МБОУ «Школа № 11 им .А.В.Преснякова г. Феодосии»
Конспект открытого урока по литературе
"С.А.Есенин. Поэтическое
изображение Родины и родной природы"
5 класс
Учитель русского языка и литературы
Асанова Л.М.
г.Феодосия 2016-2017уч.год
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цели деятельности учителя: ознакомить с творчеством поэта. совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе.
-учить замечать красоту окружающего нас мира.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Ход урока:
I. Организационный этап урока. Постановка целей.
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, почему — вы сейчас поймете. На доске - небольшая берёзка. Вот она. Посмотрите на неё внимательно и подумайте: а символом чего является берёза и о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить?
. Абсолютно верно, о творчестве Сергея Есенина ( портрет).
. Тема. Прием « Корзина идей» Дети сами определяют тему, цель и задачи урока.
2. Цель Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о личности и творчестве одного из самых замечательных и любимых читателями поэтов 20 века, певца природы и родной земли, Сергея Есенина. Тема родины во все времена вдохновляла писателей, поэтов, художников, потому что главное в жизни каждого человека — семья, а воспоминания о родном крае всегда наполняют сердце самыми трогательными чувствами. Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин.
Эпиграфом к уроку будут слова самого поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
3.Проверка домашнего задания.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы проведём небольшую исследовательскую работу. Дома исследователю необходимо было при помощи словаря дать толкование слову родина, а также подобрать однокоренные слова.
Сейчас, пожалуйста, Евгений Байгузин поделится своими наблюдениями.
Ответ учащегося.
Работа в парах. Работа с карточками- домиками. Ассоциации к слову Родина
Учитель: «Ребята, молодцы! Хорошо поработали дома! Теперь я предлагаю вам объединиться в пары и попытаться подобрать 5 ассоциаций к слову родина, то есть придумать такие слова, которые сразу же приходят на ум после того, как вы слышите это слово. Ответ необходимо вписать в карточки, которые я вам сейчас раздам».
Итак, какие ассоциации у вас возникли?
Ответы учащихся.
II. Основной этап урока. Особенности поэзии Сергея Есенина1
Переход к изучению новой темы. Введение в тему.
Учитель: «Вот видите, ребята, какие замечательные чувства пробуждает в нашем сердце слово родина! Многим из вас сразу же вспомнились родной город, близкие и любимые люди, самые тёплые моменты жизни... После того, как мы настроились на лирический лад, я предлагаю вам перенестись на столетие назад, в прекрасные места на Рязанской земле... Там течёт величественная река Ока. Мы поднимаемся на самый высокий её берег, так высоко, что кажется, небо совсем близко, и вот-вот можно дотронуться рукой до облаков. Здесь такая красивая природа, что замирает сердце: нежные озера с белыми лилиями, зеленые луга, пахнущие весенними травами... А совсем рядом с этими местами можно увидеть село Константиново ( иллюстрация на доске), небольшое, но согретое теплом и добротой местных жителей. Именно здесь и родился будущий поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо.
В этом имени — слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен :
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты...
Только скажут:
Сергей Есенин —
Всей России встают черты.
Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова. С некоторыми его стихотворениями вы уже познакомились в начальной школе».
. Дома вы должны были прочитать статью учебника о поэте. Вспомните её и постарайтесь ответить на вопрос: каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи?
Беседа с учащимися. Библиографы. Интересные факты.
Сергей Александрович Есенин родился 2 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.
Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра:
«Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.
Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище наших прадедов.
В правом углу кладбища, у маленькой каменной часовни лежал старый памятник - плита. На этой плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на наши приокские раздолья».
Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки.
Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Сказки ему рассказывали и нянька, и сосед Алешка Гришин.
А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.
В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Евгений Михайлович Хитров, у которого учился Есенин, говорил о нем: «Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс самым неудержимым смехом. Но, в общем, с учителями был корректен и деликатен».
Учитель вспоминал: «Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Помню, я читал произведения в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили эти чтения.
Но, пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах, он первым расхохочется при смешном».
