.Романов и его семья» или 3) Подготовить сообщение на тему: «Тульский край в годы Смуты» или 4) Подготовить сочинение-рассуждение на тему «Роль патриотизма в истории России» |