СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему:" К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"." УМК "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект открытого урока имеет презентацию,которую я тоже здесь разместила.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению на тему:" К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"." УМК "Школа России" 4 класс»











Конспект урока литературного чтения
в 4 «Б» классе

«К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»















подготовила

учитель начальных классов

Пересыпкина Наталья Владимировна

















Урок литературного чтения. 4-й класс «К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

Цель урока: 

*провести исследовательскую работу над произведением;

* учить выделять главное в содержании и делать выводы;

*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;

*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить с рассказом К.Г.Паустовского;

2. Расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас, приобщать к искусству.

Развивающие:

1. Развивать умение работать над аналитическим чтением произведения;

2. Формировать творческое воображение через слушание музыкальных фрагментов Э.Грига.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброе отношение к людям. Воспитывать любовь к литературе, музыке.


Планируемые результаты. УУД

Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные:Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные:Осмысление и формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

   Подготовительная работа: сообщения учащихся о К.Г.Паустовском и Э.Григе.


Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, география

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах.

Тип учебного занятия: интегрированный урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Оборудование урока: компьютер, проекционная система

Программное обеспечение урока: программа работы с мультимедиа MS Power Point(презентация).

Средства обучения:

Для учащихся:

учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть, толковый словарь русского языка В.И. Даля, книги К.Г.Паустовского, корзина с еловыми шишками, шкатулка с зеркалом, 4 бланка с заданиями,4 бланка для оценивания в группах,4 цветные шишки, сигнальные карточки для рефлексии, елочка для сигнальных карточек.

Для учителя:

учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть,

мультимедийная презентация, конспект урока, аудиофайлы с музыкой Э. Грига.



Ход урока.


Девиз урока: "Учиться - всегда пригодится".


Звучит музыка Э.Грига "Норвежский танец".

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

Много есть в году различных праздников:

Именины, день рождения, Новый год.

И у нас сегодня с вами праздник,

К нам пожаловали гости на урок!

- Ребята, поприветствуйте наших гостей!

-Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь!

II. Разминка.

Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки.

- Разомнем язычки.

а) читаем про себя

б) шепотом

в) хором

Целеполагание:

- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

(ответы детей)

- У меня есть волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.

-В конце урока вы откроете этот секрет.


III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы поговорим с вами о жизни замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны.

- Вы любите разгадывать тайны?

(Слайд№2)

- Cегодня на уроке я вам предлагаю разгадать тайну рассказа

К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

- Скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

(Лес. Высокие ели, запах смолы, осень, шишки созревают, голоса птиц…)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Постановка учебной задачи.

(Будем искать ответы на вопросы рассказа Паустовского)

-А что надо делать, чтобы ответить на вопрос?

(Ответы детей: читать текст, наблюдать, думать, доказывать, рассуждать,сравнивать.)

-Да, на уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а урок-исследование.

IV. Открытие нового знания.

Сообщения о К.Г.Паустовском. Рассказ учащихся. (Подготовительная работа)

Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.

1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Сбылись детские мечты: он много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

2 группа: Но Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни.

(Слайд№3) ВЫСТАВКА КНИГ.

Инструкция: на партах у каждой группы есть оценочный лист. Руководитель группы впишет имена участников и оценит каждого в течение урока. В конце урока я соберу эти листы и оценю всех.

V. Работа с учебником над произведением.

(Слайд№4 Лес. Музыка.)


1.Первичное чтение рассказа (1 и 2 части) учителем и учащимися.

(Дети прослушивают отрывок грамзаписи «Пер Гюнт» пьеса «Утро».)

- Какой рассказ мы читали?("Корзина с еловыми шишками")

- Кто написал этот рассказ?(Константин Георгиевич Паустовский)

- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе? (О композиторе Эдварде Григе).

(Слайд№5)

2. Рассказ учащихся о Григе. (Подготовительная работа).

Учитель: Группы готовили сообщение о Э.Григе.

3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. (Слайд№7) С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Пятнадцатилетний Эдвард поступил в Германии в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии.

(слайд6)

Учитель:

- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

-Проведем следующую исследовательскую работу:

3. Работа над 1 частью.

-Кто главные герои рассказа?

-Где происходило действие рассказа? (Слайд№8)

– Что делал Григ в лесу?

– С кем встретился в лесу Григ?

– Что делала в лесу Дагни? (Слайд№9)

- Как жилось девочке?

(Её семья жила небогато, не было матери, мало игрушек, приходилось работать - собирать шишки).

- А вы знаете, зачем девочка собирала шишки?

(Шишками топили печку в доме).

– Что пообещал Григ девочке?

-Какой подарок решил преподнести Э. Григ девочке? (написать музыку)

-Как вы думаете, какой она ждала подарок? (Игрушку-хрупкую)

- Почему он решил сделать ей подарок?