Сергей Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любил жизнь, ему были дороги и одинокая собака, и дряхлая кошка, и каждая птица, и вся природа – от черной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звезд.
Он знал, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, березы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы родной природы.
Село Константиново, где прошли годы детства, юности и ранней зрелости поэта с 1910-1918 годы, сейчас Государственный музей-заповедник, В 1965 г. дом родителей поэта стал мемориальным домом-музеем С. А. Есенина. В уютной бревенчатой избе воссоздана атмосфера быта того времени. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича.
В семье Есениных в 1911 г. родилась дочь Александра. Будущий поэт находился тогда довольно далеко от родного дома: он учился в Спас-Клепиках. С огромной нежностью относился к сестре Сергей Есенин, по-отечески заботился о ней, гордился ее успехами, звал ласково Шура, Шуренок. Каждый приезд Сергея домой был праздником для всей семьи, и в особенности для маленькой Шуры. Вечерами все собирались вместе и пели старинные протяжные народные песни. В сентябре 1925 г. Есениным написаны четыре лирических стихотворения, посвященные им «Сестре Шуре». Строки их полны глубокого светлого чувства братской любви и восхищения молодостью, чистотой души.
Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы увидели самые главные грани этой творческой натуры!
6.Переход к анализу стихотворений.
А теперь мы с вами обратимся к одним из главных стихотворений поэта - «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями».
Прослушивание фонограммы первого стихотворения.
Давайте обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест? (В 1918 году Есенину было 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.)
— Какие события за это время произошли в России?
На этот вопрос детям ответить, вероятно, будет трудно. Учитель может написать несколько дат и рассказать о значимости происходивших событий.
1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год — международная интервенция, попытка захвата территории России войсками стран-участников Первой мировой войны.
— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)
- Проследим своеобразие стихотворения.
Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
— Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? («Родной» — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.)
-Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?
- Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду? (В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него это древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)
— Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?(Образ голубых небес над просторами полей.)
Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?
Д: Голубой, золотой, белый.
У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали)
Золотого? (нарядность, солнце, тепло)
Белого? (чистота, гармония, миролюбие)
У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали.
— Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора:
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой царевной), которая «распласталась на тихой воде».)
— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?
— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги? (Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил.)
Выразительное чтение одним из учащихся этого стихотворения наизусть.
7. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...»
— Каким годом датировано это стихотворение?
— Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»?
— Что же звучит в душе поэта, какая музыка? (Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше.)
— Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями…».)
— Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? («Сереньким ситцем» «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытых хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый».Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)
— Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — «то уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — «родимая выть».)
— Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?
— Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.)
Физкультминутка.
8.Ответ на проблемный вопрос.
-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос
- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает
С. Есенина?
Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
- Как вы думаете, почему главной темой творчества поэта является Родина?
- Я надеюсь, что вам по - новому открылись стихи великого поэта, и он стал вам ближе и роднее. Давайте же будем любить Родину, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться такими поэтами, как Сергей Александрович Есенин.
А что же значит дом для поэта?(ответы детей). Что значит дом для вас ?
Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу… «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…»
А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина
III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Работа в карточках – домиках.
Творческая работа. Синквейн.
Сейчас мне бы хотелось услышать ваше отношение к поэзии С.Есенина.
-Давайте попробуем составить синквейн к словам « Поэт», «Родина», «Природа»
Поэт
Талантливый, наблюдательный.
Вдохновляет, волнует, завораживает.
Поэзия С.Есенина о родине и природе.
Есенин.
Записать синквейн в карточку – домик.
Домашнее задание. Написать письмо С.Есенину. Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. У нас осталось одно незаконченное дело : мы не можем оставить наш « дом» бесцветным. Ребята, давайте разукрасим наши домики. Ребята разукрашивают и сдают работы. Учитель на доске создает «образ большого дома ».
Творческая работа: раскрашивание под песню «Отговорила роща золотая …» на стихи С. Есенина,.
Итог урока.
Подведение итогов урока. Чем мы пополнили корзинку знаний ?
Самооценка.Ребята, мы достигли поставленных целей?
Выставление оценок за урок.
И закончить наш урок я хотела стихотворением:
Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.