Конспект урока литературного чтения
в 4 «Б» классе
«К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»
подготовила
учитель начальных классов
Пересыпкина Наталья Владимировна
Урок литературного чтения. 4-й класс «К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»
Цель урока:
*провести исследовательскую работу над произведением;
* учить выделять главное в содержании и делать выводы;
*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;
*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;
* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с рассказом К.Г.Паустовского;
2. Расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас, приобщать к искусству.
Развивающие:
1. Развивать умение работать над аналитическим чтением произведения;
2. Формировать творческое воображение через слушание музыкальных фрагментов Э.Грига.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброе отношение к людям. Воспитывать любовь к литературе, музыке.
Планируемые результаты. УУД
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные:Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
Личностные:Осмысление и формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Подготовительная работа: сообщения учащихся о К.Г.Паустовском и Э.Григе.
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, география
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах.
Тип учебного занятия: интегрированный урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
Оборудование урока: компьютер, проекционная система
Программное обеспечение урока: программа работы с мультимедиа MS Power Point(презентация).
Средства обучения:
Для учащихся:
учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть, толковый словарь русского языка В.И. Даля, книги К.Г.Паустовского, корзина с еловыми шишками, шкатулка с зеркалом, 4 бланка с заданиями,4 бланка для оценивания в группах,4 цветные шишки, сигнальные карточки для рефлексии, елочка для сигнальных карточек.
Для учителя:
учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть,
мультимедийная презентация, конспект урока, аудиофайлы с музыкой Э. Грига.
Ход урока.
Девиз урока: "Учиться - всегда пригодится".
Звучит музыка Э.Грига "Норвежский танец".
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся
Много есть в году различных праздников:
Именины, день рождения, Новый год.
И у нас сегодня с вами праздник,
К нам пожаловали гости на урок!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей!
-Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь!
II. Разминка.
Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки.
- Разомнем язычки.
а) читаем про себя
б) шепотом
в) хором
Целеполагание:
- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
(ответы детей)
- У меня есть волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.
-В конце урока вы откроете этот секрет.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы поговорим с вами о жизни замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны.
- Вы любите разгадывать тайны?
(Слайд№2)
- Cегодня на уроке я вам предлагаю разгадать тайну рассказа
К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
- Скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»?
(Лес. Высокие ели, запах смолы, осень, шишки созревают, голоса птиц…)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Постановка учебной задачи.
(Будем искать ответы на вопросы рассказа Паустовского)
-А что надо делать, чтобы ответить на вопрос?
(Ответы детей: читать текст, наблюдать, думать, доказывать, рассуждать,сравнивать.)
-Да, на уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а урок-исследование.
IV. Открытие нового знания.
Сообщения о К.Г.Паустовском. Рассказ учащихся. (Подготовительная работа)
Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.
1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
Сбылись детские мечты: он много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
2 группа: Но Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни.
(Слайд№3) ВЫСТАВКА КНИГ.
Инструкция: на партах у каждой группы есть оценочный лист. Руководитель группы впишет имена участников и оценит каждого в течение урока. В конце урока я соберу эти листы и оценю всех.
V. Работа с учебником над произведением.
(Слайд№4 Лес. Музыка.)
1.Первичное чтение рассказа (1 и 2 части) учителем и учащимися.
(Дети прослушивают отрывок грамзаписи «Пер Гюнт» пьеса «Утро».)
- Какой рассказ мы читали?("Корзина с еловыми шишками")
- Кто написал этот рассказ?(Константин Георгиевич Паустовский)
- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе? (О композиторе Эдварде Григе).
(Слайд№5)
2. Рассказ учащихся о Григе. (Подготовительная работа).
Учитель: Группы готовили сообщение о Э.Григе.
3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. (Слайд№7) С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Пятнадцатилетний Эдвард поступил в Германии в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии.
(слайд6)
Учитель:
- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
-Проведем следующую исследовательскую работу:
3. Работа над 1 частью.
-Кто главные герои рассказа?
-Где происходило действие рассказа? (Слайд№8)
– Что делал Григ в лесу?
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни? (Слайд№9)
- Как жилось девочке?
(Её семья жила небогато, не было матери, мало игрушек, приходилось работать - собирать шишки).
- А вы знаете, зачем девочка собирала шишки?
(Шишками топили печку в доме).
– Что пообещал Григ девочке?
-Какой подарок решил преподнести Э. Григ девочке? (написать музыку)
-Как вы думаете, какой она ждала подарок? (Игрушку-хрупкую)
- Почему он решил сделать ей подарок?
У нее доброе сердце; умеет думать о других).
– Почему Григ не захотел сделать его сразу? (Такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку).
