Тема: «Пословицы и поговорки»
7АБ класс 24.09.2018
Тип урока: Урок повторения
Вид урока: урок – игра.
Цели урока:
Обобщить и расширить знания обучающихся о народных пословицах и поговорках.
Работать над пополнением активного словарного запаса школьников.
Развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую и диалогическую речь.
Работать над развитием навыков сотрудничества при работе в группах.
Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство патриотизма.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды.
Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок.
Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации пословиц.
Ход урока
Организационный этап. Целеполагание.
При входе в кабинет обучающиеся берут полоски разного цвета (красные – зелёные) и в зависимости от этого занимают места за столами, распределяясь в 2 группы.
- Желаю здравствовать, отроки и отроковицы!
Думаю, вы понимаете, что я не случайно обращаюсь к вам именно так. Ведь нам предстоит обратиться к истокам народной мудрости, которая заключена в таких малых жанрах фольклора как пословицы и поговорки.
Пословица | Поговорка |
Общее |
Краткость суждений. |
Выражение народной мудрости, накопленной веками. |
Обладают рифмой и ритмом. |
Различия |
Является законченным суждением. | Часть законченного суждения. |
Всегда несет четкий дидактический характер. | Средство характеристики человека в устной форме. |
| Одно слово обычно заменяется образом. |
Применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации (игра)
- Итак, сегодня у нас проходит состязание между командой «Поговорка» и командой «Пословица».
- Каждая из команд уже получает по 1 баллу за правильно отреставрированные пословицы и поговорки на этапе «Разминка».
1-1. Конкурс “Разминка”.
– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут
Конверты с разрезанными на слова пословицами. Собрать как можно больше за 5 минут.
2. Конкурс «Найди пословицы»
Коса – камень. | Д. Нашла коса на камень. |
Лес – дрова. | Д. Чем дальше в лес, тем больше дров. |
Шило – мешок. | Д. Шила в мешке не утаишь. |
Язык – дело. | Д. Не спеши языком, торопись делом. |
Дело – мастер. | Д. Дело мастера боится. |
Труд – лень. | Д. Труд человека кормит, а лень – портит. |
3. Конкурс «Толкователи». Команды по очереди отгадывают по толкованию пословицы и поговорки, за каждую получая по 1 баллу.
Какая поговорка повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).
В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).
Какая поговорка говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).
В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло).
В какой поговорке предлагается разместить любого за предметом, который используется для поддержания штанов? (Любого за пояс заткнёт).
Какая поговорка рассказывает о человеке, не умеющем ориентироваться даже среди малого количества лесных насаждений? (В трёх соснах заблудился)
4.Конкурс капитанов
Из сборников выбрать пословицы и поговорки
О лени:
Послал Бог работу, да отнял черт охоту.
У него лень за пазухой гнездо свила.
На печи по дрова поехал.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Белые ручки чужие труды любят.
Здоров на еду, да хил на работу.
Пилось бы да елось, да работа на ум не шла.
Спишь, спишь, а отдохнуть некогда (не дадут).
Семеро одну соломинку подымают.
Двое пашут, а семеро руками машут.
О глупости:
Без ума голова — кочка.
Волос долог, да ум короток.
Ему разжуй да в рот положи.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет.
Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует.
Лоб что лопата, да ума небогато.
На дороге стоит, а дорогу спрашивает.
Пустой колос гордо стоит.
Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы.
У него в голове реденько засеяно.
Во время работы «капитанов» остальные члены команды должны проиллюстрировать пословицу на листе А4, чтобы команда-соперница отгадала, о какой пословице идёт речь. Художники получают по 1 баллу. Команда, отгадавшая пословицу по рисунку – 2 балла. (На чужой каравай рот не разевай. Одна голова хорошо, а две – лучше.)
5.Конкурс «Лицедеи».
Команды по жребию вытягивают карточку с пословицей. За 2 минуты необходимо подготовить пантомиму, посмотрев которую команда-соперница должна отгадать пословицу. Актёры получают 1 балл. Команда, отгадавшая пословицу, – 2 балла. (Сам погибай, а товарища выручай. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)
6. Конкурс “ Вставь рисунок в пословицу”
• Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню)
• Когда ... на горе свистнет. (Рак)
• ... рубят – щепки летят. (Лес)
• Не ..., так и не мычи. (Корова)
• Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец)
• Большому ... – большое плавание. (Кораблю)
7.Блиц- игра
Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало).
- Век живи, ... (век учись).
- Один в поле ... (не воин).
- Не зная броду, ... (не лезь в воду).
- Дело мастера ... (боится).
- Когда я ем, ... (я глух и нем).
- Утро вечера ... (мудренее).
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров).
4.Подведение итогов. Рефлексия.
- Надеюсь, сегодня на уроке все мы обогатились мудростью народной, стали добрее, умнее, честнее. Как вы думаете, какими пословицами можно было бы охарактеризовать вашу работу на уроке?
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Одна голова хорошо, а две – лучше.
Повторенье – мать ученья.
Домашнее задание.
Составить тематический словарик пословиц и поговорок с иллюстрациями (7 тем по 5-7 пословиц на каждую).