У нее доброе сердце; умеет думать о других).

– Почему Григ не захотел сделать его сразу? (Такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку).

– Когда же Дагни должна получить подарок? (В 18 лет).

- Какое важное событие описано в 1части?

- Как вы бы озаглавили1 часть, чтобы было понятно, о чем она?

(Встреча Дагни и Э. Грига)


Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.

4.Работа над 2 частью. (Чтение по цепочке.)

- О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора?

(Слайд№10)

-Что в нем находилось?

Ковры портьеры мягкая мебель диван рояль

Расскажите, каким стал дом? (Там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки).

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

- С чем сравнивали друзья дом композитора?(с жилищем дровосека)

- А почему? (Дом был бедным, пустым,в нем были только рояль и диван).


- Как мы озаглавим 2 часть?

(В доме композитора)


(Слайд№11)


5. Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча Дагни и Э. Грига.

2. В доме композитора.


6.Словарно-лексическая работа.

-В тексте встретились незнакомые слова? Назовите их.

Кто знает их лексическое значение?

Вам надо уточнить значение незнакомых слов. Давайте поработаем с толковым словарём и попробуем дать наиболее точное толкование этим словам и выражениям.

- кафельная печка – печка, обложенная керамической (кафельной) плиткой

- портьеры – плотные шторы

- аккорды – одновременное звучание нескольких звуков

- дровосек-человек,занимающийся рубкой дров.

-прачка-работница,занимающаяся стиркой белья.

(Слайд№12)


7.Дифференцированная работа в группах.



- Предлагаю поработать в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

(Слайд№13)



Вы –команда!

Будьте активны!

Слушайте друг друга!

Спорьте честно, искренне!

Сделайте работу интересной!


(на столе лежат конверты с заданиями в цвет с шишками)

Инструкция:

-Руководители группы, выберите шишку и возьмите конверт такого же цвета. Прочитайте задание группе вслух и приступайте к его выполнению. Даю вам 5 минут.


8.Самостоятельная работа с самопроверкой.


(звучит музыка "Концерт для фортепиано с оркестром" )


Задание каждой группе:

Бланк № 1

1 группа - описание осени (с. 47, 5 абзац)

2 группа – описание рабочего процесса написания музыки (с. 51, 8,9 абзац)

3 группа - описание первых слушателей музыки Э.Грига. (с.52)

4 группа - описание рассуждений о жизни композитора. (с.52)


9.Первичное закрепление.


(Слайд№14)


1группа.

- Прочитаем описание осени.(Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.)

- На что обращает внимание писатель, описывая лес? (На звуки осеннего леса: шелест листьев, шум прибоя, эхо, подхватывающее каждый звук, птичий свист).

2группа.

- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?

(больше месяца)

-Что же представлял композитор в момент создания музыки? (Слайд№15)


(Девушка с зелёными глазами, Весна, Солнце, утро, сердце , а на нём расцвёл белый цветок. Седой старик Григ говорит девушке «Да будет благословенно всё то, что окружает тебя. Что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».)


(Слайд№16)


3группа. - Что происходит в рассказе с теми, кто слушает музыку?


(Слайд№17)

Синицы волновались.

Загулявшие матросы…слушали, всхлипывая.

Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой.

Сверчок вылезал из трещины… и поглядывал в щелку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе.

Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки…. вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды”.


Учитель: Музыка Грига производит волшебное впечатление. Люди отвлекаются от своих забот, становятся лучше, мягче, мечтают о будущем.

4группа.

-А счастлив ли был Григ?(Да)

- Найдите в тексте, как он рассуждает.

- Почему он считал себя счастливым человеком?

– В чем было счастье Грига?

(отдал молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата.)

(Слайд№18)


VI. Подведение итогов работы: Он счастлив от того, что его музыка помогает людям жить. Он делится своим счастьем и делает других людей счастливыми.

Бланк №2.

- Прошу руководителей группы оценить работу каждого ученика своей команды и записать отметки в бланк.

VII. Итог урока.

-С каким произведением вы сегодня познакомились?

-Кто его автор?

-Назовите главных героев рассказа.

-С музыкальными произведениями какого автора вы сегодня познакомились?


-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?

(Встреча с чудесной девочкой.)

— Как вы думаете, для чего должен жить человек?

(Надо жить, принося радость другим людям).


-Кто сейчас мне может раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

(Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!).

-Спасибо вам за то, что вы мне сегодня тоже помогли открыть новые тайны рассказа «Корзина с еловыми шишками».


-Поблагодарите гостей за внимание.

- Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке. (по 1 человеку от группы)

(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)

- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

VIII.Выставление оценок.

-Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно.

X. Рефлексия.

- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас в конверте тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, коричневые.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть.


Эдвард Григ
«Финал».


X. Домашнее задание. (Слайд№19)

Пересказ двух частей.


(Слайд№20)


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!