– Когда же Дагни должна получить подарок? (В 18 лет).
- Какое важное событие описано в 1части?
- Как вы бы озаглавили1 часть, чтобы было понятно, о чем она?
(Встреча Дагни и Э. Грига)
Физкультминутка.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
4.Работа над 2 частью. (Чтение по цепочке.)
- О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора?
(Слайд№10)
-Что в нем находилось?
Ковры портьеры мягкая мебель диван рояль
Расскажите, каким стал дом? (Там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки).
Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
- С чем сравнивали друзья дом композитора?(с жилищем дровосека)
- А почему? (Дом был бедным, пустым,в нем были только рояль и диван).
- Как мы озаглавим 2 часть?
(В доме композитора)
(Слайд№11)
5. Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:
1. Встреча Дагни и Э. Грига.
2. В доме композитора.
6.Словарно-лексическая работа.
-В тексте встретились незнакомые слова? Назовите их.
Кто знает их лексическое значение?
Вам надо уточнить значение незнакомых слов. Давайте поработаем с толковым словарём и попробуем дать наиболее точное толкование этим словам и выражениям.
- кафельная печка – печка, обложенная керамической (кафельной) плиткой
- портьеры – плотные шторы
- аккорды – одновременное звучание нескольких звуков
- дровосек-человек,занимающийся рубкой дров.
-прачка-работница,занимающаяся стиркой белья.
(Слайд№12)
7.Дифференцированная работа в группах.
- Предлагаю поработать в группах.
- Вспомним правила работы в группах.
(Слайд№13)
Вы –команда!
Будьте активны!
Слушайте друг друга!
Спорьте честно, искренне!
Сделайте работу интересной!
(на столе лежат конверты с заданиями в цвет с шишками)
Инструкция:
-Руководители группы, выберите шишку и возьмите конверт такого же цвета. Прочитайте задание группе вслух и приступайте к его выполнению. Даю вам 5 минут.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой.
(звучит музыка "Концерт для фортепиано с оркестром" )
Задание каждой группе:
Бланк № 1
1 группа - описание осени (с. 47, 5 абзац)
2 группа – описание рабочего процесса написания музыки (с. 51, 8,9 абзац)
3 группа - описание первых слушателей музыки Э.Грига. (с.52)
4 группа - описание рассуждений о жизни композитора. (с.52)
9.Первичное закрепление.
(Слайд№14)
1группа.
- Прочитаем описание осени.(Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.)
- На что обращает внимание писатель, описывая лес? (На звуки осеннего леса: шелест листьев, шум прибоя, эхо, подхватывающее каждый звук, птичий свист).
2группа.
- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?
(больше месяца)
-Что же представлял композитор в момент создания музыки? (Слайд№15)
(Девушка с зелёными глазами, Весна, Солнце, утро, сердце , а на нём расцвёл белый цветок. Седой старик Григ говорит девушке «Да будет благословенно всё то, что окружает тебя. Что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».)
(Слайд№16)
3группа. - Что происходит в рассказе с теми, кто слушает музыку?
(Слайд№17)
“Синицы волновались.
Загулявшие матросы…слушали, всхлипывая.
Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой.
Сверчок вылезал из трещины… и поглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе.
Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки…. вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды”.
Учитель: Музыка Грига производит волшебное впечатление. Люди отвлекаются от своих забот, становятся лучше, мягче, мечтают о будущем.
4группа.
-А счастлив ли был Григ?(Да)
- Найдите в тексте, как он рассуждает.
- Почему он считал себя счастливым человеком?
– В чем было счастье Грига?
(отдал молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата.)
(Слайд№18)
VI. Подведение итогов работы: Он счастлив от того, что его музыка помогает людям жить. Он делится своим счастьем и делает других людей счастливыми.
Бланк №2.
- Прошу руководителей группы оценить работу каждого ученика своей команды и записать отметки в бланк.
VII. Итог урока.
-С каким произведением вы сегодня познакомились?
-Кто его автор?
-Назовите главных героев рассказа.
-С музыкальными произведениями какого автора вы сегодня познакомились?
-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?
(Встреча с чудесной девочкой.)
— Как вы думаете, для чего должен жить человек?
(Надо жить, принося радость другим людям).
-Кто сейчас мне может раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?
(Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!).
-Спасибо вам за то, что вы мне сегодня тоже помогли открыть новые тайны рассказа «Корзина с еловыми шишками».
-Поблагодарите гостей за внимание.
- Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке. (по 1 человеку от группы)
(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)
- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
VIII.Выставление оценок.
-Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно.
X. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас в конверте тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, коричневые.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть.
Эдвард Григ «Финал».
X. Домашнее задание. (Слайд№19)
Пересказ двух частей.
(Слайд№20)
14