СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА По русскому языку в 4 классе с использованием ИКТ, игровой и технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА По русскому языку в 4 классе с использованием ИКТ, игровой и технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»»

Конспект открытого урока

Ф.И.О Панкратовская Е.А.

Образовательное учреждение: МОУ « СОШ» п. Каджером

Учебный предмет: русский язык

Дата проведения: 26.01.16г

Класс: 3

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок -исследование.

Основные понятия: мягкий знак, имя существительное, женский род, мужской род, буквы,шипящих согласных.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.


Образовательные технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), ИКТ технология, технология сотрудничества.

Ресурсы:

 основные: учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. / В.П.Канакина, тетрадь.

 дополнительные: презентация к уроку, карточки.

Оборудование: АРМ учителя

Цели урока:

Образовательные:

 Изучить орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»,

 выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

 совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

 проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;

Воспитывающие:

Формировать УУД: личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и

способам решения новой частной задачи.

Развивающие:

Формировать УУД:

-познавательные

УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-коммуникативные

УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к

общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

-регулятивные

УУД: принимать и сохранять учебную задачу, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;



Ход урока

1.Организационный момент (1 мин.)

– Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква …мягкий знак


2.Стадия вызова (6 мин.)

Посмотрите

на эпиграф к уроку. (Слайд №1 )

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)

Обозначу тему урока на доске: «Правописание мягкого знака после шипящих…»

Я не дописываю, вы сделаете это сами позже.

Запишите

в тетрадях сегодняшнее число «26 января», «Классная работа»,

подчеркните орфограммы.

(Слайд №2)

Ш, Ж, Л,Ч, Щ

-Какая буква в ряду лишняя Ш, Ж, Ч, Л, Щ? ( Л)


-Почему? ( Ш, Ж, Ч,Щ обозначают шипящие звуки)

Запишите эти буквы парами – заглавная со строчной: Шш, Жж, Чч, Щщ.

Прочитайте пословицы. (Слайд №3)


Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье- луч света, а неученье -тьма.

-Как вы их понимаете?

Что общего в этих пословицах? ( Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)

А что это за буква “ь знак”? (Буква, не обозначающая звук).

Зачем же она тогда нужна в русском языке? ( Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)

Давайте отразим наши имеющиеся знания на доске в таблице.

Знаю Хочу знать Узнал новое

Ь показатель мягкости согласных

Ь–разделительный


Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного. (Слушать, тьма)

Запишите в тетрадь , подчеркните мягкий знак.

Найдите в пословицах слова, где ь отделяет гласную от согласной.

( Ученье, неученье)

Знаю Хочу знать Узнал новое

Ь показатель мягкости согласных

- слушать,тьма

-Ь разделительный – ученье, неученье

Запишите эти слова, подчеркните мягкий знак в них.

3. Стадия осмысления (15мин.)

-В какую группу вы запишите слово речь?

-Почему? ( Сомневаются)

-Для чего в нем пишется ь знак? (Наблюдение над словом.)

На какой звук оканчивается слово речь? (Мягкий, непарный).

-Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данного слова?

Слово произнесется так же, как и с ь знаком. (Да)

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).

-Значит,в 1 группу это слово не отнесем,

-Нужен ли ь в этом слове для разделения? (Нет)

-И во вторую группу тоже не отнесем.

-Значит, это какая-то новая работа ь.

-В какой столбец таблицы запишем слово речь? (Хочу узнать)

Знаю Хочу знать Узнал новое

Ь показатель мягкости согласных

слушать,тьма Речь

Ь разделительный ученье,

неученье

(учитель вписывает слово речь в таблицу).

-Запишите слово речь в тетрадь.

-Давайте еще понаблюдаем за словами существительными

с шипящим на конце.

-Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.

Спокойствие – (тишь)

Ребята – (молодежь)

Поддержка – (помощь) (Слайд № 4)

Тишь

Молодежь

помощь

С данными словами проводится аналогичная работа.

