СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературе "Пословицы и поговорки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке по теме "Пословицы и поговорки" применяется игровая учебная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе "Пословицы и поговорки"»

Тема: «Пословицы и поговорки»

7АБ класс 24.09.2018

Тип урокаУрок повторения

Вид урока: урок – игра.

Цели урока:

  • Обобщить и расширить знания обучающихся о народных пословицах и поговорках.

  • Работать над пополнением активного словарного запаса школьников.

  • Развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую и диалогическую речь.

  • Работать над развитием навыков сотрудничества при работе в группах.

  • Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство патриотизма.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды.

Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации пословиц.

Ход урока

  1. Организационный этап. Целеполагание.

При входе в кабинет обучающиеся берут полоски разного цвета (красные – зелёные) и в зависимости от этого занимают места за столами, распределяясь в 2 группы.

- Желаю здравствовать, отроки и отроковицы!

Думаю, вы понимаете, что я не случайно обращаюсь к вам именно так. Ведь нам предстоит обратиться к истокам народной мудрости, которая заключена в таких малых жанрах фольклора как пословицы и поговорки.

Пословица

Поговорка

Общее

Краткость суждений.

Выражение народной мудрости, накопленной веками.

Обладают рифмой и ритмом.

Различия

Является законченным суждением.

Часть законченного суждения.

Всегда несет четкий дидактический характер.

Средство характеристики человека в устной форме.


Одно слово обычно заменяется образом.

  1. Применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации (игра)

- Итак, сегодня у нас проходит состязание между командой «Поговорка» и командой «Пословица».

- Каждая из команд уже получает по 1 баллу за правильно отреставрированные пословицы и поговорки на этапе «Разминка».

1-1. Конкурс “Разминка”.

– сколько волка ни корми

– век живи

– любишь кататься

– лучше поздно

– семь бед

– за спрос

– он все в лес смотрит

– век учись

– люби и саночки возить

– чем никогда

– один ответ

– денег не берут

Конверты с разрезанными на слова пословицами. Собрать как можно больше за 5 минут.




2. Конкурс «Найди пословицы»

Коса – камень.

Д. Нашла коса на камень.

Лес – дрова.

Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок.

Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело.

Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер.

Д. Дело мастера боится.

Труд – лень.

Д. Труд человека кормит, а лень – портит.



3. Конкурс «Толкователи». Команды по очереди отгадывают по толкованию пословицы и поговорки, за каждую получая по 1 баллу.

  1. Какая поговорка повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).

  2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).

  3. Какая поговорка говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).

  4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло).

  5. В какой поговорке предлагается разместить любого за предметом, который используется для поддержания штанов? (Любого за пояс заткнёт).

  6. Какая поговорка рассказывает о человеке, не умеющем ориентироваться даже среди малого количества лесных насаждений? (В трёх соснах заблудился)



4.Конкурс капитанов

Из сборников выбрать пословицы и поговорки

О лени:

Послал Бог работу, да отнял черт охоту. 

У него лень за пазухой гнездо свила. 

На печи по дрова поехал. 

У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.

 Белые ручки чужие труды любят. 

 Здоров на еду, да хил на работу. 

Пилось бы да елось, да работа на ум не шла. 

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда (не дадут). 

Семеро одну соломинку подымают. 

Двое пашут, а семеро руками машут.

О глупости:

Без ума голова — кочка.

Волос долог, да ум короток.

Ему разжуй да в рот положи.

Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет.

Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

Лоб что лопата, да ума небогато.

На дороге стоит, а дорогу спрашивает.

Пустой колос гордо стоит.

Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы.

У него в голове реденько засеяно.



Во время работы «капитанов» остальные члены команды должны проиллюстрировать пословицу на листе А4, чтобы команда-соперница отгадала, о какой пословице идёт речь. Художники получают по 1 баллу. Команда, отгадавшая пословицу по рисунку – 2 балла. (На чужой каравай рот не разевай. Одна голова хорошо, а две – лучше.)







5.Конкурс «Лицедеи». 

Команды по жребию вытягивают  карточку с пословицей. За 2 минуты необходимо подготовить пантомиму, посмотрев которую команда-соперница должна отгадать пословицу. Актёры получают 1 балл. Команда, отгадавшая пословицу, – 2 балла. (Сам погибай, а товарища выручай. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)








6. Конкурс “ Вставь рисунок в пословицу”

• Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню)

• Когда ... на горе свистнет. (Рак)

• ... рубят – щепки летят. (Лес)

• Не ..., так и не мычи. (Корова)

• Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец)

• Большому ... – большое плавание. (Кораблю)





7.Блиц- игра

Закончите пословицу:

- Что с воза упало, то ... (пропало).

- Век живи, ... (век учись).

- Один в поле ... (не воин).

- Не зная броду, ... (не лезь в воду).

- Дело мастера ... (боится).

- Когда я ем, ... (я глух и нем).

- Утро вечера ... (мудренее).

- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров).



4.Подведение итогов. Рефлексия.

- Надеюсь, сегодня на уроке все мы обогатились мудростью народной, стали добрее, умнее, честнее. Как вы думаете, какими пословицами можно было бы охарактеризовать вашу работу на уроке?

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

Повторенье – мать ученья.













  1. Домашнее задание.

Составить тематический словарик пословиц и поговорок с иллюстрациями (7 тем по 5-7 пословиц на каждую).


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!