СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературе "А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хороший урок по литературе это такой урок на котором учащиеся не только полно и глубоко воспринимают переживают художественные образы но и учатся работать над текстом размышлять

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе "А.С.Пушкин "Станционный смотритель"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«А. С. ПУШКИН. ПОВЕСТЬ «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

1. ФИО Алиблаев Казиахмед Медетович

2. Место работы МКОУ ” Татильская СОШ ” Табасаранский район РД

3. Должность Учитель

4. Предмет Литература

5. Класс 7

6. Тема и номер урока в теме А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Урок №20

7. Базовый учебник учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях./ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012

Цель урока: учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»; проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся произведением А.С.Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

* познавательные: ориентироваться в учебнике; в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;

* регулятивные: организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

* коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Тип урока: урок общеметодологический направленности

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, репродукции рисунков А.С. Пушкина; рабочая тетрадь на печатной основе.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Инсценированное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов».

III. Изучение новой темы.

Слово заранее подготовленного ученика № 1 о времени и месте создания повести

Есть в творческой биографии А.С. Пушкина особое время, которое литературоведы назвали «Болдинская осень». Это была осень 1830 года. Пушкин готовится к свадьбе с Н.Н. Гончаровой и находится в своем имении в селе Болдино Нижегородской губернии, приводя в порядок хозяйственные дела. Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца.

Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», - говорил он. За время нахождения в Болдине он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Цикл создан за очень короткое время: с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

Слово заранее подготовленного ученика № 2 о жанровом своеобразии сборника



«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Он так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». На вопрос знакомого: « Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Надо сказать, что и критики по-разному отзывались о «Повестях Белкина».

Работа по повести, прочитанной дома

Словарная работа

Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель», «повествователь»?

Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.

Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности. Такой приём ещё называли приёмом литературной маскировки).

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей:

«Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».

(рассмотрение репродукций рисунков Пушкина).

Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»? (мелкий чиновник)

Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям.

Как автор относится к главному герою? (сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

А в чём трагедия Самсона Вырина?

Каким он встречается нам в начале повести?

Прокомментировать фразу: «Дочка-с, – отвечал он с видом довольного самолюбия…» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его дочь!)

Каков Вырин через 4 года? (стр.103)

За что он корил себя? (уговорил её сесть в кибитку прокатиться до церкви)

Почему он решил, что Дуня будет несчастной? (жизнь без родительского благословения, по мнению отца, не может быть счастливой)



Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о Вырине, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом).

В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.)

Слово учителя:

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»?

Анализ образа «маленького человека»

Запись на доске:

«Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Они не одарены выдающимися способностями, но отличаются силой характера, без целей, испытывают страх перед жизнью, но при этом добрые, никому не делающие зла, безобидные.

Пушкин первым вывел образ маленького человека в своей повести. Забытый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

Вернемся к библейским сюжетам в повести. Прочитаем описание комнаты смотрителя. На чем заостряет внимание повествователь?

Что вы можете сказать о судьбе Вырина после того, как он понял то, что дочь уехала? Какие чувства его одолевают?

Почему он испытывает тревогу?

Что вы можете сказать о попытке вернуть дочь?

Берет ли Вырин предложенные деньги?

Как вы думаете, для чего он вернулся?

Что понимает смотритель, пробравшись в дом во второй раз?

О судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?

Меняются ли его чувства после того, как он посетил станцию?

Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне.

Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)

Говорит ли это о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, и она хотела попросить прощения у отца, но опоздала?

Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев. А словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Высказывание учащихся с использованием приема «Незаконченное предложение»

«Когда я читаю повесть, я представляю……, думаю о………

V. Домашнее задание.

Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»

Индивидуальное задание для учеников-ассистентов к уроку 21, о Лермонтове.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!