Какой можно сделать вывод? ( ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без

него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо).

Какая возникла проблема? (Необходимо выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий пишется ь знак).

-Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся впословицах. Найдите это существительное.

(Слайд 5)

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье –луч света, а неученье - тьма. (Луч).

- Что вы можете сказать о написании этого слова? (оканчивается на шипящий, но ь не пишется.)

-В какой столбец запишу слово луч? (Хочу узнать)

Знаю Хочу знать Узнал новое

Ь показатель

мягкости согласных слушать тьма

Речь

Ь – разделительный – ученье,

Неученье Луч

-Кто может сформулировать цель нашего урока? (Нужно узнать, почему ь на конце имен существительных после шипящих пишется или не пишется) .

- Для того чтобы это выяснить, вам необходимо следуя алгоритму, выполнить задания (Работа в группах)


Алгоритм:

1. К какой части речи принадлежит слово?

2. Запишите слова в два столбика в тетради, определив род.

3. Понаблюдайте, где пишется ь, где не пишется.

4. Сделайте вывод.

Слова на карточке:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, ключ, помощь, дочь, глушь.

Учащиеся в группах записывают в тетради слова, наблюдают и делают вывод: На конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется ь.

Давайте допишем тему нашего урока (на конце имен существительных ж.р.)

-На конце сущ. какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? (Существительных м.р.)

Вернёмся к слову речь. Почему же в слове речь пишется ь? (Оно ж.р.)

Какуюже функцию выполняет ь в этих случаях? ( Он показывает, что это сущ. ж.р.)

Запишем эту функцию в таблицу. (Показатель женского рода имен существительных)

Знаю Хочу знать Узнал новое

Ь показатель мягкости

согласных слушать, тьма.

Речь Ь показатель

женского

рода имен

существительных.

Ь – разделительный ученье,

неученье.

Луч Ь не пишется – сущ.м.р.

4 Физминутка

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?


5.Стадия рефлексии (5 мин.)

Откройте учебник на странице 31

-Прочитайте правило про себя.

-Зачитайте у сущ. какого рода на конце пишется ь?

А что вы можете сказать про сущ. м.р. с шипящим звуком на конце? (ь не пишется) .(слайд с правилом)

Работа по карточке в парах.

-Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце

Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)

Часть суток от вечера до утра (ночь)

Маленький ребёнок (малыш)

Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)

Каменное сооружение для отопления помещений (печь)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)

Самопроверка.

Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.

Почему написали мягкий знак?

Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?

(уметь определять род имён существительных)

С одним из существительных составьте предложение и напишите его.

Чьё предложение вам понравилось?

-Оцените свою работу в паре.(смайлики)




Запишите слова в два столбика: (один ученик выполняет задание у доски)

с ь, без ь.

Чёрная птица, вестник наступающей весны …(грач).

Предмет, на котором ездил Емеля …(печь).

После вечера наступает …(ночь).

Дикие птицы и животные как предмет охоты …(дичь).

Суп со свёклой и другими овощами …(борщ).

В поле колосится золотая …(рожь).

Непроходимая,

лесная …(глушь).

Футбольное соревнование …(матч).

Плохое настроение вместе с капризами …(плач).

Место, где купаются и загорают …(пляж).

Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.

1уровень

Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.

Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.

2 уровень

Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …

3 уровень

Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:

Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.

Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.



6. Подведения итогов урока (2 мин.)

Урок пора нам завершить.

А чтоб пошёл он впрок –

Нам надо знания обобщить

И подвести итог.

Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?

О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?

(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)

Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?

(уметь определять род имён существительных)

Кому было легко?

Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке?

Заполните лист самооценки

Лист самооценки

ФИ ученика_________________


1. На уроке я работал


активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным



Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.

7. Задание на дом.

-Откройте учебник на стр. 32 Упр .53


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!