СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"»

Конспект открытого урока по русскому языку

Дата:

Класс 6

Тип занятия: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Цели урока :

Обучающие: закрепление знаний об именах прилагательных.

Изучение материала по теме: "Имя прилагательное"

Расширение знаний о суффиксах имен прилагательных

Расширение словарного запаса учащихся.

Воспитывающие: Воспитывать любовь к русскому языку

Формирование положительного отношения к урокам русского языка

Развивающие: Развивать память, мышление, речь.

Педагогическая технология (или методическая цель урока) ________

Форма организация: проблемная лекция

Используемые методы обучения: При объяснении нового материала используется таблица «Написание -Н- и -НН- в прилагательных». Материал для закрепления рекомендуется распечатать на карточках каждому учащемуся. Задание 1-3 выполняются на доске. Задание 4 (для выходного контроля) выполняет каждый учащийся самостоятельно.

Время проведения урока: 40 минут

Обеспечение урока: дидактический раздаточный материал, презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационная часть

Приветствие:

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

- Присаживайтесь, ребята.

- С чего мы должны начать урок?

- Правильно. Записываем(Презентация слайд1)

Ученики садятся.






Открыть тетради и записать число

Подготовка к изучению нового материала

Словарная работа
































Повторение темы « Способы образования прилагательных»


- Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Презентация слайд 2)










- Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

- Какие люди могут сделать

открытие?

- А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах.

Подпишите

«дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования

- Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

- Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы прилагательные, которые записаны у вас в дневниках исследования. (Презентация - слайд №3)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

- Итак, каким способом образованы все эти слова?

- От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

- Назовите суффиксы, с помощью которых образовались прилагательные

- Что вы заметили в написании этих суффиксов?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №4)

-Запишите тему в дневник исследователя


- Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №5)

-Запишите цель в дневник учёного



-Да.

(Предположительный ответ: Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира:)

-нет


- называют качества


-Да





















- Приставочный, суффиксальный, сложение основ.











- Суффиксальным.


- От существительных.



ИН,АН,ЯН,ОНН, ЕНН, Н


- Есть Н-НН.


- Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

- Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

Объяснение нового материала Знакомство с таблицей


Формулировка правила:


Посмотрите ещё раз на слова. Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

- Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №6 Приложение 2)

- Ориентируясь на таблицу, сформулируйте правило:

Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных: 
- при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н
- от существительных при помощи суффикса -ОНН--ЕНН-
Исключение: ветреный.

Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Ученики высказывают свои предположения.







Закрепление нового материала

Игра «Четвёртый лишний»






Работа в поле для заметок










Цветной диктант








Взаимопроверка «цветного» диктанта









Стишок – закрепление


Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее», запишите эти слова в поле для заметок. (Презентация - слайд №7)

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей(продолжаем работать в поле для заметок).(Презентация - слайд №8)

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд,  стекля___ая ваза, глиня___ый горшок,  мужестве___ый человек,  ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №9)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

  1. Ледяная фигура                  

  2. Былинный герой

  3. Деревянный дом

  4. Ржаной хлеб

  5. Румяное лицо

  6. Авиационный перелёт

  7. Мужественный человек

  8. Кожаная куртка

- Сейчас мы попробуем себя в роли учителя, давайте, обменяемся тетрадями и проверим работы друг друга

ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ(Презентация слайд 10)

 А сейчас мы прочитаем стихотворение, которое поможет нам запомнить новую орфограмму.

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним .

Суффиксы простые

В них всегда напишем

Букву Н одну

Ну а две заветных.

Буквы НН поставим

В суффикс –ОНН-.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе .

А другая – в суффикс

Их, конечно, сложим .

И напишем две

А потом проверим .

Нет ли исключений .

И ошибок мы.

Не допустим?

Нет!



Ответы детей

















Дети проверяют работы друг друга


























Дети повторяют за учителем

Домашнее задание

Теперь, опираясь на полученные знания, вы сможете выполнить д/з


Подведение итогов и выставление оценок

- Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?





- Достигли мы цели нашего открытия?




- Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»(Презентация – слайд12)


-Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

- Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.





Дневник учёного-исследователя

_______________________________________________________________________

Дата исследования:_______________________________________________________

Тема исследования:_______________________________________________________

________________________________________________________________________

Цель исследования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лебединый ___________________________________________________________

Кожаный _____________________________________________________________

Глиняный ____________________________________________________________

Традиционный ________________________________________________________

Клюквенный __________________________________________________________

Каменный ____________________________________________________________

Осенний ______________________________________________________________

Внимание!

Н

НН

от существительных

-ИН- журавлИНый

-АН- кожАНый

-ЯН- землЯНой

Запомни! (искл.) оловЯННый

стеклЯННый

деревЯННый

от существительных

-ЕНН- обедЕННый

-ОНН- авиациОННый


Запомни!(искл.) ветрЕНый

Запомни! Н входит в корень слов:

павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий


от существительных с основой на Н+ -Н-

лимоННый(лимоН + Н)

барабаННый(барабаН + Н)




Оценка за «цветной» диктант ________________________________________

Попробуй сделать открытие самостоятельно!



Опорная таблица

Написание -Н- и -НН- в прилагательных

-Н-

-НН-

-ИН- (куриный)

-ОНН- (традиционный)

-АН- (кожаный)

-ЕНН- (жизненный)

-ЯН- (серебряный)

Основа сущ. на -Н- + суффикс –Н-

(длина + Н = длинный)

Слова-исключения: 

оловянный

ветреный (день, человек), но безветренный.

стеклянный


деревянный




Заметки:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение №3

«Цветной» диктант

1



2


4



3

5



6

8


7

«Цветной» диктант

1



2


4



3

5



6

8


7

«Цветной» диктант

1



2


4



3

5



6

8


7

«Цветной» диктант

1



2


4



3

5



6

8


7

«Цветной» диктант

1



2


4



3

5



6

8


7

«Цветной» диктант

1



2


4



3

5



6

8


7








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!